Лось

                (Сказка)

Жили-были мужик и баба. Жили на опушке леса в просторной бревенчатой избе с тёплой русской печкой, сад имели  и  большой огород. Живут-поживают, добра наживают, да детей рожают. Стало им плодов с огорода не хватать на пропитание. А большую площадь мужик лопатой не в силах вскопать. И помочь некому – дети пока не подросли. Призадумался мужик, как дальше жить! Думал, думал, да так ничего и не придумал. А на следующий день пошёл в лес за берёзовым соком и встретил огромного лося. Поздоровались, разговорились. Мужик о своих заботах, лось – о своих.
Мужик говорит: «Надо бы большую площадь картофелем, рожью да овсом засевать, а силёнок не хватает». Лось говорит: «Хорошо летом – корма много, а зимой мне тоже очень туго приходится». Так поговорили-поговорили, попрощались и разошлись. Мужик забрал полный горшок с берёзовым соком, поставил пустой наполняться и пошёл домой, а лось удалился в лес.
Через два дня мужик опять пошёл в лес за соком. Подходит к берёзовой роще и вдруг на опушке видит того же самого лося. Поздоровались, как полагается. А лось и говорит: «Мужик, послушай братец, что мне пришло в голову после нашего последнего разговора. – Что если ты придумаешь какое-нибудь устройство для вспашки земли, в которое я впрягусь. Силёнок-то у меня раз в десять побольше, чем у тебя. И мы   вместе распашем большое поле. Только условие у меня будет такое: урожай – пополам! Сделаешь для меня кормушку в лесу и зимой будешь раз в три дня заправлять её овсом и солью на три дня».
Мужик обрадовался, с восхищением произнёс: «Какой же ты умный, братец лось!», и согласился.
Так всё и получилось, как лось придумал. Мужик сделал деревянный плуг-соху и упряжку. Вспахали они с лосём огромное поле. Мужик его засеял, вырастил хороший урожай. Урожая хватило всей его семье, чтобы жить припеваючи, и лосю на всю снежную и морозную зиму.
Мужик после этого очень лося зауважал, а лось – мужика.
С тех пор лося стали называть "сохатый"!
Однажды, правда, мужик предложил лосю: «Лось! Что ты в лесу живёшь?! Давай я для тебя на своём дворе стойло сделаю. У тебя всегда будет крыша над головой».
На что лось ответил: «Нет, мужик, извини, но мне воля дороже!»
Так и живут по сей день, уже много лет, мужик и лось, друг другу помогают и слово держат!


Рецензии
Спасибо Автору за сказку!

Тем более, что моя фамилия в переводе с финского - лось, а по-эстонски подняли в статусе, олень.

А почему в русских сказках на лосе не пашут и не ездят? В финских-карельских и прочих чухонских тоже.

"Сказка ложь, да в ней намек", и не глупость, а урок. У лося нет потовых желез и он быстро перегревается и умирает от любой гужевой работы. Достаточно в детстве было выписывать журнал "Юный натуралист".

Предлагаю Автору поменять лося на зайца - правды столько же, но смешнее.

Роберт Хирви   29.04.2022 12:55     Заявить о нарушении
спасибо
я думал просто потому приручить не получается )

Микса   29.04.2022 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.