Опасная поездка Быль

               

   Еще накануне вечером Виталий Тимофеевич, начальник участка связи, предупредил меня и Мируллу Ярулловича, или же просто Мишу, как он сам просил себя называть, что на другой день ожидается длительная и довольно сложная поездка, и попросил нас обоих хорошенько приготовиться. Самым главным для меня в этом деле оказалось просто одеться потеплее - объяснил мне, новичку в этих местах, Миша. Ему же, как нашему шоферу, нужно было еще раз тщательно проверить свой "козлик", или УАЗ-69. По его словам, ехать нам предстояло не то чтобы очень уж далеко, но в самый отдаленный населенный пункт нашего района, находящийся в настоящем медвежьем углу, где отроду не водилось никаких нормальных дорог. К тому же зима была в самом разгаре, что означало нешуточные морозы - ночью ожидалось чуть ли не до 40 мороза, и вполне приличную глубину снега на целине, если нам "повезет" сбиться с наезженной трассы.
   Дело там нам предстояло не то чтобы очень уж сложное, но необходимое: во-первых, надо было проверить время вещания и качество радиотрансляции (что требовалось сверху, по линии райкома партии и райисполкома, прежде всего), а затем уже - связь этого поселка с райцентром и своими соседями; нужно было доставить необходимые запчасти для местного радиоузла и все нужное для монтеров (изоляторы, проволоку и т. п.), а также просто по-человечески пообщаться с нашими сотрудниками, живущими так далеко на отшибе, не забывая про дисциплину... Такие поездки обычно проводились по графику, и как раз сейчас подошел срок.
   Наутро, пока начальник давал задания работникам участка - куда, кому и на чем ехать на ремонт линий связи (если не далеко, то можно и на лыжах), а Миша доливал бензин в бак нашего "вездехода", я с помощью Клавдии Петровны, нашей кладовщицы, подготовил все нужное для отправки в поселок Техникум, или иначе говоря, Суводи. После мы с шофером погрузили груз в машину; потом он начал заводить двигатель - из-за отсутствия теплой стоянки это была обычно долгая песня... Тем временем Виталий Тимофеевич и я разбирались на узле связи, с дежурной Катей и старшим электромехаником Михаилом Михайловичем. Когда мы вернулись, все уже отправились на задания, мотор "козлика" довольно урчал, и на участке связи оставалась только кладовщица. Объяснив ей, что нужно будет делать завтра с утра (вряд ли мы могли успеть обернуться раньше) и проверив, все ли мы захватили с собой, начальник сказал - "Поехали, что ли".
   Уазик за ночь капитально промерз, так что на всех металлических частях выступил иней, а "утепленный" парусиновый тент - прямо дышал холодом, тем не менее Миша расстегнул телогрейку, показывая всем своим видом, что ему жарко. Заметив мой удивленный взгляд, он объяснил, что он так капитально согрелся, пока заводил мотор, и был вынужден перепробовать все известные приемы для этого...
   Стояло чудесное зимнее солнечное утро, низкое солнце немного пригревало, перед нами лежала широкая наезженная трасса, на которой почти не было встречных машин. Мы миновали ближнее село, которое виднелось издалека благодаря сверкающим на солнце куполам нескольких глав местной церкви, и несколько деревень; невдалеке проходила железная дорога, по которой  иногда проходили электрички, товарные и пассажирские поезда, спешащие по своим делам.
   Вскоре мы проехали железнодорожный переезд, и перед нами раскинулся поселок Мирный, после которого оканчивалась нормальная дорога, и должны были начаться наши проблемы... Хотя солнце поднялось довольно высоко и сияло изо всех сил, шофер давно  накинул на себя дубленку и стал внимательнее смотреть на дорогу. Мы как раз проезжали последние дома поселка, а вдали, на горизонте, чернел большой лес, к которому как раз и направлялся наш УАЗ.
   Сперва все было, как и раньше - мы спокойно ехали по накатанной дороге, но через несколько минут она стала разделяться на несколько, намного слабее укатанных. Никаких дорожных указателей здесь никогда и не бывало, потому что попасть сюда можно было только зимой, а летом здесь были непролазные болота... По какой из этих дорог следовало двигаться дальше, было совсем непонятно; и сразу же вспомнилась поговорка, что в России нет дорог, а есть одни только направления. Миша своим шоферским чутьем выбрал одну из них, и мы было успокоились, что путь верный.
   Тем временем машина наша въехала в лес, и сразу стало заметно темней, и даже вроде холоднее... Неожиданно впереди нас показался встречный грузовик, мы тут же остановились, и шофер вышел переговорить с водителем грузовика. Оказалось, что они направляются туда же, куда и мы, в тот самый поселок, и что впереди, в паре километров, лесосека, которых в этом лесу видимо-невидимо, и что они блуждают здесь вот уже второй час, и их очень интересует, не знает ли кто из нас правильную дорогу?
   Конечно, мы тоже не знали. Миша сдал назад, до ближайшей развилки, где наш уазик разминулся с грузовиком, и тут началась чехарда бестолковой езды по бесконечным  (как нам показалось тогда) лесосекам. Время незаметно перевалило за полдень; все мы начали постепенно замерзать, т.к. железный пол кабины и брезентовый верх пропускали холод почти беспрепятственно.
   Мне и Виталию Тимофеевичу приходилось немного похуже, потому что просто сидели в качестве пассажиров, почти не двигаясь; в то время как вся работа вести наш "вездеход" приходилась на бедного шофера: он ехал по какой-либо колее до тупика, разворачивался там на пятачке и выводил наш "вездеход" обратно, до места, где все пути сходились в одну дорогу, выбирал другую, еще не проверенную, колею. Мы снова въезжали в этот заколдованный лес, и все повторялось снова и снова... Уже начинало темнеть, лесосеки и колеи, ведущие к ним, казались нам все "на одно лицо", и думалось, что просто кружим на одном месте, без всякого смысла. 
   Лес вокруг нас, занесенный снегом "по самые уши", казался везде совершенно одинаковым; из-за снега нельзя было заметить хоть какие-нибудь приметы, трудно было правильно сориентироваться и все направления казались нам равноценными. Поэтому вовсе неудивительно, что ни в первый раз, ни в десятый не удавалось выбраться из леса.
   В конце концов почти стемнело, и в морозном мареве, освещаемом лишь фарами нашей машины, лес стал казаться каким-то злобным ледяным великаном, который завлек нас в свой гибельный лабиринт и никак не хочет отпустить на волю.
   Мороз все усиливался и начал пробирать нас до костей; даже начальник, который до этого молча наблюдал за героическими попытками Миши вывести наш УАЗ на правильную дорогу, начал беспокоиться. Тут на очередном зимнике нам опять повстречался знакомый грузовик с пассажирами. Оказалось, что они, как и мы, также безрезультатно кружатся по лесу и уже не надеются добраться к поселку Суводи до наступления ночи, и как раз сейчас решают - то ли стоит им вернуться обратно в Мирный, под насмешки товарищей и упреки начальства, то ли просто заночевать в лесу, тем более что у них на такой случай запасена "лишняя" канистра бензина. Предложили и нам подумать над таким выходом из этой ситуации; но Виталий Тимофеевич сказал, что возвращаться назад нам и дальше, и не с руки - завтра снова придется ехать сюда, а ночевать - и бензина не хватит, да и кабина очень холодна, просто замерзнем.
   Не слишком надеясь на успех, он предложил шоферу еще несколько раз попытаться выехать на нужную дорогу, а если не выйдет, то придется возвращаться в наш райцентр "несолоно хлебавши"...
   К нашему счастью, возвращаться обратно не пришлось - Миша, почти уже в полной темноте, вывернул на какую-то очередную заснеженную  и малоезженую дорогу, похожую на другие, как две капли воды - но она-то совершенно случайно и оказалась таким долгожданным выходом, то есть выездом, из нашего лабиринта.
   Несколько раз по пути попадались развилки; дороги то сходились, то расходились самым непонятным образом, но вот внезапно лес закончился, вдали показались огни, которые могли быть только огнями цели нашего путешествия.  Мы очень обрадовались, что нам повезло; в то же время было бы очень неплохо показать правильную дорогу собратьям по блужданиям в лесу, но начальник сказал, что мы в темноте и их не сможем найти, и сами не вернемся к поселку. Так и сделали; вскоре мы уже въезжали в поселок.
   Время было еще не позднее; поставив машину на теплую стоянку, шофер отправился к монтерам - греться и отдыхать от такой бестолковой поездки, Виталий Тимофеевич зашел к бригадиру сказать, чтобы разгружали все, что привезли для работы. Я же отправился на местный узел связи, проверять работу радиотрансляции и связь поселка с "большим миром", которая производилась из-за болот - не по проводам или кабелем, а при помощи радиорелейной линии, и с соседями - Разбойным Бором и другими поселками.
   Все оказалось почти в полном порядке; отдав запчасти для радиоприемника и  усилителя радиовещания (при помощи которых первая программа радио доводилась до населения), пообщался с людьми, которые здесь дежурили. Тем временем подошел начальник, он проверил еще раз работу узла связи и провел беседу с дежурными и монтерами - техника безопасности, дисциплина, личные вопросы и всякое такое. Заодно он и договорился об ужине и о ночлеге  - ехать обратно после наших приключений было просто не серьезно, да и о завтраке наутро, перед обратной дорогой.
   Бригадир  сказал, что Миша уже спит, прямо в монтерской, а от ужина он отказался, настолько устал в дороге. Поужинав, что нам организовали женщины с узла связи, и немного отдохнув, Виталий Тимофеевич отправился на отдых, я последовал его примеру.
   Мне впервые в жизни пришлось заночевать в доме, сложенном из лиственницы, было немного странно и непривычно, перед глазами все время проплывали сцены нашего путешествия через "заколдованный" лес. Вдруг за окном мигнул уличный фонарь и погас, и наступила полная темнота, и перестало бормотать радио.
   Утром я узнал, что здесь электричество поступает от своей дизельной электростанции, которая работает до полуночи; значит, если бы мы доездились до глубокой ночи, то могли бы и не понять, что лес наконец остался позади...
   Наутро, позавтракав и собравшись в дорогу (шофер на этот раз спокойно завел мотор, одним стартером), мы попрощались с нашими гостеприимными хозяйками, поблагодарили их за все хорошее и отправились в обратный путь. Не успели еще мы доехать до леса, как показался вчерашний грузовик; оказалось, что они благополучно переночевали в лесу (и сожгли почти всю свою запасную канистру), а утром поехали по нашим следам, хорошо видимым днем, и спокойно выбрались из леса. Порадовавшись, что у них все хорошо, мы поехали дальше.
   На этот раз нам удалось преодолеть лесной лабиринт почти без затруднений, ну разве что несколько раз попали-таки в лесосеки, но Мише удалось быстро найти правильную дорогу. Часа за полтора добрались до Мирного, переехали железную дорогу, и наш уазик побежал еще резвее по хорошо знакомым ему местам.
   Проехали ближайшее к райцентру село и уже предвкушали скорое возвращение - ну уж домой не домой, но хотя бы на "свой" узел связи, как вдруг под днищем машины что-то громко бахнуло, и нас неудержимо повело к левой обочине - камера правого заднего колеса приказала долго жить. Хоть шофер сразу и газ сбросил, и затормозил, УАЗ остановился лишь тогда, когда уткнулся радиатором в снежный вал возле дороги; хорошо еще, что не врезались в березку, которые здесь стоят через каждые 10 - 15 метров с обеих сторон дороги (там её называли Екатерининским трактом). Повезло еще и в том, что не было встречных машин...
   Убедившись, что мотор не должен заглохнуть, Миша решил заменить целиком колесо, чтобы не мучаться на морозе с заменой камеры, установил устойчиво домкрат и приподнял машину слева сзади. Сняв старое колесо и установив запасное (естественно, с нашей помощью) и убрав все на место, он наконец-то - уже без приключений - доехал  с нами до места, до узла связи в нашем райцентре.
   Так закончилась эта длительная и мучительная поездка, в которой всем нам так повезло, и не однажды..

03.2007 Оричи Кировской обл. - Тула


Рецензии
Правда, повезло.
Интересно написано!
С уважением А.К.

Анжелика Клори   05.06.2010 12:01     Заявить о нарушении
Уважаемая Анжелика, спасибо за отзыв! Виктор.

Виктор Вага   08.06.2010 21:41   Заявить о нарушении