Сказка о четырех ветрах

Где-то далеко-далеко, где небо соприкасается с землей, в старом замке на берегу реки жил Властелин Воздуха.
И было у него четыре сына ветра: Северный, Западный, Южный и Восточный.

Не было дружбы между братьями. Вечно они ругались, выясняя, кто из них самый главный и важный. Братья иногда так сильно ссорились, что дело даже до драки доходило.

Надоела Властелину Воздуха постоянная борьба сыновей. Созвал он их под высокое дерево в своем саду и промолвил:
- Многие годы я наблюдаю за вами, сыны мои. И печалится мое сердце. Что может быть больнее для отца, чем вражда между детьми? Вот и решил я устроить испытание, настоящее, не детское, в котором каждый из вас наконец-то сможет доказать, что он самый лучший. И прекратятся тогда ссоры, наступит мир и покой между вами.

Переглянулись братья-ветры, удивились: что с отцом случилось? Но спорить не посмели. Опустив головы, слушали братья Властелина воздуха.
А он продолжал:
- А задание будет следующим: разлетитесь вы в разные концы земли и не вернетесь домой, пока не услышите похвалу от людей и признание в любви. Ведь нет на свете важнее и справедливее судьи, чем человек.
Взмахнул рукой Властелин воздуха, отпуская сыновей, и разлетелись они в разные стороны.

Долго ли коротко отсутствовали братья, кто их разберет. По-другому течет время в тех краях. Но вернулись ветры, вновь собрались под раскидистым деревом.
- Рассказывайте, - громовым голосом потребовал их могучий отец.

Первым выступил вперед Западный ветер и начал свой рассказ:
- Попал я в страну, что лежит на берегу моря. Смелые и сильные люди населяют ее. Испокон веков бороздят они водные просторы на своих кораблях, ловят рыбу. Тем и живут.
Но беда пришла в страну. Исчез ветер. А без него в море не выйдешь. Пустынно оно стало. Ни одного корабля не видно.
Они у причала заброшенные стоят, спустив паруса.
Как обрадовались жители той страны, когда подул ветер и парусники вновь вышли в море. Сколько добрых слов я услышал в свой адрес. Пропали бы они без моей помощи.

- А я побывал в стране, где беспрестанно шел дождь, - сказал  Восточный ветер. - И днем, и ночью сплошной поток воды с небес поливал землю. И не было от него спасения.
Разлились реки, страшные наводнения грозили затопить дома и посевы. И не было ветра, чтобы разогнать нависшие над страной тяжелые тучи.
Но тут появился я и, собрав всю свою силу, очистил небо. Выглянуло солнце, заулыбалось, посылая на землю теплые лучи. Люди вышли на улицы, радуясь ясному дню, и возносили почести мне.

- В той стране, куда попал я, - начал рассказывать третий брат, Южный ветер, - много месяцев царила зима. Лютые морозы сковали землю. Снега навалило под самые крыши домов.
Мерзли люди, деревья и земля. Страх и уныние царили там. Поля не давали урожая, звери скрылись в норы, птицы улетели в теплые края.
Только я своим теплым дыханием сумел прогнать зиму, растопить льды на реках, согреть замерзшие деревья.
Вновь расцвели сады, зазеленела трава, запели птицы. И не видел я за свою жизнь большего счастья на лицах людей.

И, наконец, пришел черед рассказывать о своих приключениях четвертому брату, Северному ветру:
- В той стране, где побывал я, царила засуха. Много недель на землю не пролилось ни капельки дождя.
Засеянные пшеницей поля сохли, трава на лугах пожухла, земля потрескалась.
Колодцы пересохли, и чтобы напоить бедных домашних животных, приходилось вести их за многие километры к реке.
Лишь об одном просили люди, лишь об одном молили небеса, о дожде. 
И я пригнал тучи в ту страну. Пролились они живительным дождем. Вновь заколосились поля, и жители собрали богатый урожай.

Долго молчал Властелин воздуха, обдумывая рассказы сыновей, а потом мудро произнес:
- Я внимательно выслушал ваши рассказы. И могу сказать лишь одно: вы славно потрудились в своих путешествиях. Каждый из вас оказал помощь жителям тех стран, где побывал.  Я думаю, что вы и сами поняли, что нельзя среди вас выбрать самого полезного и важного. Каждому ветру свое время и место. А посему говорю я вам: «Живите дружно. Выполняйте каждый свою задачу. Не ссорьтесь и помогайте друг другу».
И согласились братья-ветры со словами старого отца. И в знак примирения устроили пир.
И жили с тех пор в мире и согласии.


Рецензии