Хирурги тоже люди глава двадцать пятая

 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ
В ординаторской раздался телефонный звонок. Саша снял трубку.
- Александр Васильевич, зайдите, пожалуйста, ко мне, - сказал заведующий отделением Петр Никанорович.
Через минуту Саша сидел напротив начальника. У Петра Никаноровича было крайне озабоченное лицо. Александр сразу понял, что случилось из ряда вон выходящее.
- У меня к вам очень серьезный разговор, -  начал заведующий.- Скажите, Александр Васильевич, как вы оцениваете последнюю партию обезболивающих препаратов?
 - Обычное лекарство. Никто не жаловался. Мы ж постоянно сотрудничаем с этой фирмой. У них гарантированное качество.
- А вот у некоторых докторов другое мнение по этому поводу. Ничего подобного не слышали?
Сашка пожал плечами и покачал головой.
- Один из ваших коллег считает партию бракованной, чуть ли не фальсификатом. Лекарства не помогают, пациенты кричат от боли. Мало того, сообщил об этом родственникам и настоятельно рекомендовал побеспокоиться о здоровье своих близких – снабдить действенными препаратами.
У Сашки отвисла челюсть.
- Генка, - не выдержал он.
- Вы торопитесь с выводами. Геннадий Петрович тут абсолютно не при чем. Я в курсе ваших конфликтов. Пора, наконец, оставить личную неприязнь за стенами больницы. Это непрофессионально устраивать межличностные разборки на рабочем месте. Здесь вам не ринг. И не надо на него пытаться повесить все смертные грехи. Вы бы лучше на своих друзей повнимательнее посмотрели.
- Не понимаю, о чем вы.
- А я вам сейчас все подробно объясню. Один из наших сотрудников, ваших коллег, выписывает рецепты на трамал. Раздает пациентам, проводит разъяснительную беседу, что наши лекарства никуда не годятся и надо приносить свои.
- У нас же нет рецептов, - возразил Сашка.
- Проблема для доктора достать рецепт! У вас у каждого в поликлиниках друзья. Вот оттуда-то бланки и приносятся. Меня уже родственники с расспросами звонками одолели. За последнюю неделю пять человек позвонили. И все родственники пациентов одного врача. Не догадываетесь, кто бы это мог быть?
Кроме Генки, Саше никто и на ум прийти не мог. Кому это могло понадобиться, а главное, зачем? И тут его словно осенило. Вначале пришел ответ на последний вопрос. Трамал – наркосодержащий препарат. Последнее время возле больницы два нарика на джипах все терлись. Неужели кто-то из его коллег согласился снабжать их? Рамсул точно не мог. Они обсуждали этот вопрос. Рамсул пропагандировал здоровый образ жизни, и об одном упоминании об этих прожигателях жизни впадал в ярость. Ванька человек чести. Ради наживы на сделку с совестью не пойдет. Василий. Нет, только не он. Примерный семьянин, отец двоих детей. Последняя мысль пробудила воспоминания. Василий жаловался на острую нехватку денег. Ванюша из курточки вырос, старшему ботинки жмут, у жены мобильник полетел. Озабоченный все время ходил. А в последнее время что-то притих. О финансовых проблемах – ни слова. Рамсул даже подумал, что он в лотерею выиграл. Сашка прокрутил в памяти события последних дней. Тут его словно током пронзило. Он вспомнил, как Василий не спешил с работы, все время кого-то поджидал на улице. И парни в последнее время не появляются. Неужели Василий вляпался в историю? Саша с трудом мог в это поверить, но факты говорили сами за себя.
- Я думаю, вы догадались, о ком идет речь, - сказал Петр Никанорович.
Саша пожал плечами.
- Ни малейшего представления.
- А по лицу видно, что поняли, кто это может быть. Да, в это трудно поверить. Тем более, что он ваш друг. Я и сам, когда первый человек позвонил и назвал имя, вначале усомнился. Думал, что кто-то подставить нашего хирурга хочет. Потом последовал второй, третий звонок. Не могли же они сговориться?
Сашка тяжко вздохнул. Похоже, Василий действительно влип.
- Конечно, у меня еще есть доля сомнения. Я слишком высокого мнения об этом человеке. Поэтому я вначале решил поговорить с вами, чтобы вы прозондировали почву. Ладно, Александр Васильевич, хватит играть в молчанку. Мы с вами все прекрасно понимаем – не маленькие дети. Называйте имя.
Сашка понял, что Петр Никанорович уже все знает. И нет никакой разницы, скажет он имя вслух или нет.
- Я могу только предполагать, - сказал Сашка и сделал паузу.
- Предположите же, наконец.
- Неужели Василий Степанович?
Заведующий отделением кивнул.
- Родственники его пациентов жалуются на то, что он заставляет их покупать дорогостоящие лекарства. Вы не знаете, зачем ему это?
- Нет, - быстро ответил Саша.
Не дай Бог, Петру Никаноровичу станет известно о наркоманах. Сейчас еще есть надежда, что все может обойтись. Но если заведующий узнает, что Вася сбывает лекарства наркоманам, то ему точно не сдобровать. Вылетит из больницы, как пробка из бутылки.
- Может, кому из родни плохо, а купить препарат не на что? Вы же знаете, как у него туго с деньгами, - попытался Саша хоть как-то спасти ситуацию.
Петр Никанорович нервно крутил в руках шариковую ручку. Было видно, что разговор ему неприятен. Он был высокого мнения о Василии Степановиче как о хирурге и как о человеке.
- Даже если так, то можно было попросить материальную помощь. Но вымогать деньги у пациентов даже таким косвенным методом – это недостойно хирурга.
Саша тут же подумал о Геннадии, у которого за каждую операцию была своя цена. Родственникам пациентов он выставлял счет, как в магазине. Петр Никанорович тоже был в курсе, но молчал. Против протеже главного врача больницы не попрешь. Александр не стал поднимать эту тему, так как знал, что заведующий хирургией был человеком чести и сам тяжело переживал эту щекотливую ситуацию.
- А если это все-таки Василий? – Задал тревожащий его вопрос Саша. – Что ему будет?
- Пока рано придумывать наказание. Нужно еще в его виновности убедиться, - резонно заметил начальник. А это уже ваша задача. Вы человек тактичный, деликатный. Кроме того, вы с Василием Степановичем давние друзья. Именно поэтому я выбрал вас. Поговорите с ним начистоту. Потом расскажите мне. Дальше будем действовать по обстановке. Только не говорите ему о нашем разговоре.
На душе у Саши стало гадко. Он почувствовал себя крысой, которая должна что-то вынюхать. А после еще и сдать друга.
- Я прекрасно вас понимаю, - сказал Петр Никанорович, взглянув на хмурое лицо Саши.- Вы посмотрите на это с другой стороны. Воспринимайте это как помощь. Другу, больнице, лично мне.
Саша встал. Он находился в полной растерянности и не знал, что ему делать. Отчасти он чувствовал и свою вину тоже. Ведь он мог не допустить этого. Как же он сразу не подумал о том, что Василий может поддаться соблазну легкой наживы?
- Я думаю, что мы правильно поняли друг друга? – Спросил Петр Никанорович.
Саша кивнул.
- Значит, я могу на вас рассчитывать?
Саша снова молча кивнул. Слова застревали у него в горле.
- Идите работать.
Александр вернулся в ординаторскую в скверном расположении духа.
- Что, втык от Петручио получил? – Весело поинтересовался Василий.
Если бы он знал, что проблема именно в нем.
- Вась, нам надо будет серьезно поговорить.
- Звучит устрашающе. Обычно у меня теща с таких предисловий начинает. Далее следует что-то весьма неприятное.
- У нас тоже разговор будет не из приятных.
Василий насторожился.  Сашка редко выглядел таким потерянным. В любых ситуациях ему удавалось сохранять самообладание. Тут же на него словно ушат ледяной воды вылили.
- У тебя серьезные проблемы? Опять Генка подставил?
- Не у меня, а у тебя, Вася, проблемы. И Генка тут абсолютно ни при чем.
В ординаторскую зашел Геннадий Петрович.
- О, мое имя как всегда на слуху. Я опять в центре внимания. Чувствую себя суперзвездой. Наверное, скоро звездную болезнь подхвачу.
- Главное, осложнение от нее не получи, - парировал Василий.
- С таким количеством знакомых врачей даже это не страшно. Друг закадычный вылечит. Правда, Саня? Вылечишь ведь?
- Ты заболей вначале, а там разберемся. Моя врачебная помощь будет прямо пропорциональна твоей платежеспособности. Ты ж у нас любитель твердой таксы. У тебя на все фиксированный тариф.
Геннадий нахмурил брови. Опять этот правдолюб нарывается. Мало ему прошлых уроков, надо будет еще паренька жизни подучить.
- Ты ж если деньги возьмешь, сна лишишься. Совесть тебя в покое не оставит. До самых косточек изгложет.
- Я даже и в этом случае на благо медицине послужу – студенты по моему скелету будут костную систему человека изучать.
- Вот теперь я понимаю фразу «мечты идиота». Всю жизнь ни на что тратишь – без отдыха, без продыха в больнице торчишь, еще и после смерти здесь обосноваться хочешь. Больница словно дом родной. Романтик ты, Саня.

- А ты, Генка, - трепло. Если бы у тебя руки еще так во время операции работали.
- Зачем самому надрываться, если есть кому работу за тебя сделать. А мои ручки созданы, чтобы денежки считать.
Геннадий опять провоцировал его на драку. Сашка сжал кулаки и стиснул зубы.
- Пошли, - потянул его за рукав Василий, - ты ж со мной поговорить хотел.
Глядя на раскрасневшегося от гнева Сашку, на лице Геннадия появилась самодовольная ухмылка.
- Теперь можно и чайку попить. Кто-то уже закипел.
Василий уже тащил Сашку из ординаторской. Еще пару минут, и он точно врежет Генке.
В курилке он пришел немного в себя. Он не знал, с чего начать разговор.
- Что там у тебя? Выкладывай,- поторопил его Василий. – У меня еще столько писанины.
- Родственники пациентов звонят Петру Никаноровичу, жалуются, что наши хирурги, - Саша сделал паузу. – Точнее, один из хирургов, выписывает больным дорогостоящие обезболивающие.
Саша заметил, как задрожал кончик недокуренной сигареты в руках у Василия.
- Известно, кто это? – Коротко спросил он.
- Не наверняка, но есть догадки.
- Кто?
- Ты.
- Я? – Удивился Вася.
На минуту в курилке воцарилась тишина.
- Да, это я, - облегченно вздохнув, выдал Вася.
Саша не ожидал, что все окажется так просто. Он думал, что Вася будет отпираться, юлить.
- Знаешь, я даже рад, что все стало известно, - продолжил он. – Как камень с души свалился. Последнее время так тяжело было с этим жить. А кто еще знает об этой истории?
- Пока никто. Только я и Петр Никанорович.
Саша рассказал Василию о разговоре с начальником.
- Что делать будем? – Поинтересовался он у коллеги.
- Что делать, что делать? Пойду, покаюсь.
- Давай вначале я, - предложил Саша. – Прозондирую обстановку, выясню все.
Василий молча пожал плечами.
- Вот только надо хорошую историю придумать, зачем тебе все это понадобилось. Если он о наркоманах узнает – тебе кирдык.
- Да я врать не умею.
- Давай скажем, что в Интернете объявление о больной раком девочке прочитал. Мучается ребенок, боли страшные терпит. Родители  - бедные. Все сбережения на оплату дорогостоящей операции истратили. Вот и бросили клич, мол, помогите, люди добрые, кто чем может. Все знают, какой ты у нас сердобольный.
- А вы все, значит, жесткосердечные.
- Я Ваньку с Рамсулом о девочке предупрежу. Чтобы в курсе были, если их вдруг Петр к себе вызовет. Попрошу, чтоб сказали, что мы на прошлой неделе деньги собирали, на расчетный счет их перечислили.
- И про меня все расскажешь? Я ж потом в глаза им не смогу смотреть.
- Про тебя не расскажу. И Петра Никаноровича попрошу не распространяться.
- Спасибо, Сань. Думаешь, поверит?
- Думать раньше надо было. Теперь действовать нужно.
- Ты прав. Какой я болван, что ввязался в эту историю! Хотя знаешь, если вернуть все назад, я не уверен, что поступил бы иначе. Видел бы ты счастливые лица моих, когда я им подарки приносил! Теща даже зауважала, пилить перестала. Я ей все деньги отдал – приличная сумма накопилась. Планировал ее в санаторий отправить. Пусть отдохнет. А самое главное, мы-то как без нее бы отдохнули! – Мечтательно протянул Василий.
- На нарах теперь отдохнешь, - парировал Сашка.
Василий посерьезнел.
- Думаешь, все так серьезно?
- А ты думаешь, сбыт наркосодержащих препаратов – весело?
- Прямо срок впаять могут? – Не на шутку разволновался Василий.
- Я думаю, до этого не дойдет. Знаешь, чтобы не откладывать дело в дальний ящик, я прямо сейчас к Петру и пойду.
- Да, иди. Лучше сразу все узнать, чем томиться в неведении.
Саша постучал в дверь кабинета Петра Никаноровича.
- Что, мы правы? Это он? – С порога засыпал вопросами хирурга заведующий.
Саша кивнул.
- А я ведь до последнего надеялся, что это какая-то ошибка. А зачем ему это?
Саша рассказал вымышленную историю о мифической девочке.
- Ох, уж этот жалостливый Василий Степанович! Вечно из-за своей доброты в какую-нибудь историю вляпается. То мне главврач головомойку устроит, что по всей больничной территории котлеты валяются, которые, видите ли, наши хирурги разбрасывают. Потом выясняется, что это Василий местных собак подкармливают.
- Но он ведь не виноват, что у нас повара готовят так, что даже изголодавшие собаки не едят.
- А вы найдите хорошего повара. Думаете, высококлассный специалист пойдет за копейки на всю больницу готовить? Сами понимаете, что нет. Сейчас ресторанов да кафешек пруд пруди – на каждом углу. И готовят не в таких масштабах, и деньги хорошие получают.
Саша молча кивнул. Он был абсолютно согласен с Петром Никаноровичем. Деньги решают все.
- Надо же, Василий наш. Сам всю зиму в осенней курточке ходит, собственным детям, слышал, одежду купить не на что, а чужим помогает. Альтруист он у нас. Помочь всему миру хочет. А, как известно, добрыми намерениями вымощена дорога в ад. А вы что, равнодушными к чужому горю остались?
- Нет, конечно. Мы с парнями скинулись. А у Василия денег не было. Он все переживал по этому поводу, что ничем ребенку помочь не может. Вот и нашел выход.
- Лучше бы не нашел, - тяжко вздохнул заведующий. 
Петр Никанорович задумался.
- Прямо не знаю, что с ним теперь делать. Специалист хороший, человек душевный.
- Может, выговор объявим?
- Это само собой. Конечно, объявим. Только этого мало. Дискредитировал он нас в глазах окружающих. Надо думать, как  честное имя больнице вернуть.
Знал бы Петр Никанорович, какие легенды о них в народе благодаря Генке ходят! Не заикался бы тогда про репутацию.
- Для начала пусть деньги за лекарства пациентам вернет, - подумав, сказал заведующий. – А дальше посмотрим.
- Где он деньги-то возьмет, если препарат уже родственникам девочки передал?
- Это уже его проблемы. Наивные вы люди. Может, он вообще лекарства наркодилерам передавал? Сейчас столько аферистов!
- Не похоже. Такое не выдумаешь. Кто ж будет здоровьем ребенка прикрываться?- Врал напропалую Саша.   
- Сейчас для людей ничего святого не осталось. И пенсионеров грабят, и у детей последнюю копейку отбирают. Никому нельзя верить.
- Без веры тоже жить нельзя.
- Ладно, - оборвал Петр Никанорович. – Ты мне зубы не заговаривай. Пойди, обрисуй ситуацию Василию. Когда деньги насобирает, ко мне пусть придет. Только скажи, чтоб он с этим делом не затягивал. С родственниками я разберусь. Скажу, что лекарства в больнице временно не было. Теперь поступила партия, и мы  готовы возместить им все расходы.
Василий поджидал Сашу под дверью.
- Ну, что?
- Не терпится  узнать приговор? Может, все обойдется строгим выговором. Только деньги нужно вернуть.
- Все не смогу, - растерянно сказал Василий. – Часть уже потратили.
- Мы с ребятами поможем. Скинемся, кто сколько может. Постепенно отдашь. Только не затягивай. Чем быстрее все сделаешь, тем лучше для тебя. А то не дай Бог, кто-нибудь из родственничков в Облздрав настучит.
- Я сейчас теще позвоню, попрошу привезти.
- Молодец, звони.
«Зятечек, дорогой, возьми трубку – теща звонит. Все равно достану».- разнеслось по всему коридору.
- У вас с Зоей Матвеевной прямо телепатическая связь, - заметил Сашка.
- Да, Зоя Матвеевна, - трагическим голосом ответил Василий.
- Васенька, неужели обманули? Все-таки добрались до тебя?
- Вы о чем, Зоя Матвеевна? – Василий ровным счетом ничего не понял из тещиных причитаний.
- Ты где, Вася?
- В больнице, где ж еще?
- Слава Богу, - облегченно вздохнула теща. – Надеюсь, не в качестве пациента?
- Нет, в качестве врача. А что случилось-то?
- Значит, они свое обещание выполнили. Мне ведь, Вась, для тебя ничего не жалко. Что эти деньги?
- Зоя Матвеевна, объясните, в чем дело.
Теща словно не слышала его. В трубке был сплошной монолог.
- Хотя, знаешь, я, может, и зря это сделала. Вечно ты во что-нибудь вляпаешься. Надо было пустить все на самотек – выкручивайся, как хочешь. Почему я вечно должна тебя вытаскивать? Я же не супермен, в конце концов, а слабая пожилая женщина.
- Зоя Матвеевна! – Закричал в трубку Вася. – Я ничего не понимаю.
- Что ж тут понимать? От тюрьмы я тебя спасла.
Вася оторопел.
- От какой тюрьмы?
Неужели до нее уже дошла информация о лекарствах? Но каким образом? Может, Петр Никанорович позвонил? Хотя это было мало вероятно.
- От самой настоящей – где решетки на окнах и нары. Ты мне лучше скажи, как девочка сбитая? Будет жить или нет?
- Какая сбитая девочка? – Не понял Вася.
Вроде в их придуманной истории у девочки рак.
- Вась, ты что дурачком прикидываешься? Давай я тебе все откровенно расскажу, а потом ты мне. Только ты ушел сегодня на работу. Я телевизор включила. Ты знаешь, я по будням всегда по утрам программу о здоровом образе жизни смотрю. Много там всего полезного узнаю.
Вася тяжело вздохнул. Ему хотелось побыстрее добраться до сути. А теща любила все обстоятельно рассказывать, подробно. Приплетала все, что даже к делу с большой натяжкой не относилось. Приходилось слушать. Поторопи ее – еще тираду по поводу неумения слушать выдаст.
- Только программа началась, - продолжила рассказ родительница жены, - стук в дверь. Звонок –то не работает. Кстати, Василий, когда ты его починишь?
Василий снова тяжко вздохнул.
- Открываю дверь. На пороге - симпатичный молодой человек. Мне такие в молодости нравились. Кареглазый брюнет. Стройный, спортивный.
Василий уже был осведомлен, какие молодые люди привлекали тещу в молодости. Слышал об этом не один раз. Только непонятно, как это к делу относится.
- Представился твоим коллегой. Что ж ты меня с новым сотрудником не познакомил, Василий? Вы ж мне все, как родные.
- Зоя Матвеевна, нет у нас новых хирургов – все старые.
- Не ври мне, Вась. Да, ладно. Не познакомил и не познакомил. Так вот он сказал, что когда вы сегодня с ним на работу на твоем «горбатом» ехали, попали в серьезную аварию. Сами не пострадали. Девочку маленькую сбили. Ее в тяжелом состоянии увезла скорая. Неизвестно, выживет ребенок или нет.
- Зоя Матвеевна, что вы несете? На каком «горбатом»? Я уже месяц на работу пешком хожу. Движок совсем сдох.
Зоя Матвеевна, как всегда, не слышала собеседника и продолжила монолог.
- Все-таки ты был прав, когда говорил, что у вас коллектив как одна семья. Прямо мушкетыры нашего времени – один за всех и все за одного. Новенький, а как для тебя старается! Работу бросил, ко мне прибежал. Просил тебе не рассказывать ничего, но ты же меня знаешь. Ничего не могу в себе держать. Всем поделиться хочется. Так вот, коллега твой, сказал, что у него знакомые в правоохранительных органах имеются. Если их хорошо подмазать, то тебе все с рук  сойдет. Обстряпают все как несчастный случай. Мол, переходила дорогу в неположенном месте – сама виновата. У вас ведь, говорит, зять – золотой человек. Слышь, Василий, ценят тебя коллеги.
- Зоя Матвеевна, нет у меня такого коллеги.
- Интеллигентный он человек, - не обращая внимания на реплики Васи, продолжала теща.- Представляете, что с таким зона сделает? А ведь за смерть девочки пятнашку впаять могут. Мне от этих слов совсем дурно сделалось. Ты ж знаешь, Василий, какое у меня богатое воображение. Я прямо представила все воочию. Это ж у тебя все может быть, как в криминальных сериалах показывают. Я за сердце схватилась, за «Корвалолом» на кухню сбегала. Не бережешь ты меня, Василий. Столько нервов из-за тебя потратила.
- Зоя Матвеевна, я к этой истории вообще никакого отношения не имею.
- А я ведь ради тебя на все готова. Даже санаторием пожертвовать, - начала всхлипывать теща, оплакивая несостоявшуюся поездку. - Он мне как сумму откупа назвал, я не задумываясь все до последней копейки выгребла. Еще с книжки немного денег сняла. Теперь даже похоронить не на что будет.
Теща замолчала. Василий немедленно воспользовался паузой и перешел в наступление.
- Зоя Матвеевна, вы что, все деньги, которые я принес, какому-то проходимцу отдали?
- Не проходимцу, а твоему спасителю.
- Вы бред несете, Зоя Матвеевна! Ни в какую аварию я не попадал. Сейчас такой вид мошенничества распространен. Вы же все газеты, все передачи смотрите. Неужели не в курсе?
- Я криминалом не интересуюсь, - растерялась Зоя Матвеевна. – Про здоровье, про жизнь смотрю.
- Это и есть наша жизнь! – Закричал Василий. – Жизнь, которую вы мне испортили! Всем уже известно о таком виде «развода». Вы попались, как последняя лохушка!
- Вася, как же ты так можешь со мной? Я же ради тебя старалась. Хотела, чтоб у тебя все хорошо было. И работу чтоб не потерял, и на свободе остался.
- Очень хорошо постарались, Зоя Матвеевна. Преклоняюсь перед вами. Только вашими стараниями я теперь и работу потеряю, и на свободе вряд ли останусь.
- Вась, она не виновата – хотела как лучше, - попытался успокоить его Сашка.
- Она всегда хочет, как лучше, только получается все хуже и хуже.
 В трубке раздались тещины рыдания. Василий вырубил телефон.
- Что теперь делать? Где я такую сумму возьму? Не надо было наличку в руки давать, деньгохранилище, блин.
- Не переживай, Вась, что-нибудь придумаем.
- Голову не сломай, - сказал Василий и пошел в ординаторскую.
Из-за одного неверного шага жизнь рушилась на глазах. Испортил отношения с тещей, останется без работы, загремит за решетку, потеряет друзей.       
       
   


Рецензии
Читается легко,но в текст закралась ошибка:Вы постоянно пишите слово трОмал,через О,а оно пишется через А.ТРАМАЛ.

Виктория Симонова   28.06.2010 03:32     Заявить о нарушении
Спасибо,ошибку исправлю.
С уважением.

Мария Кривовяз   28.06.2010 20:05   Заявить о нарушении