Душа поёт
-- Скажи, пожалуйста, а в квартире напротив…
-- А там уже никого нет.
-- Как это – нет?
-- Я сейчас позвоню маме на работу, и она всё скажет…
-- Будь добра…
Так я узнал, что друг уже никогда не вернётся в уютную домашнюю обстановку, а его жена (простите, теперь -- вдова) переехала к дочери.
А познакомились мы с Димой так.
Сами знаете, у жён на домашние заботы тратится полжизни. Поэтому более лёгкие, например, магазинно-рыночные обязанности в нашей семье безропотно и гордо исполняю я. Возле ближайшего магазина по субботам и воскресеньям стал появляться мужчина моего возраста – продавал пейзажи, написанные «маслом» на пресс-картоне. Не мог я промчаться мимо, не рассмотрев колорит, тщательно выписанные мелочи, точность построения композиции… В каждые выходные стал собираться за продуктами заранее: запасался временем, чтобы постоять перед развешенной экспозицией, посмотреть и подумать. Хоть и шли «лихие девяностые годы», когда маленькие пенсии поступали нерегулярно, но однажды я не выдержал и купил живописные миниатюрки. Очень уж они напомнили мне озеро Селигер и Волговерховье -- те же простор и раздолье, характерные для средне-русской широты. Повесил их по обеим сторонам картины Басова, которая уже четвёртый десяток лет навевает на нас с женой морскую прохладу и шепчет неумолкающим рокотом вечно взволнованного моря. Художник-продавец заметил мой неподдельный интерес к своему творчеству, и мы разговорились.
-- До чего у вас пейзажи красочны! И композиции идеально продуманы. Где вы их находите?
-- Совсем не так. Я их и не ищу, а специально отбираю и группирую объекты для конкретного полотна. Вон берёзка на фоне девятиэтажки. Её поместил почти в центре картины (без здания, конечно). А те две молодые липки (видите?) – ближе к левому краю, подальше от белоствольной красавицы, чтоб композиция выглядела уравновешенной. Кусты «принёс» с опушки леса вдоль проспекта Курземес. А траву, цветочки на лужке – бери, где хочешь, или рисуй по памяти. И пейзаж получился соответствующим всем канонам живописи.
И в самом деле: этой картиной раннего лета залюбуешься!
Слово за слово и я решился на вопрос:
-- А вы на заказ возьмётесь написать?
-- Смотря что.
-- Есть у меня…
А у меня и в самом деле была мечта. В годы, когда человек «вырвался в космос», россиянин Постников сделал три чудесные скульптуры на космическую тему, заметные и запоминающиеся. Первая из них -- «Эра космоса»: женская фигура, летящая в бескрайнем просторе. В поднятой вверх руке победный вымпел (копия того, что наш спутник доставил на Луну), а другая рука, откинутая «по потоку», подчёркивает движение фигуры со «второй космической скоростью». И установлена эта Афродита космической эпохи в вестибюле Дома офицеров Воздушной академии. Я её сфотографировал, подставку под ней и интерьер зала запечатал дочерна, а вокруг летящей героини с помощью химикатов расположил «мириады звёзд», сгруппировав их так, чтобы напоминали ночное небо, то небо, которое я любил наблюдать из кабины истребителя, с высоты 12 – 14 км над землёй. Не забыл на фотографии «рассыпать» звёздочки так, чтобы угадывался млечный путь.
Эту «Эру» я и мечтал видеть в своём кабинете.
Принёс фото Диме домой и поразился: да тут, по соседству с нами, на Курземес проспекте, шедевры! Чудесные пейзажи наших городских и пригородных уголков природы. И все они на стенах обыкновенной квартиры, где просто свободного места от них не осталось. А запасники -- хранилища того, что негде экспонировать? В шкафах, в ящиках, на полках, на лоджии – везде хранятся готовые произведения, эскизы, наброски… И всё -- высокой пробы.
Инженер—военный строитель, а свою личную жизнь «провёл» в живописи и самоучкой достиг того, чего наверняка не каждому даст и Художественная академия. Конечно, это – труд и большой труд! Умение, знания, наблюдательность? Да нет, не только. Талант!
И мне вспомнился однокашник по училищу, такое же дарование в живописи, Эркин Ниязов, бросивший художественное училище, чтобы «пойти в лётчики». Была и в нём Божья искра. Он говорил: «Написать твой портрет – не работа. Нужны только циркуль, обозначить овал лица, и умение «вставить» рот, нос, глаза и уши. А мы, когда в училище получали задание «Портрет», ехали на ташкентский базар, искали старого засохшего дервиша, дремлющего у забора, и уж с него получалась настоящая художественная работа. Тут и попотеешь, выписывая морщинки, седые пряди волос, грусть в глазах, тоску по прошлому».
Дима сразу с удовольствием взялся за работу. Давно висит творение Постникова, переложенное кистью Дмитриева на полотно, в моём кабинете: врывается, как метеорит, Афродита в атмосферу неизвестной планеты; от стремительного движения остаётся широкий след, как от истребителя, выполняющего энергичный маневр с большой перегрузкой. Взгляды многих гостей моего кабинета привлекала эта «Эра космоса», а я за два десятка лет так к ней привык, что не представляю, как бы без неё теперь обходился.
Вторая работа друга по моему заказу – увеличение и переложение масляными красками кадра, который старший сын сделал со своего истребителя в полёте – сфотографировал рядом летящий самолёт на фоне земли. Правда, с трудом Дима смог выписать самолёты, долго над ними шевелил усами – форму их он брал с чёрно–белых фотографий, а цвет, переливы сплавов, которыми обшиты «тело и крылья», потребовали нескольких моих подсказок. Всё-таки Дима – пейзажист, а не «технарь». Но… важен не метод, а результат: ни один авиатор, видевший эти работы, не проронил ни одного замечания. Этот «клочок лётного неба» напоминает мне и сыну то время, когда мы оба принадлежали к одному бесстрашному племени крылатых.
И третья работа моего дорогого друга--художника – пара истребителей, несущихся над поймой реки. Это полотно – дань прошлому, моей молодости. И пара МиГ-17, и привольный пейзаж под ними напоминают о пятидесятых годах прошлого века, когда я был рядовым лётчиком и безрассудно «кидался» в любой полёт, лишь бы – в небо.
Ежедневно мысленно кланяюсь Диминым пейзажам, от которых до сих пор поёт моя душа.
Картина художника Дмития Дмитриева.
Свидетельство о публикации №210041301431
С уважением ИВ.
Игорь Теряев 2 26.09.2012 22:29 Заявить о нарушении