Загадка Иоанны Елисабеты. Часть II

     Размышляя о человеческих грехах, не последнее место среди которых занимает зависть, Людовик, хотя и не венценосный, но определённо гордящийся изображёнными на родовом гербе королевскими лилиями, бросил взгляд на мало цветастый гобелен, добротно сработанный на мануфактуре Савоннери по картону признанного живописца "королевских охот" Франсуа Депорта. На какое-то время все эти фазаны, свора псов, кавалеры, не теряющие требуемой временем галантности и потому скорее изящно, нежели удало, гарцующие на холёных жеребцах поглотили внимание принца. Вопреки бытующему, но ошибочному мнению, принц Конде досконально разбирался в тонкостях живописных полотен. С наслаждением, вполне понятным знатокам, в окружении дам, замирающих от восторга, представляя себя чуть ли не царём ассирийским*, он премило рассуждал, например, о причудливости поз " Пирама и Тисбы" кисти Этьена Жора или, припомнив прилив жара к лицу от незабвенного полотна Антуана Куапеля "Зефир и Флора", виденного им в Пале - Рояле у герцога Орлеанского, тут же переводил рассказ на Лемуановского "Геркулеса и Омфалу", рассуждая о влиянии на художника безусловных венецианских гениев - Риччи, Пеллегрини... Ну, может ещё Корреджо.
Стоп! Стоп! Стоп! Людовик Генрих неожиданно рассмеялся. Вот и ответ на вопрос, мучавший его последнее время. Не правда ли, прекрасный сюжет для живых картин, которые непременно станут украшением предстоящего празднества? Геркулес обнимает свою возлюбленную лидийскую царицу Омфалу возлежа на пурпурном ложе под небесно - синим балдахином. И пусть госпожа дю Мен, назойливая родственница Бурбонов - Конде, предпочитает к постановке другой сюжет! Её любимчик - Луи Булонь Младший, хотя и первый художник короля, но архитектурные задники его полотен не идут ни в какое сравнение с мастерством певца античных городов и саркофагов Аллегрена. Принц Конде даже был уверен, что на престарелую Анну-Луизу давят воспоминания двадцатилетней давности, когда она, впервые увидев "Суд Соломона", по примеру первых дам королевства упала в обморок от вида мёртвого ребёнка, столь натурально изображённого младшеньким Булонем. Упала не вполне удачно. Целилась на подушки, во множестве заботливо разложенные и тут, и там на полу, призванные смягчить эффект мёртвой кисти, но забыла о сущей безделице.
В обозначенные времена дамы слишком тщательно относились к своему внешнему виду и, пренебрегая элементарными водными процедурами, употребляли массу косметических средств для достижения желаемой цели. А цель была только одна - вечная молодость! И надо сказать, что многим удавалось обмануть если не время, то своих кавалеров. Густые белила, румяна, соответствующее освещение и маленькие дамские хитрости делали своё дело. Даже в портретах галантный век отстаивал своё кредо: сколько бы лет не было изображённой на холсте особе, но зритель видел лишь беззащитную юность с надутыми детскими губками и приятной округлостью щёчек. Собственно из-за этих возмутительно пухленьких щёчек и пострадала впечатлительная Анна-Луиза. Как мы помним, падая в обморок, она приметила богато расшитую золотой нитью весёлого травяного цвета подушку, сюжет коей немедленно напомнил ей последний читанный роман пера мадемуазель де Скюдери**. Подушечка эта находилась подле мраморной "Улыбающейся Дианы", о чей острый локоток и ударилась щекой герцогиня Мэнская. Шарик, который бедняжка, как и многие дамы, постоянно держала во рту для придания щёчкам приятной округлости, от удара выскочил, а коварная богиня таким непостижимым образом оставила метку не только на лице Анны-Луизы, но и в её душе. И что бы потом не напишет мадемуазель де Лонэ*** в своих весьма бойких письмах, адресованных не только возлюбленным друзьям своим, но и - вот дерзость! - потомкам, всё происходило именно так, а не иначе! Впрочем, что можно ожидать от сочинительницы, отведавшей блюда в Бастилии?


*  -  Сарданапал, царь Ассирии (688 - 626 гг.до н.э) обладал несметным богатством;
**  -  м-ль де Скюдери (1607 - 1701гг), романистка ("Клелия", "Великий Кир"...);
***  -  м-ль де Лонэ (1693 - 1750гг), приближённая принцессы де Бурбон - Конде.За участие в политических интригах была заключена в Бастилию.Оставила интересные мемуары.

Иллюстрация:
Франсуа Депорт "Натюрморт с битой дичью и фруктами"


Рецензии
"А цель была только одна - вечная молодость"!
Времена изменились, а цель осталась прежней.
А вот и способ - шарик за щёку, об этом не знала!
:)

Лариса Дмитриева   25.12.2010 20:21     Заявить о нарушении
Ох, Лариса! Знали бы какой солидный кусочек текста я отсекла, посчитав, что косметические новации, например, Екатерины Великой по сохранению этой самой "вечной" недостижимости не вполне здесь уместны...
Но тогда новеллу пришлось бы печатать под рубрикой "детям до" или Ужасы!

Вика Кир   28.12.2010 22:09   Заявить о нарушении
Наверное это было бы любопытно прочитать. А ещё любопытно, откуда такие познания?

Лариса Дмитриева   28.12.2010 22:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.