Дьявольское семья

     Свою бабушку мы с Николкой называли «бабушка Маруся», а приходившие из соседней деревни Вила-Яружские, откуда она была родом, кликали - Марьяной. Чужие, совсем незнакомые люди обращались к ней просто «тётя» или «бабушка». Стучались в наши покосившиеся ворота частенько. Не раз бывало, что, ожидая своей очереди, сидели на завалинке. Всё потому, что бабушка моя гадала на картах и, видимо, знала в них толк, коли приезжали к ней издалека. Понятное дело у каждого своя беда-забота.  Любой человек свою мечту имеет, а как выйти на правильную тропу надеется у бабушки Марьяны выспросить. А уж я, её десятилетняя внучка, охочая до всяких небылиц, вертелась поблизости, стараясь не пропустить ни единого слова.
     Однажды, уже немолодая женщина, дожидаясь своей очереди, рассказала такую историю.
     - Муж мой, Аркадий Платоныч, привёз меня в свою деревню издалека. Соседи всё судачили, дескать: «Городскую, непутящую привёз. Будто тут таких не было,,,» Мне обидно, но хуже того каждый мой шаг примечают и колким словечком шпыняют. Но и к этому со временем привыкла. Беда к нам подступила, когда мы себе хатёнку купили. Обмазали мы её со свекровью, царствие ей небесное, глиной, побелили. Свекровь была – дай Бог каждому. При ней ни одна соседка рта не смела открыть.  «Наша Олеська, чего не знает – научится. А языками своими нечего наш двор мести!» Да-а, такая, вот, она была. Иной раз и мне доставалось. Переплачу, но к ней с полным уважением, потому, как она моя беда и защита.
     Так вот, родила я своего первенца. Тетешкаюсь с ним, а мой Аркаша что-то в огороде делал. Кличет он меня. Я дитя укачала, прихожу. «Гляди, - говорит. – Яблонька у самой межи растёт. Давай её поближе к дому пересадим?»  Доброе дело, я и согласилась. А яблонька та однолеток, прутик один. Выкопал он ямку. Я придерживаю, а муж корни присыпает и сапогом землю притаптывает. Только чувствую я, будто бы не деревце я рукой держу, а крапиву, что ни есть жалючую. Сказала я об этом своему Аркаше, а он, как зыркнет на меня. Ну, чисто зверь лютый. Никогда я его таким не видела.
     Ладно. Растёт та яблонька. Всё у нас хорошо, но, вот, стала я примечать, что деревце-то уж больно прыткое. В год за два вырастает. Радоваться бы, а я бояться её стала. Как напасть, обхожу стороной.
Зато мой Аркаша только возле неё и вертится. Потом из глаз его прямо таки молнии ширяют. А не подходит к дереву – человек как человек.
     Яблонька, что зря хаять, хорошая была. Яблочки немножко с кислинкой, но лёжкие. Один раз вынесла на базар, так, верите, нет, ни у кого не берут, а у меня враз расхватали. Правду вам говорю, дьявольское семя такую притягательную силу имеет. Но в кошёлке в платочке деньги, что за те яблочки выручила, в тот же день кто-то стащил. Кошелёк рядом лежал, не взяли, а в платочке деньги взяли. Ну, да Бог с ними, - махнула рукой женщина.
     Стало со мной что-то неладное твориться. Так мне муторно на душе, так тяжко, что места себе не нахожу. А я уже, в то время, со вторым ходила. Свекровь успокаивает:
     - Родишь, всё обойдется.
     Как бы не так, Мужу слова не скажи. Озверел совсем. Всякая работа из рук моих валится. Родила я, но дочка, как только на свет Божий появилась, так кричит не умолкая. Ни днём, ни ночью, ни сна, ни покою с нею нет. И до того, скажу я вам, дошла, что стали в мою голову дурные мысли приходить. «Вот, повешусь, всё в одночасье и кончится».
     И что вы думаете, однажды, взяла я верёвку, ту, что козу в стадо отводила, и пошла, ни куда нибудь, а к той яблоньке, вешаться. Только верёвку закинула, а дети, главное обое, разом, как заревут.  «Что там случилось?» - подумала я и бегом в избу. Пока их успокаивала, кормила, набежала туча, и первой же молнией по той яблоне шарахнуло. Хата под соломенной крышей рядом, и ничего, а яблоньку в один миг опалило. Чёрная года три стояла. Мы к ней подойти боялись. Потом соседа попросили спилить её. Сосед топором разок-другой тюкнул, она на уголья и рассыпалась. И всё, девоньки. Муж у меня, как муж. Дети выросли. Одним словом – всё, как у людей. Вот теперь надумали строиться. Дети хотят новую хату строить как раз на том месте, где яблонька росла. А я сомневаюсь. Что, как место там нечистое? Вот как бабушка Марьяна скажет, так и сделаем.
                25 июня 2004 года.


Рецензии