София Прус. Проект Критик. Первые шаги

           Журнал «Литературная Критика» закончил прием заявок на свой первый конкурс рецензий.  Невольно задаешься вопросом, в какой мере организаторы конкурса оправдали надежды сторонников проекта и свои собственные. Но не спросить ли прежде, а на что надеялись? Вспомним, что в декабре прошлого года, когда все начиналось, проект  «Критик» поддержали сотни сторонников. Если сейчас, по прошествии почти полугода, опросить тех же авторов, чего они ожидали от проекта, уверена, мы  получим десятки взаимоисключающих мнений.  Оправдать все ожидания не сможет ни один проект. Мы ищем свой путь наощупь, с учетом сложившихся на сайте реалий, и, конечно, совершаем неизбежные ошибки. Но, не ошибается тот, кто ничего не делает.

              Хотелось бы еще раз поблагодарить автора Анну Аничкину, отдавшую свое детище на растерзание критикам. В свое время на странице автора произведение получило много положительных откликов,  было анонсировано в одном из  выпусков приснопамятного журнала «Копирайт», следовательно, было выбрано и одобрено редакцией. Одной из участниц  конкурса рассказ был рекомендован в печать, а значит, он не так уж плох не только по здешним меркам, но и соответствует уровню современной печатной продукции, а это уже серьезный повод для размышлений, в том числе и о качестве печатной продукции.

             Двадцать девять авторов откликнулись на произведение в рамках нашего конкурса. Повесть, или рассказ, как хотите, по меньшей мере,  заставил читателей задуматься,  весь месяц бурно обсуждался и на страницах «Литературной Критики» и на персональных страницах рецензентов. Давненько я не наблюдала таких жарких баталий, но мне трудно согласиться с мнением, что причиной всему была погоня за призовыми баллами. Столкнулись принципы, разные взгляды на жизнь и литературу, а не меркантильные интересы участников, и это радует. Были опасения, что кто-то придет на конкурс в сопровождении мощной группы поддержки, следуя «лучшим» традициям сайта, но такого, к счастью, не произошло. Надеюсь, что  второй этап конкурса пройдет так же достойно.

             Работы, представленные на конкурс, уже окрестили и «графоманской критикой», и  новым жанром: «рецензия по мотивам произведения», а сегодня весь наш конкурс  известный автор Христина Либенсон назвала «чудовищным»! Конечно, все рецензии в той или иной мере далеки от  идеалов, которые провозглашены в  резюме на нашей странице, равно как и от  инструкции уважаемого Виктора Йога.  Наверно, это и есть живое творчество, в котором проявилась индивидуальность каждого участника. Чтобы оценить уровень конкурсных работ в реальной системе координат, спустимся на грешную землю, и заглянем в текущую ленту рецензий.

             Воспроизведу по памяти стиль и содержание  характерных образцов того, что пишут в рецензиях самые популярные ныне авторы Прозы Ру:

             1. «Дорогая  ……..чка! Как всегда, восхитительно! (варианты: изумительно, красочно, талантливо, солнечно, глубоко, душевно, сердечно, проникновенно, философски, мудро, жизненно! - нужное подчеркнуть. Возможны комбинации из предложенного набора)

              С любовью! (с теплом, улыбкой, радостью, нежностью, весной, всего-всегда, чмоки  –  нужное подчеркнуть)

              Ваш(а)»

***
              2. «Дорогая  …………чка! С огромным  удовольствием читаю сто тридцать девятую главу Вашего романа. Как много Вам пришлось испытать на нелегком жизненном пути! В моей биографии тоже был похожий случай, моя вторая свекровь тоже............................
..............Какими подлыми и неблагодарными бывают самые близкие люди! Как мало душевной доброты в нашей жизни!  Спасибо Вам, дорогая …….чка,  за такое правдивое и жизненное повествование! Обязательно прочитаю оставшиеся главы.

С любовью!
Ваша»

***
                Как говорят, почувствуйте разницу!  На мой взгляд, конкурсные рецензии, пусть и далекие от идеала, в отличие от приведенных выше образчиков,  побуждают умного читателя познакомиться с повестью автора Анны Аничкиной. 

                Однако, как ни прискорбно, тон на сайте задают именно такие образчики. Сам по себе или по чьей-то воле возник некий ограниченный формат самовыражения: приторная доброта, наигранная романтика, вымученный позитив.  Год от года рамки  становились все теснее для живого искреннего слова, для споров и дискуссий, для настоящей литературной  критики.  За рамками формата спонтанно образовалась опасная зона, где обитали одинокие и презренные белые вороны. Но так вышло, что белых ворон наплодилось много, они сбились в стаю, и заявили о себе. Так в чужеродном пространстве неожиданно возник проект «Литературная критика». Убеждена, что успех проекта зависит не только от его организаторов, но и от сотен его сторонников, которые пока молча наблюдают за его первыми шагами.

                Спасибо всем, кто принял участие в нашем «чудовищном» конкурсе. Лиха беда – начало, с чего-то надо было начинать. Еще раз приглашаем всех проголосовать за самую интересную и содержательную рецензию:

http://www.proza.ru/2010/04/09/409

                Добавлю, что эта короткая заметка не является итоговой редакционной статьей, а выражает мое личное мнение о первом этапе конкурса.

                Удачи всем!


© Copyright: София Прус, 2010
Свидетельство о публикации №21004121182


Рецензии
По мотивам конкурса "Точка разлома" не только написаны четыре главы романа, но и сняты 12 серий фильма "Семнадцать мгновений весной".

Как определить жанр сериала?

Кибер панк с элементами фэнтази грустно ироническая баллада.

В общем дефектиф!

Виктор Йог   26.04.2010 20:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.