Детские страхи. 7 Возникновение первого страха

Четвертый период

В кабинет психолога бабушка привела двенадцатилетнюю девочку. Бабушка Оксаны волновал тот факт, что у дочери не было подруг среди сверстников. В основном в круг ее друзей входят дети намного меньше ее. Сама Оксана тоже переживала и объясняла это тем, что она не современная, учиться плохо, на дискотеки не ходит, и сверстникам с ней неинтересно.
   
Как оказалось, общению Оксаны со сверстниками мешала боязнь быть не такой как все, страх несоответствия стандартам группы. Это довольно распространенный тип страха. Возникает он задолго до подросткового периода, хотя более ярко он проявляется именно у подростков. В период социального освоения мира (познание окружающего через правила поведения в определенной социальной группе, через адаптацию к социальным требованиям), когда ребенок впервые знакомится  с другими людьми, людьми не из привычного круга общения, со своими требованиями и правилами, и остается с ними один на один.
   
В случае с Оксаной выяснилось, что девочка воспитывалась бабушкой. В детский садик не ходила. Сразу пошла в первый класс, не имея опыта общения со сверстниками. Училась она не очень хорошо, так как все в ней протестовало против школы, - она хотела назад в спасительную тишину к своим игрушкам. Одноклассников она боялась и сторонилась. Для нее они были непознанной, пугающей тайной. Их правила были ей непонятны и не приняты ею.
   
Таким образом, период, когда ребенок осваивает нормы и правила окружающего мира, может стать питательной средой для страха. Это происходит тогда, когда детский коллектив не принимает нового члена, когда ребенок чрезмерно переживает обычные в детском коллективе конфликты, когда взрослый человек (воспитатель, учитель) самоустраняется от решения проблем общения в детской группе.

В книге специально не выносятся временные рамки указанных периодов, так как познание окружающего мира проходит по индивидуальным маршрутам. У каждого ребенка означенные периоды наступают по собственному графику. Но наблюдательный взрослый всегда может увидеть переход от одного периода к другому.
   
Особняком стоит  страх физической боли, возникающий в любой период жизни, он очень сложен в преодолении.
   
Необходимо так же упомянуть и об еще одной возможности возникновения детских страхов, это стрессовая ситуация, которая может произойти с ребенком в любой период его жизни. Страхи, вызванные стрессовой ситуацией, оказывают на жизнь и развитие ребенка огромное влияние. Поэтому лучшим решением будет обратиться к специалисту в данной области.
   
Подведем краткий итог всего вышесказанного. Детские страхи могут возникать в жизненно важные периоды развития человека: утробный период, период чувственного, физического и социального познания мира. Возникает страх чаще всего тогда, когда познание сопровождается болью или реальной или ожидаемой. Иногда близкие взрослые оказываются невольной причиной возникновения этой боли. Особенностью детского страха является то, что страх, тревога могут расти, чем старше страх, тем он сильней.
 
Бабушка одной маленькой девочки «придумала» угомонить внучку «бабайкой». Сперва помогало. Но вскоре девочка потребовала, чтобы ей эту «бабайку» показали. Бабушка растерялась, а потом вышла на улицу, сорвала сухой репейник и сунула его в дверь детской, сопровождая это действие «страшным» голосом. Девочка сразу угомонилась. На следующее утро она с гордостью рассказывала, что к ней приходила «бабайка» и приносила ей цветочек. Но через три года эта же история звучала по-другому. Однажды ко мне приходила «бабайка», такая страшная! Вот так страх растет вместе с ребенком.


Рецензии