Амнистия прогресс или атавизм в праве?

Амнистия (греч. ;;;;;;;; — забвение, прощение) — смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осуждённых судом, а также прекращение уголовного преследования, осуществляемое на основании специального акта верховной власти.
В России таким актом является Постановление Государственной Думы РФ, издаваемое обычно в связи с каким-либо знаменательным событием. Учитывая, что скоро состоится празднование 65-летия Победы в Великой Отечественно Войне в Думу было направлено не-сколько проектов такого Постановления от разных групп депутатов, а именно: один проект внесен депутатом П.Крашенинниковым, второй - депутаты В.А.Лекарева, В.Г.Юрчик, К.Н.Новикова, Т.Н.Москалькова (Справедливая Россия), и третий - депутатами ЛДПР ( И.В.Лебедев, (сын В.В. Жириновского))С.В.Иванов).
Сразу можно сказать что Думой был принят проект Крашенинникова, однако давайте все же бегло сравним их все. Итак, какая категория лиц подлежит освобождению по этим проектам:
Крашенинников - амнистию предполагается распространить на участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, проработавших в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, бывших узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных нацистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны, а также жителей блокадного Ленинграда.
Исключение составляют лица, совершившие преступления против жизни и (или) половой неприкосновенности несовершеннолетних. В их отношении амнистия применяться не будет.
Справедливая Россия  - несовершеннолетних, приговоренных к лишению свободы на срок до 5 лет включительно и ранее не отбывавших наказания;   осужденных к лишению свободы за преступления на срок до 5 лет включительно и отбывших половину срока; осужденных к лишению свободы на срок до 3-х лет включительно и ранее не отбывавших наказания;
    Освобождение от наказания вместе со снятием судимости должно распространяться также:
-на осужденных к лишению свободы на срок до 7 лет включительно и ранее не отбывавших наказания в исправительных учреждениях: беременных женщин; женщин имеющих несовершеннолетних детей; женщин старше 50 лет; мужчин старше 55 лет. -условно-осужденных, условно-досрочно освобожденных, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и осужденных, отбывание наказания которым отсрочено. Не совсем ясно, зачем законодатель отделяет эту категорию от других вышеуказанных: из буквального смысла проекта постановления следует, что если такие осужденные имеют на руках приговор, не вступивший в законную силу, постановление об амнистии их не коснется. При этом, если бы часть таких лиц имела статус подозреваемого или обвиняемого, они были бы амнистированы.
Предлагается прекратить уголовное преследование подозреваемых и обвиняемых:
- ранее не отбывавших наказания несовершеннолетних по преступлениям, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы;
- ранее не отбывавших наказания беременных женщин, женщин имеющих несовершеннолетних детей, женщин старше 60 лет, мужчин старше 65 лет, отцов - одиночек, имеющих несовершеннолетних детей преследуемых по преступления, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы;
-всех лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.
ЛДПР - Амнистия в первую очередь касается категорий несовершеннолетних, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных женщин, стариков и инвалидов. Прекращение уголовного преследования осужденных распространяется на:
- осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;
- осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавших наказания в воспитательных колониях;
- осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывших не менее половины назначенного срока наказания.
- осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и ранее не отбы-вавших наказания в исправительных учреждениях: женщин, имеющих несовершеннолетних детей; беременных женщин; женщин старше 55 лет; мужчин старше 60 лет; мужчин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет; лиц, имеющих I, II или III группу инвалидности;
-осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в возрасте до 18 лет, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных жен-щин, женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет, осужденных к лишению свободы за те же преступления, не подпадающих под действие пункта 2 настоящего Постановления, отбывших не менее одной четверти назначенного срока наказания.
- осужденных в возрасте до 18 лет: условно осужденных, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания до дня вступления в силу постановления об амнистии, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено.
-осужденных женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных женщин, жен-щин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания до дня вступления в силу постановления об амнистии, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей, беременных женщин, женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Даже беглого взгляда достаточно чтобы понять почему был принят проект депутата Крашенинникова. Он единственный упоминает категорию лиц, логически подлежащих амнистированию в связи именно с праздником Победы, тогда как два других проекта просто использовали это как обыденный повод и ратуют за те категории, которые никак не вписываются в логику событий.
Но давайте зададимся вопросом, а нужен ли вообще такой институт как амнистия? Пройдемся по истории амнистий в России.
1913 год - В 1913 году амнистия была объявлена в честь 300-летия дома Романовых. 1917 год - Амнистия объявлена Керенским, возглавлявшим Временное правительство. Выпущенных из тюрем прозвали «птенцами Керенского». 1953 год - 26 марта 1953 года министр внутренних дел Лаврентий Берия подготовил и подал докладную записку с проектом указа об амнистии в Президиум ЦК КПСС. Проектом предусматривалось освобождение около 100 тысяч человек, из числа лиц, осуждённых на срок до 5 лет. Проект предполагал освобождение женщин, имеющих детей до 10 лет, и беременных женщин, несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, пожилых и тяжело больных людей. Берия указывал, что из 2,5 миллионов заключённых ГУЛАГа лишь 220 тысяч человек являются особо опасными государственными преступниками. Предлагалось не распространять амнистию на особо опасных государственных преступников — осуждённых за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. Кроме того, Берия предлагал вдвое сократить срок наказания осуждённым на срок более 5 лет.
27 марта 1953 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об амнистии» всех заключённых, чей срок не превышал 5 лет, кроме осуждённых на 10-25 лет за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. В первую очередь из лагерей освобождались несовершеннолетние, беременные женщины и имеющие малолетних детей, заключённые преклонного возраста и инвалиды. К иностранным гражданам амнистия применялась на общих основаниях. На момент начала амнистии имелось 2 526 402 заключённых, из них:
осужденных на срок до 5 лет — 590 тыс.;
осуждённых на срок от 5 до 10 лет — 1 216 тыс.;
осуждённых на срок от 10 до 20 лет — 573 тыс.;
осуждённых на срок свыше 20 лет — 188 тыс. человек.
Из общего числа заключённых «особо опасных государственных преступников (шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, эсеры, националисты и другие)» в особых лагерях МВД СССР находилось 221 435 человека. На них действие указа не распространялось.
Указ был опубликован на следующий день. По разным оценкам в результате этого указа было освобождено около 1,2 миллиона человек.
В результате амнистии произошло усиление криминогенной обстановки в стране. Поэтому 2 июля 1953 года Президиум ЦК КПСС одобрил проект Указа «О неприменении амнистии к лицам, осуждённым за разбой, ворам-рецидивистам и злостным хулиганам». Указ гласил, что если освобождённые по амнистии «продолжали вести паразитический образ жизни и не занимались общественно-полезным трудом», то амнистия для них отменялась и они должны были продолжить отбывание назначенного им наказания. 1987 год - Амнистия в честь 70-летнего юбилея Октябрьской революции. «Думская» амнистия 1994 года - 23 февраля 1994 г. Государственной думой Федерального собрания РФ 1-го созыва было принято Постановление № 65-1 ГД «Об объявлении политической и экономической амнистии». Согласно этому постановлению были амнистированы участники ГКЧП, участники Октябрьского путча 1993 года, а также лица, привлечённые к уголовной ответственности за ряд экономических преступлений, предусмотренных действовавшим тогда Уголовным кодексом РСФСР. 1995 год -Амнистия в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне. 2000 год -Постановление об амнистии было принято Госдумой 26 мая 2000 и вступило в силу на следующий день. Амнистия была объявлена в честь 55-летия победы в Великой Отечественной войне (на деле в честь инаугурации Президента РФ).
Исходя из этого экскурса в историю становиться понятно что амнистия акт не системный, и принимается он исключительно по воле власти. Из-за ее желания сделать подарок? Возможно, но подарок кому? Как нам, законопослушным гражданам, избирающим органы власти с целью в том числе и нашей защиты, станет легче от того, что эта самая власть выпустит на волю тех, кто пошел против закона? Рассмотрим отрицательные и положительные черты амнистии. Положительное социальное действие амнистии, с точки зрения П.И. Люблинского, сводится: 1) к умиротворяющему действию – сглаживает антагонизм общественных и политических отношений; 2) укрепляющему действию – возвышает моральный, религиозный и прочий авторитет власти, даровавшей амнистию; 3) побочному действию – иные социальные цели, преследуемые в том или другом случае, но не характерные для амнистии, как таковой.
Отрицательным социальным действием амнистии следует признать вызываемое ею ос-лабление уголовной репрессии и государственного авторитета. А так же резкое возрастание криминогенной обстановки и увеличение общего числа преступлений. Интересно что так называемые положительные черты, отмеченные Люблинским, никак не вписываются в правовое поле и гражданское общество, живущее по законам. И действительно, амнистия по сути своей акт не правовой, а волевой. И создана она была для "задабривания" народа царем, императором, проще говоря властителем. И после слома монархии суть ее не изменилась, изменился субъект, он стал коллегиальным – Правительство.  Конечно, не смотря ни на что амнистия это правовой акт и он обязателен для исполнения, однако я считаю саму идею ничем не обоснованного с правовой точки зрения акта, освобождающего от уголовного наказания или преследования лиц, совершивших преступление, атавизмом, недопустимым для гражданского общества. Еще раз скажу что по сути это акт воли правителя, то есть природа амнистии возвращает нас в эпоху, когда существовали субъекты власти, стоящие над законом. Пусть не юридически, но фактически это так. Ведь даже само устройство государственных органов в России с их разделением на три ветви четко очерчивает круг тех, кто может заниматься судопроизводством, признавать виновными и освобождать от ответственности либо наказания. И амнистия это есть вмешательство в дела суда, компетентного и профессионального органа.
Какие же можно сделать выводы? Из представленных трех проектов амнистии был вы-бран проект Крашенинникова, что является на мой взгляд логичным, не будь сама идея амнистии пережитком прошлого.
Амнистия:
- ничем не обусловлена с точки зрения закона
- это не систематический акт, издаваемый по "хотению"
- ведет к усилению криминогенной обстановки
- является вмешательством в дела суда, что прямо нарушает принцип разделения властей
- и так далее.
Таким образом амнистия не может существовать в правовом государстве и гражданском обществе, так как сама ее суть противоположна данным явлениям.


Рецензии