Существует ли культура в Израиле?

Да  или нет?
     А это с какой стороны посмотреть. Если посмотреть со стороны русскоязычного репатрианта, обремененного культурой в бывшем СССР, то, скорее всего, нет.
     Наш репатриант, глядя, как  ведет себя молодежь в автобусе, решит, что никакой культурой в Израиле и не пахнет. И правда,  уступать места старшим в транспорте здесь не принято, зато принято задирать ноги и ложить их на переднее сидение, что считается вполне нормальным и естественным. И вообще вести себя шумно и независимо.
    Если же наш репатриант работает на уборке местного Университета и выгребает на каждой перемене из учебных классов буквально целые кучи мусора, которые оставляют после себя студенты, то он до конца жизни может остаться в убеждении, что культуры в Израиле нет, и никогда не было.
   Это вовсе не голословное утверждение. Мне не раз доводилось слышать подобное мнение от различных людей. Не видя в Израиле привычного для них выражения культуры, они словно бы надевали черные очки и переставали замечать положительное и доброе.
    И здесь, на мой взгляд,  мы сталкиваемся с неким феноменом человеческого восприятия, состоящим в том, что мы видим только  то, что способны  оценить. Что  соотносится с нашей системой ценностей и представлений. Проще говоря, с тем,  что нам близко и понятно. Но вот что в нас не вмещается, чего мы не понимаем, то мы даже и не замечаем. Человек, как правило, мало открыт к новому и не подготовлен к изменениям.
    По этому поводу есть хороший анекдот о том, как новый русский приходит в рай. У ворот его встречает апостол Петр и спрашивает – ты, человече,  случаем, не ошибся дверью?
Но я ведь покаялся! – возмущается пришелец.
Да, не о том  я, - говорит Петр, - вот, скажи, у тебя квартира и дача в Москве есть?
Конечно, - отвечает новый русский.
А вилла на Каннарах?
Ну, разумеется!
А дом в Ницце?
И дом в Ницце есть!
Вот я и спрашиваю, - продолжает Петр, - будет ли тебе у нас хорошо?

Мы имеем ситуацию ментального несовпадения ожиданий и представлений,  когда привычки и стиль жизни местных туземцев сильно отличается от привычек и  стиля жизни в бывшем СССР.
      Но означает  ли все это, что в Израиле нет культуры?
Конечно, нет! Просто здесь иная культура. И вообще под этим понятием понимается нечто иное, нежели в бывшем СССР...
     Что же именно? Если сравнить  культуру с кремовым пирожным, то в СССР этот крем находился на поверхности, а в Израиле – он внутри.
      В СССР  культурный слой сосредотачивался, как правило, в столицах, и концентрировался в тонкой прослойке творческой интеллигенции.  Культура в бывшем СССР концентрировалась вокруг творческих учреждений – театров, консерваторий, творческих союзов, киностудий, библиотек, филармоний и т.д.  И реализовывалась  в  материальных достижениях – спектаклях, фильмах, книгах, концертах и пр.
     Тогда как в Израиле культура вырастает из духовности Торы, из ее моральных требований.  Культура в Израиле исходит  из синагог, которые находятся в каждом квартале любого населенного пункта,  из школьных уроков по еврейской Библейской истории,  из государственных праздников, пронизанных той же самой библейской сюжетностью.
    И получается, что культурой в СССР называлась приобщенность человека к культурному слою, осведомленность о том, что происходит в нем, количество прочитанных им книжек и просмотренных спектаклей.
    А сам  уровень культуры, образно говоря, выражался в знании, как нужно правильно держать вилку и нож за столом во время обеда или  как нужно себя вести в общественных местах. Чем, естественно, мог похвастаться далеко не каждый советский человек. Но многие, в принципе, могли.
    Культура в Израиле выражается,  прежде всего, в отношении человека к человеку и к окружающему миру. В системе нравственных ориентаций и моральных ценностей.
     Поэтому в Израиле развита так называемая культура благодарения, когда на каждом шагу  вы слышите – «тода» и «тода раба!» («спасибо» и «большое спасибо»). Допустим, вас спросили, как пройти на ту или иную улицу, и даже если вы отвечаете, что не знаете, вас все равно поблагодарят за ответ.
     В Израиле невозможен тот размах воровства (в процентном отношении), который мы имеем в странах бывшего СССР.
    Или вот еще пример. В Тель-Авиве, где проживаю, я часто вижу, как хозяева собак, выгуливая своих четвероногих друзей  в парках и на бульварах, собирают в мешочки экскременты, оставленные теми, что в принципе невозможно представить  себе в бывшем СССР.
    Можно вообще поговорить о культуре уважительного отношения к человеку в Израиле. Это выражается не только в межличностных неформальных отношениях, хотя и в них в первую очередь. Но и во взаимоотношениях государства и его гражданина.
    Я вспоминаю, как в связи с переездом из Хайфы в Тель-Авив, мне пришлось менять запись адреса в удостоверении личности (теудате зеуте). Вся операция заняла у меня пятнадцать минут, что в моих глазах, видевших всю волокиту, связанную с пропиской в бывшем СССР, выглядело как нереальный сон.
   Или взять вопрос социальной защищенности. Не так давно мне пришлось быть в вынужденной безработице, когда  институт национального страхования Битуах Леуми платил мне ежемесячное пособие по безработице (авталу),  в размере 80% от последней заработанной платы. И причем платил мне не месяц, и не два, а целых полгода!
    Еще пример. Мне до сих пор (а я в Израиле уже четыре года) трудно привыкнуть к тому, что получить больничный лист (освобождение от работы по состоянию здоровья) не составляет никакой проблемы в Израиле. В бывшем СССР человеку нужно было еще доказать факт своей болезни государству, которое в  лице врача могло быть и не заинтересовано в том, чтобы оплачивать вам больничный лист (из-за чего больничные листы часто  просто покупались за подношения).
    В  Израиле же больничные листы дают, чуть ли не по первому требованию, и большинство частных работодателей оплачивает их, не говоря уже о государственных предприятиях и учреждениях. 
      То есть, первичным здесь  является самочувствие человека, а не его способность и возможность доказать свое право на болезнь.
    Все перечисленное (и не только, конечно, это, но и многое другое) создают особый моральный климат в Израиле, который я охарактеризовал бы, как человечный, человеколюбивый. Этот климат в Израиле намного мягче и приятнее, чем в других странах, где мне пришлось бывать.
    Израиль – это страна, устроенная для жизни в ней человека, а не для чего-либо другого. И  это вовсе не упрек другим странам. И даже не горделивое превозношение над ними новоявленного израильтянина. Просто мне хотелось бы, чтобы так, как в Израиле в этом отношении было бы везде. И особенно там, откуда я приехал.
    Что же касается культуры, то вопрос – что понимать под нею – решать тебе, уважаемый читатель.


Рецензии
улыбнуло Ваше видение культуры... не смогла понять высокую ценность слова "спасибо" в Вашей интересной статье... слово оно и есть слово... не хочу принижать его ценность, но... все таки поступки, на мой взгляд, значат намного больше... и одно уступленное место пожилому человеку стоит в разы больше миллионов "спасиб", произносимых во всех нужных и не нужных случаях... тоже самое и с собачьими экстрементами :) зачем лишать землю естественного удобрения??? а вот горы выгребаемого мусора из Университета на самом деле говорят о многом... )))

Марина Сушинская   16.07.2013 22:35     Заявить о нарушении
На самом деле, спасибо - это не просто слово. Это духовное состояние благодарности, настрой на принятие позитива жизни. Если, конечно, это слово в устах и в сердце, то есть не простая формальность.

Александр Грайцер 2   14.09.2013 00:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.