Увядшие цветы

     - Солнце сегодня злое. Бабушка, давайте спрячемся от его горячих лучей?
     - И куда ты предлагаешь спрятаться?
     - За домиком, возле бани. Там куст сирени и цветов много.
     - А главное ветерок обдувает, - одобрила выбор внука бабушка.
     Когда уже сели на подстеленное старенькое одеяло и бабушка опять принялась обрывать с длинных стеблей листики укропа и пучки его резать на досочке для засушки, долго молчавший внук, наконец, спросил:
     - Бабушка, а почему ты охотнее пишешь о природе, чем о людях?
     После некоторого раздумья, она вздохнула и без всякого лукавства ответила:
     - Ты верно подметил, Саша. О людях писать не просто. В человеческом характере много плюсов, а ещё больше минусов. Понимаешь, мне никогда не обманывали деревья, травы, цветы, ручьи и пригорки, а, вот, люди… Оставаться самим собой и, при этом быть искренним, не страшась быть осмеянным, униженным, делать так, как совесть велит, это означает обречь себя на испытания. А если всю жизнь подражать другим, более сильным и нагловатым, то в конце пути вспомнить будет не о чём.
     - Тебя обманывали?
     - Обманывали, внучек. Случалось, что завидовали. И чтоб принизить моё имя, клеветали. В глаза улыбались, заискивали и в то же время втихомолку мстили.
     - За что мстили?
     - Это сложный вопрос. Некоторым людям казалось, что мне природой отпущено больше, что моё имя звучит громче, уважают больше и работа даётся легче. Завистливым людям всегда кажется, что в чужих руках кусок больше, а ноша легче.
     - А на самом деле?
     - На самом деле ничего в жизни не даётся просто так. Всё, что сделано, написано, через мелкое сито души пропущено, передумано. Чаще всего на мне же самой испытано, слезою омыто, да бессонными ночами на нить судьбы нанизано. Вот, от того и радостно мне на кусты и травы глядеть, в ладони капли дождевые ловить, вдыхать аромат цветов луговых и мечтать, особенно когда сгущаются сумерки. Понимать, что природа была и будет после нас. Она добрая, справедливая, не предаст и не обидит.
     - А почему вчера маме большой букет цветов нарезала, а сама домой ни цветочка не взяла?
     - Да, как тебе сказать. Цветы – это растения особенные. Всё, что на земле растёт, вызреть должно. А мы их на пол пути срезаем. В воду ставим, обмануть пытаемся. Обман, знаешь ли, горечью отдаёт. Только мы зачастую этого не осознаём. Цветы виним, что быстро завяли. Потом безжалостно выбрасываем. И я так делала, но с возрастом реже рву цветы. Жалко мне их, рука не поднимается.
     Случай со мной был. Мне года три или четыре в ту пору было. А, вот, помню, будто вчера произошло. Купила мне мама ведёрко, зелёненькое. Я с этим ведёрком, вместе с мамой в гости к бабушке пошла. Мама с бабушкой на завалинке сидят, о своём разговаривают, а я на грядки пошла. У бабушки по краям грядок астры росли. Глупенькая ещё была. Руки сами к цветам потянулись. Разноцветных головок полное ведёрко нарвала и на скамейке рядочками те цветы разложила. Тут меня окликнули и на малую половину избы полдничать повели. Цветы же на солнце остались. День жаркий был, вот, как сегодня. Через какое-то время я вернулась к скамейке и решила, что меня кто-то обидел. Цветы подменил. Где мне, малой, было догадаться, что цветы увяли. Так сказать – потеряли свою привлекательность. Расплакалась я, маму на помощь позвала. А она меня ещё и отшлёпала за то, что в огород без спросу полезла и напроказила. Шлёпали меня каждый день по всякому поводу. Считали, чем больней мне будет, тем лучше запомнится. Ан, нет. Запомнились жалкие, обиженные цветы. Ещё запомнились цветы на школьной помойке. Я узнала свой букет, который вчера ещё так гордо и бережно несла своей учительнице. Боль и разочарование вошли в детскую душу и так остались по сию пору. А сам праздник стёрся из памяти. Теперь я стараюсь не рвать цветы, особенно луговые. Надеюсь, что через пару лет этих цветов станет больше. Может, ещё кого-то порадуют своей красотой.
     - Бабушка, смотри. Солнышко к нам подбирается.
     - Тень отодвинулась. Значит, время за полив приниматься.
     - Чур, я буду цветы поливать!
     - Поливать цветы – самая приятная работа в саду. Настрой распрыскиватель и мелким дождичком поливай. Не торопись. Пусть понежатся. А я укроп на веранде на газетах сушить рассыплю. Люблю запах укропа…
                10 марта 05 года.


Рецензии