Фонарь

 В одном далёком городе на перекрёстке двух широких дорог стоял фонарь.
 Фонарь был довольно стар. Он помнил, как люди, сейчас идущие мимо него шаркающей стариковской походкой с почти погасшим огнём в глазах, когда-то резво бегали и смеялись, радуясь своей молодости. Фонарь помнил многое. Но каким бы он не был пожилым и как бы он не изменился, он всегда следовал своим принципам. Одним из таких принципов было анализировать и стараться понять всё на свете – по крайней мере, то, что его окружало. И он анализировал – так, как мог.
 Был ясный весенний вечер. Подтаявший снег лежал на асфальте, серебрясь своим увядающим блеском в лучах заходящего солнца. Фонарь как всегда стоял на обочине и свысока поглядывал на ледяное месиво.
- Каждый год одно и тоже. Вы так самонадеянны, снежинки, когда только появляетесь. Вы не задумываетесь о своей судьбе, и поэтому каждую весну вам приходится таять. Если бы вы хоть немного думали о будущем, возможно, вы прожили бы дольше!
 Снежинки, давно превратившиеся в один сплошной кусок льда, молчали. Им не хотелось спорить с фонарём. Они лишь наслаждались красками весеннего заката.
 Фонарь хотел продолжить речь, надеясь добиться от снега какого-нибудь ответа, но тень, скользнувшая по земле, отвлекла его. Послышалось хлопанье крыльев, и на ветвь дерева, росшего рядом с фонарём, опустилась молодая ворона.
- Привет, старикан! Как жизнь? Лампочка не перегорела? – жизнерадостно спросила птица.
 Фонарь досадливо отмахнулся. Он не любил, когда его отвлекали от размышлений, хоть птица и была его давней знакомой. Он был сторонником одиночества. Об этом фонарь и сказал вороне, но та лишь усмехнулась:
- Ну так давай поразмышляем вместе. Авось и придумаем чего-нибудь умного… О чём ты думал сейчас?
- Я думал о том, как слабо и недолговечно всё в мире. Вот снег, например. Он же выпадает каждый год лишь для того, чтобы растаять! Какой же тогда смысл его жизни?
- Да, снег умирает весной, но со своей смертью он обретает новую жизнь. Каждая растаявшая снежинка питает собой семя растения и даёт ему силу. Каждый древесный листок, каждая травинка обязаны своим появлением крошечным кусочкам льда… Ну так что, есть смысл в их жизни?
 Фонарь нахмурился и отвернулся. Он ужасно не любил, когда с ним не соглашались, и просто ненавидел, когда собеседник оказывался прав. Ворона же только понимающе улыбнулась. Она хорошо знала, что такое гордыня.
- Ну, не огорчайся, старичок. Попробуй мне доказать своё мнение. Ты ведь любишь спорить, так? Сейчас самый подходящий момент.
 Фонарь повернулся обратно:
- Хорошо, сейчас докажу. Обязательно докажу. Мы ведь спорим о недолговечности и слабости предметов, ведь так?
 Птица утвердительно кивнула.
- Значит, так. Я хочу сказать о звёздах. Посмотри, насколько они слабы и малы! Мой свет в десятки раз сильнее их сияния, хоть я и просто фонарь. И каждый день они умирают, воскресая только ночью. А я могу светить всегда. Разве они не ничтожны?
- Да будет тебе известно, фонарь, что солнце, что светит нам и даёт тепло, тоже звезда. По-твоему, оно тоже ничтожно?
 Фонарь немного растерялся, но сразу же взял себя в руки:
- Пускай оно и сильнее светит, но тем не менее каждый вечер оно уходит. Это разве не слабость для такой громадины?
- Но ведь оно возвращается, хоть и покидает нас. А если тебя, например, разбить, ты уже не оживёшь заново. Для солнца смерти нет, а для тебя есть. Так как же ты можешь ставить себя выше него?
 Стёкла фонаря стыдливо замутились. Он резко подался вперёд и почти закричал:
- Да какое тебе дело, птица! Ты-то вообще ничего не представляешь из себя! Ты живёшь лишь несколько лет, а я могу существовать столетиями! И ничто мне не повредит, ничто!
 Взлёта птицы фонарь не увидел. Он только услышал хлопанье крыльев и хриплое карканье:
- Ну прощай тогда, старик! Смотри, как бы тебе не пришлось почувствовать на себе всю силу звёздного света!
 Светильник запоздало поднял взгляд вверх, но успел увидеть лишь маленькое чёрное пятно, летящее к востоку.

 Наступило утро следующего дня. Первые лучи солнца жизнерадостно скользнули по пожелтелой прошлогодней траве, наконец высвободившейся из-под снега, по стволам молодых деревьев и упали на стекло фонаря. Старик встрепенулся, и вечерняя ссора всплыла в его памяти. Фраза вороны, которой он вчера не уделил внимания, почему-то стала его настойчиво беспокоить.
 «Да ну, глупости! Ещё чего не хватало – верить птичьим пророчествам! Да это вовсе и не пророчество, ерунда, » - успокаивал себя старик.  В конце концов, он вернул себе хорошее настроение и стал поджидать прохожих, чтобы проанализировать их, следуя своей привычке.
 Объекты анализа не заставили себя долго ждать. На горизонте показались фигуры двух молодых людей. Один из них нёс в руках объёмный свёрток.
 «Интересно, что это у него?» - подумал фонарь.
 Люди шли, видимо, издалека. Оба выглядели крайне уставшими. Еле передвигая ноги, попутчики остановились у фонаря передохнуть. Светильник стал прислушиваться к их разговору.
- Эх, как же надело мне нести эту бандуру! – жаловался один. – А что делать, надо ведь. Не зря же покупал. А тут ещё какие-то бури на солнце, что ли.… Весь день вчерашний голова трещала, и сейчас продолжает. Аж разбить что-нибудь хочется…
- А ты и разбей, - предложил второй. – Вон висит какой-то старый ненужный фонарь, все такие давно уже заменили, ума не приложу, почему этот остался. Чем не мишень?
- И то верно!
 Фонарь не успел ничего подумать. Большой булыжник, пущенный меткой рукой, пробил  стекло светильника, затуманившееся от ужаса, и попал прямо в лампочку. Осколки моросящим дождём посыпались на асфальт, звеня, и стихли.
 «Так вот она какая, сила звёздного света…» - прошептал фонарь, умирая.

***

Через несколько дней на горизонте показалась особенная машина, не похожая на все другие. Это был автомобиль из службы, отвечающей за ночное освещение города. Он подъехал к перекрёстку, над которым возвышался старый разбитый фонарь. Из машины вышли молчаливые рабочие. Они установили на место нерабочего светильника новый,  сделанный по последнему слову техники. И перекрёсток вновь стал светлым. Все жители окрестных домов, проходя мимо фонаря, удовлетворённо качали головами. И никто из них не замечал одинокую чёрную птицу, которая каждый день прилетала на перекрёсток, садилась на ветви деревьев и подолгу думала о чём-то своём, неподвижно глядя на светильник.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.