кулинарно-исторический очерк!

                Весёлая Энциклопедия Пищевых Растений-Целителей !.. 
 



                КУЛИНАРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК




   Европейцы каменного века собирали дикие сливы, буковые орехи, плоды шиповника и дикие яблоки. Население центральных областей Африки ещё в прошлом веке активно собирало семена диких злаков, используя их в пищу. Аборигены Австралии до недавнего времени использовали в той или иной степени около сотни видов местных растений – впрочем, не возделывая их, а лишь собирая в природе.
   Наоборот, Мексика и Перу, Чили подарили миру более тридцати культурных растений, что объясняется высокой степенью развития древних цивилизаций в этих регионах. По крайней мере, американская культура маиса (кукурузы) насчитывает более 2000 лет. Образно говоря, в те далёкие времена, когда одетые в звериные шкуры предки современных европейцев бегали с каменными топорами за дичью по лесам, индейцы начинали развивать сельское хозяйство.
   Но и те, и другие уже знали о целебных свойствах многих растений.

   В Египте на одной из пирамид в Гизе было найдено изображение плодов винограда – этот памятник относят к 4000 году до нашей эры. То есть виноград, возможно, разводили в Северной Африке и на Средиземноморском побережье более 6000 или почти 7000 лет назад! А, выращивая виноград, понимали – он не только приятный на вкус – но и приносит пользу для здоровья.
   Легендарный китайский император Шен-Нун (некоторые учёные считают его лицом мифологическим, в реальности не существовавшим) установил за 2700 лет до нашей эры обряд, при котором обязательно высевались пять растений – соя, рис, пшеница и два сорта проса. Значит, в Китае эти растения были широко известны уже 5-7 тысяч лет назад! Возникновение и развитие культуры хлебных злаков, до сих пор в той или иной степени применяемых в народном целительстве – вообще, одна из интереснейших и важнейших страниц в истории человечества.
   Земледельческие народы часто заимствовали свои культурные растения из других стран, что связано, в первую очередь с поддержанием и развитием торговых отношений – и это, конечно же, затрудняет более точное определение происхождения многих пищевых растений.
Возможно, древние земледельцы Китая и Египта «обменялись» какими-то культурами через Месопотамию и другие страны Азии. Похоже, земледельческие культуры Китая и Египта имеют общее происхождение, поскольку многое свидетельствует в пользу того, что в древности жители этих стран возделывали одинаковые сорта злаков.

   Согласуется с таким предположением и распространившаяся недавно версия о «потерянном колене Израилевом»: возможно, часть семитских племён (развившихся позже на Ближнем Востоке в поистине братские народы арабов и евреев) несколько тысячелетий назад откочевала подальше от воинственных египетских фараонов почти через всю Азию (естественно, слегка смешиваясь по пути со встречными или встреченными племенами) на острова, ставшие позже государством Ниппон, а ныне - Японией.
   Версия вполне жизнеспособная, особенно если учесть некоторые почти одинаково звучащие слова на японском и семитских языках. Естественно, за тысячелетия внешний облик перекочевавших народов, обогащавших свой генофонд и генотип за счёт других азиатских племён,  постепенно менялся. А соя, рис и поныне считаются не только привычной с древних времён пищей китайцев, но и японцев.

   Помимо торгового обмена, культурные растения и расселялись вместе с народами. Так, древние финикийцы и египтяне распространили многие растения по берегам Средиземного моря, а народы, потомки которых населяют сегодня Европу, переселяясь из Азии примерно 4-5 тысяч лет назад, захватили с собою многие виды, которые привыкли использовать в пищу и традиционно культивировали, попутно используя часть из них в качестве целебных.
   В Америке земледелие возникло самостоятельно и достигло значительного совершенства, пережив эпохи каменных, медных и бронзовых орудий труда. Изолированность американского земледелия прекратилась с завоеванием страны европейцами, что стало большим бедствием для коренных американцев – индейцев – но сделало их достижения достоянием всего мира и благом для других народов. Например, один лишь маис (кукуруза), маисовые лепёшки (рецепт с применением в процессе их приготовления манной крупы достоин внимания) и «кукурузные рыльца», исцелившие миллионы людей в Европе и Азии – дорогого стоят!..
 
   Начало земледелия и возделывания пищевых растений не стоит ограничивать в своём представлении (понимании) рамками какого-либо региона или эпохи. Разные племена, находясь на протяжении тысячелетий или столетий в сходных условиях, и переживая более-менее одинаковые стадии развития – культурного, бытового, социального – приходили независимо друг от друга к похожим мероприятиям, обеспечивающим более сытое существование. В то время как в Киевской Руси земледелие становилось основным видом сельского хозяйства, где-то на Камчатке, в Южной Африке и Скандинавии ни один человек не подозревал даже о самой возможности широкомасштабного земледелия.

   Древнее земледелие возникло, по-видимому, в трёх больших областях – в Китае, Америке и Юго-Западной Азии. В своей известной работе «Мировые центры сортовых богатств (генов) культурных растений» академик Н.И.Вавилов подчёркивал, что «Кавказ, Афганистан, Туркестан, горный Китай, некоторые страны, расположенные по берегам Средиземного моря, Абиссиния*, Эритрея**, Мексика, Перу, как выяснено исследованиями,
*******
сноска внизу страницы: *сегодня – Эфиопия; **провинция Эфиопии
*******
чрезвычайно богаты сортами культурных растений, свойственными им одним. При детальном изучении этих сортов обнаружились центры удивительного разнообразия, включающие нередко все известные европейцу формы…»


   Имеет хождение почти легендарная история о том, что некогда в горах Тибета жило племя долгожителей. В конце короткого лета они заготавливали, высушивая под солнечными лучами, плоды диких абрикосовых деревьев, и всю зиму питались почти исключительно сушёными абрикосами, в результате чего жили больше ста лет. Каждый.
   Эта легенда хорошо иллюстрирует потенциальные возможности пищевых растений (а также скрытые целебные свойства) – и правильного их применения; в том числе в современной гериатрии, геронтологии.

   Есть и более достоверная история, приключившаяся не так давно.
   Однажды Д.Прэн (D.Prain), выдающийся английский биолог, рассказывал своему славянскому коллеге, что в восточной части Гималаев жило одно небольшое племя, сильно отличавшееся от всех других племён, расселившихся вокруг. Антропологи и лингвисты, посетившие горные селения этих людей, никак не могли решить вопрос о происхождении таинственной народности. Прэн тоже сперва, находясь там, с большим недоумением смотрел на людей, которые по общей культуре мало отличались от соседних племён (в то же время сильно отличаясь внешним обликом и своим странным наречием, произношением звуков речи). Затем он обратил внимание на цветы, которые жители разводили около своих невзрачных бедных хижин. Таких цветов никто в Гималаях не разводил, и растения выдали тайну загадочного племени.
   Оно оказалось выходцем из далёкого Китая, принесшим с собой и семена любимых цветов!
И если растения могут выдать происхождение группы людей, то может произойти и обратное – подробности истории человечества раскроют секреты происхождения культурных растений, ПИЩЕВЫХ РАСТЕНИЙ-ЦЕЛИТЕЛЕЙ.



                ***         



            


       Основой для этого, а также иных очерков о растениях, послужили фрагменты из прежних моих книг, а именно: 

1)  А.Рябоконь «Справочник лекарственных растений» (более сотни авторских иллюстраций, графика, регулярно переиздавалась до 2009 года, сведения есть в интернете);
2) А.Рябоконь «Сам себе травник, или Пищевые растения-целители (киевское издание);
3) А.Рябоконь «Новейший справочник лекарственных растений» (Ростов-на-Дону, «Феникс» – одно из крупнейших издательств СНГ, появилась в Домах книги)   



                *** 




также Вы можете полистать мои книги (например, "Весёлую Энциклопедию Пищевых
Растений Целителей", "Битва за Русь") на сайте электронного издательства "ЛитРес"   


Рецензии
Абрикосы как основная моноеда - говорит о том,
что под большим вопросом вред моноеды.
Может ожирения и болезни от обильного разнообразия?
В природе каждый вид использует свое в питании,
и если капустница предпочитает капусту,
лось траву и ветви, а лев мясо,
то люди объедают всех и себя, вероятно?
С вашим творчеством рады познакомиться.

Наталья Гончарова 5   10.07.2017 02:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!..
Может, и правда, где-то здесь зерно Истины -
и ПЛОД поЗнания!..
:)
С ув.,
Р.А., старый травник

Андрей Рябоконь   10.07.2017 13:39   Заявить о нарушении
...здесь - "как бы дополнение": http://www.litres.ru/andrey-ryabokon/veselaya-enciklopediya-pischevyh-rasteniy-celiteley/
...и...
И здесь: http://www.proza.ru/2010/04/13/988
http://www.proza.ru/2011/08/02/1288
http://www.proza.ru/2010/04/13/963
http://www.proza.ru/2010/04/09/532
http://www.proza.ru/2011/08/21/497
http://www.proza.ru/2011/07/26/1037
http://www.proza.ru/2011/08/16/929
http://www.proza.ru/2011/07/26/1450
http://www.proza.ru/2011/07/23/1091
http://www.proza.ru/2011/04/01/648
http://www.proza.ru/2011/03/14/1327
...
...ну а если СЕРЬЁЗНО, то проще всего пролистать (с илл.) на сайте журнала "ШколаЖизни.Ру".

правда, я туда уже лет 5 или 7 не заходил, но когда-то редакторА запустили цЕлую серию очерков "по следам" моих книжек - "пище-лекарственную" серию...

...первым делом (или - "Первым долгом"! - как выражался Уважаемый наш Булгаков) советовал бы Вам полистать очерки о хлебе :)
...проще всего сделать так:
набрать в любом поисковике словА - "рябоконь", "ломоть первый" (ломоть второй и т.д.), "хлеб"...
...ну или сразу на тот сайт зайти, листать уже "внутри системы"...

С ув.,
искренними летними (т.е. тёплыми, почти жаркими!) пожеланиями ТУЗ =
= Творчества, Удачи, Здоровья!..

от старого травника
Р.А.

Андрей Рябоконь   10.07.2017 13:56   Заявить о нарушении