Мысли о кино

История ныне всеми любимого кино длится уже более века. Начиная с конца XIX, когда не безызвестные братья Люмьер сотворили первый в истории фильм, никогда кино не переставало захватывать и удивлять восторженных зрителей.

С огромнейшей скоростью кино набирало обороты. Немыслимо представить, чтобы та же живопись или музыка за столь короткий срок превратились из наскальных рисунков или стука барабанов в картины Мунка или произведения Штрауса. Кино же сумело за малый промежуток времени присоединить на свою сторону гениев того времени и быстро создать целое направление мысли, а также сформировать целый вековой культ, который продолжается и ныне.

Ни один бедняга-американец, живший в период великой депрессии, не представлял свою нищую неделю без просмотра очередного фильма про Бродягу, который олицетворял целую эпоху в жизни Америки, который направлял её жителей на более добрые поступки и более правильный образ жизни. Даже сейчас просматривая «старые» фильмы такие, как «Малыш» или «Огни большого города» мы не можем устоять перед той чарующей красотой, которую когда-то в них вложили. Пускай в тех фильмах не было даже банального звука и все сопровождалось игрой пианиста сидящего прямо в кинозале, но никогда нам в голову не придет назвать фильмы тех лет не актуальными или же непонятными для нынешних людей.

С годами все больше и больше эмоций вкладывалось в создание фильмов, все больше вопросов ставилось перед зрителем и режиссером. Кино стало самым важным видом искусства для всех жителей планеты.

И когда живопись из классической превращалась в модернистскую, когда музыка терпела небывалые метаморфозы, когда литературу уже нельзя было сравнивать с литературой базовой, лишь тогда были заложены каноны классического кино, на которых и по сей день (надеюсь) сотворен любой фильм.

Что до иных видов искусства.

Когда зачинатели модерна в живописи начали испражняться на свои картины или же рисовать их с помощью менструальной крови своих натурщиц, обычного зрителя и ценителя это слегка насторожило и поразило, но не своей гениальностью или неимоверным новаторством, а просто непониманием того, где здесь живопись. Но вот мировые критики были настолько рады появлению модерна, что сделали из этого жанра целую философию. И даже сейчас, когда этим самым модерном пропитана каждая вещь в доме, любой педантичный критик или обычный человек, который движется вслед за общей массой, всегда будут поливать лестью все новые и новые баночки с продуктами дефекации. И до сих пор самый обычный любитель искусства картин не понял в чем же суть этого самого модерна.

И пока обычные граждане, разочаровавшись в живописи, отходили от неё, их взоры привлекло понятное, ясное и предельно эмоциональное кино.

Годы проходили, и фильмы становились все лучше и лучше, наполняясь новыми технологиями и новыми общественными взглядами и идеями. И наверняка все продолжалось так же, если бы не распространение идеи о важности личности человека и развитие философии потребления.

В ответ на это была сотворена контркультура, которая пускай была такой же радикальной относительно классического кино, но она сохраняла в себе тот идейный блеск, который сопровождал с собой любой фильм прошлого. Именно она сотворила в 1999 году фильмы «Бойцовский клуб» и «Красота по-американски», которые были будто криком отчаяния и громкой просьбой к отходу от доморощенной мысли о потреблении. «Ты не то, что ты носишь. Ты не то, кем ты работаешь…». Но если первый фильм восприняли серьезно лишь представители молодежи, то второй стал всеобщим феноменом. Но может из-за трагичного финала или не до конца понятой мысли люди не прислушались ни к первому фильму, ни ко второму.

Настал Y2K или первый год нового тысячелетия, и люди захотели большего. Их уже не устраивали скрытые подтексты, аллюзии, метафоры в фильмах. Для них стало огромной сложностью искать в движущемся пароходе или парящем в космосе астронавте переход к творчеству Жана Люка Годара и Стэнли Кубрика. И пришлось делать фильмы проще. Персонажи превращались лишь в мертвых кукол, на которые цеплялись образы. Тот плохой, тот хороший и никак иначе. Не было уже героев, которые были бы настоящие. Не было хороших парней, которые совершают ошибки или же плохих, которые изредка добрыми глазами смотрят на мир, потому что для зрителя это было слишком  сложно понять, как Терминатор из первой части может творить нечто хорошее, и Терминатор из второй части нечто плохое. В итоге всё превратилось лишь в бледный металлический отголосок прошлого величия.

Фильмы наполняются новыми технологиями, задачи режиссеров упрощаются, задачи сценаристов упрощаются, актеров, всех…

Вскоре уже не понадобится ни тех, ни других, ни третьих. Вскоре лишь будет один единственный продюсер, который скажет в компьютерный микрофон «Я хочу жрать», положит денежку, и уже новые технологии подадут ему на пластмассовом блюдечке очередной «шедевр», на котором будут воспитываться будущие и будущие поколения.

Не осталось надежды на хорошее искусство. Нет ни картин, нет ни книг, ни фильмов, ничего больше нет. Все что когда-то удивляло, потрясало, вдохновляло, осталось в старом добром XX веке, который развил столь прекраснейшее искусство – кино. XXI век его уничтожает.


Рецензии