Не всё так просто

     Когда перевалило через пятидесятилетний хребет, у меня появилась странная особенность, прочно вошедшая в привычку: копаться в своих воспоминаниях, с целью найти самое первое, а может и не первое, но самое яркое, запоминающееся ощущение того или иного события. Именно вся ценность события перешла в ощущение, во вкус прочувствованного и потому запомнившегося. Теперь, спустя десятки лет, ныне воспринятые звуки, запахи, как по воле волшебства, переносят меня в страну ушедшего детства, в покинутый, но до конца не осознанный Рай. Конечно же это был земной Рай, в котором были слёзы обиды, разочарования. Но вместе с тем были и светлые надежды. Будущее казалось многообещающим, бесконечно загадочным. Каждый раз, когда со мною это происходит, я благодарю Создателя за подаренную память, за тот короткий миг, который возвращает меня к началу, к той узенькой тропинке, с которой начиналась жизнь, к удивительно восторженному детству, в скучный, монотонный осенний дождь, беснующейся реке в особенный день весеннего ледохода. Запах цветущего грецкого ореха, вкус слегка подмороженной рябины, подсушенные на рядне под солнцем вишни и ни с чем не сравнимый запах земли в весеннюю пахоту – всё это оттуда, из первых страниц детской памяти.
     Странно, но пятьдесят четвёртую свою осень с крыши падающая вода меня уже нисколько не занимает. Вспоминаются те минуты, когда я, девочка-второклассница, шла в школу по раскисшей сельской дороге. Из лёгкой утренней мороси дождь вытянулся в нити. Неприятные, холодные капли падали на лоб, на разделяющий волосы пробор, стекали за воротник и я, втянув голову в плечи, вздрагивала всем телом.
     Продрогшей девочке вспомнился неожиданно хлынувший летний дождь. Бабушка тогда схватила меня за руку и, не спрашивая разрешения хозяев, вошла в чей-то двор и стала у стены чужого дома. С насупившейся соломенной крыши частым гребнем текла вода. Ударяясь о плиты вымощенного двора, весёлыми брызгами разлеталась во все стороны. От этих брызг ноги до самых колен были мокрые. Капли щекотали щиколотки, будто приглашали пуститься вместе с ними в веселый пляс. 
     Осенний дождь радости не сулил. Но мне не хотелось в это верить. Вот и тот дом, где мы с бабушкой прятались от дождя. Я свернула на тропинку к калитке, вошла в маленький дворик и стала у стены. Капли срывались с потемневшей соломенной крыши и, тяжело ударившись о плиты, глухо охали. Мне казалось, что за лето, подобно бабушкиному гребешку, гребень дождя поредел, зубья повыломались.   И только по этой причине нет былой веселости и задора. Опавшая листва покорно мокла под дождём. Ветер, уподобившись вредному, задиристому мальчишке, брызгал в лицо холодными каплями, забирался в рукава, визгливо что-то выкрикивал и хохотал. Защищаясь от него, я отворачивала лицо прикрываясь рукавом, и ждала, надеялась, что всё скоро кончится. А когда и вовсе стало невмоготу, вдруг на крылечко вышла хозяйка. Остановилась, молча посмотрела на меня и вернулась в сени. Вскоре опять скрипнула дверь. Тётка Фая спустилась по ступенькам ко мне. Протягивая ломтик исходящего паром хлеба, участливо сказала:
     - Иди, дитятко, в школу. Этому дождю конца и краю не видать. Беги скорее, а то опоздаешь на урок.
     - Не-ет, мне во вторую смену.
     - Кто вас учит?
     - Елизавета Даниловна.
     - Строгая. Иди, дитятко, старайся там, учись.
     - У-гу, - прожёвывая, прилипающий к нёбу хлеб, ответила я и направилась к калитке.
     От вкусного хлеба, от его живительного запаха, стало теплее и даже как-то уютнее на душе. По-прежнему шёл дождь. Одежда на мне тяжелела. За ботинками тянулась вязкая глинистая грязь, но мир уже не казался таким мрачным.
     Очнувшись от воспоминаний и прислушавшись к падающим каплям осеннего дождя, мне вдруг почудился запах свежеиспечённого хлеба. Запах прелых листьев и хлебный запах – вот он запах осени! Больше четырёх десятков лет отошли, растаяли за плечами, а я смотрю на усыпанный двор опавшими листьями, и некая тревога закрадывается в душу. «Надо спешить. И, конечно же, постараться сделать как можно лучше…» - тогдашняя мысль девочки-второклашки вновь подстегнула меня. «И то верно. Работы непочатый край. Спешить надо… Но, почему осенний дождь напомнил мне этот, в сущности незначительный эпизод?»
     Сколько я не раздумывала, ответ не давался. А может и нет его вовсе. Не всё так просто в этом мире…
     Если представить, что жизнь серпантинной тропинкой тянется вверх, то, поднимающиеся по прямой запахи и ощущения далёкого детства, предстанут словно наяву,  живым напоминанием случившегося. И если в этот миг мысли совпадут, сердце отзовётся  на них.  На какой-то миг откроется окошко в прошлое. Не для всех, а только для тебя одного. Отхлынут события, как вода от брошенного камушка, и уже в следующий миг сравняется водная гладь. А в ней отразится нынешний день со своими заботами. Только останется лёгкая грустинка на душе, а во рту вкус свежего хлеба…
 
                29 сентября 2005 года.
   


Рецензии