Моя слеза

                Всё в жизни зависит от того,
                что человек называет счастьем.

     Не любила мама моя на вольно шатающихся ребятишек смотреть. И меня в шумные компании не пускала. А бабушка и того больше. Грозилась подругам, зовущим меня поиграть на выгоне, подолы задрать и крапивой отстегать. От того проходившая мимо наших ворот беззаботная компания на минутку затихала, чтоб потом, где-то в конце проулка, взорваться безудержным хохотом. В эти минуты мне всегда казалось, что они надо мной смеются. Бабушка хмурила брови и, постукивая пальцем о столешню, поучала: «Забродившие помои дурно пахнут, а забродившие глузды (умы) ноги к пропасти ведут». Во многих случаях бабушкины слова оказались пророческими. В одном, на мой взгляд, она была не права: слишком рано бабушка с мамой вытолкнули меня во взрослую жизнь. А жизнь – штука жестокая. Молодой росток то жаром опалит, то морозом остудит. Очень трудно выдюжить такое и не прогнуться под обстоятельствами, особенно если рядом нет никого, кто бы мог поддержать хотя бы добрым советом.
     Помню, как учителя в школе не редко призывали нас «сесть и задуматься над своим поведением и о том, как жить дальше будем». От того мне, по простоте душевной казалось, что стоящие мысли приходят в голову человеку только в сидячем положении. Сама того не замечала, что задумывалась я во всякую минуту, когда мне в этом никто не мешал и не отвлекал разговорами.
     - Не задумывайся так, Ганько, - возвращал меня в реальность мой дедушка. – Тяжёлые мысли лоб бороздками вспашут, а волосы сединой засеют.
     А сам потихоньку вздыхал, понимая, что от бед и напастей на печи внучку не схоронишь. Тут уже и родная мать беду не отведёт, коли в Книге Судьбы так прописано.
     Однажды мама застала меня сидящую неподвижно, заглянула в глаза и не на шутку обеспокоилась.
     - Ты, дочка, мыслям воли не давай. Живи себе, как Бог перстом укажет. А чему быть, того и конём не объедешь…
     С разными людьми Судьба сводила меня. Как не странно звучит, но многие говорили мне, дескать, не идёт тебе весёлость. Других улыбка красит, а тебе степенная задумчивость к лицу. По молодости не больно-то я прислушивалась к этим словам. Просто, как жилось, так и велось. И только в зрелые годы поняла: не бывает пути в никуда. Самая неприметная тропинка к чему-нибудь непременно выведет. А уж мысль человеческая на что-то да подтолкнёт. Как знать, я очень на это надеюсь, что и моя стезя, испещрённая чернилами, кого-то на светлую дорогу выведет, или, хотя бы заставит задуматься и пожалеть пустопорожние дни. Ведь пустые закрома не сулят сытости, а жизнь, разменянная на пустяки - спокойной старости.
                22 августа 2006 года.


Рецензии