О двух священниках
Но Александр Мень убит, зато все протекшие двадцать лет и по сей день мы имеем неутомимого попечителя нашей нравственности в лице Андрея Кураева. Этот человек с юности определился как солдат идеологии, туда влекла его драчливая натура, заставившая его поступить на советский философский факультет, где он намеревался с позиций научного коммунизма сражаться на фронтах критики буржуазных философских течений. Квази-церковные установки научного коммунизма психологически родственны установкам церковным, поэтому, когда советская власть кончилась, Кураев быстро сообразил, где теперь будет очередной фронт вожделенной потасовки, перебравшись в духовную академию. Для таких людей, как он, важна не истина, а выбор компании, надежной, властвующей, той, что на плаву, на коне: где власть, там и истина. Партия наш рулевой с коня свалилась, теперь на коня начала взбираться церковь. Тут и пригодился солдат Кураев, защищающий ее рубежи. Дело в том, что для таких, как он, защищать точку зрения выбранной социальной группы равносильно даже не отстаиванию, а поиску (!) истины. Он всегда в пути, в борьбе, в разгаре схватки, ибо схватки такого межсоциального рода бесконечны, так как социальные группы и слои всегда движутся, эта динамика относится к важнейшим законам жизни общества. С точки зрения социологии, церковь есть одна из социальных групп, такая же, как и прочие, поэтому Кураев обречен на бесконечное сражение с теми частями общества, которые в состав церкви не входят. Его нравственность есть торжество корпоративной этики, что для церковной организации внешне удобно, а внутренне крайне опасно, так как подобные деятели дискредитируют церковь, профанируя религию, втискивая ее великие истины в узкие рамки своего партийно-этического клерикализма. Он напоминает мне другого страстного бойца, из которого наша печальная история сотворила на несколько десятилетий божка этнической квази-религии – дедушку Ленина.
Их объединяет подозрительно большая внешняя работоспособность, чисто количественная продуктивность, несомненно связанная с узким, левополушарным, горизонтом сознания, с доминантой рассудочной логики. Такие люди раз в жизни логически формулируют идею революции или Бога и потом уже в своей формуле больше не сомневаются, стратегия для них на этом кончается. Теперь у них, по выражению Достоевского, «истина в кармане», и дальше им остается лишь нагромождать в томах количество тактических подробностей с полей боевой славы. Кураев написал несколько пламенных томов, посвященных критике неоязычества, но эти тома устарели, еще когда перо автора не добежало до конца текста. Его критики написаны так, как будто мы живем в IV веке христианства, а не в начале III тысячелетия. А все потому, что только-рассудочное сознание, не поднятое до полноты духа развитой интуицией, дающей подлинную глубину и динамику, не способно охватить жизнь целиком и наполнить свои суждения о ней чувством этой целостности, неотделимым от любви. Такое бедное, хотя порой и острое, сознание не может быть обращенным вперед, в будущее, оно всегда реакционно, потому что «знает, как надо» и вообще, в отличие, например, от Сократа, – знает. Во времена Христа такие люди рекрутировались в фарисеи, а позже – в инквизиторы. Это те, которые никогда не поймут слова Иисуса, что не человек существует для субботы, а суббота – для человека. И потому они, например, не понимают, что не человек существует для созерцаемых в религии и воспроизводимых в искусстве символов и образов, пусть даже самых наивозвышенных, наисвященных и труднопостижимых, а что именно эти символы и образы и существуют как лишь пути и способы человеческого самопознания, о чем прямо говорит нам сам Спаситель: «Я есмь Путь…» Чей путь? Человека путь. Если бы Кураев это понимал, он бы не корчился, как на сковородке, на страницах своей книги о «Мастере и Маргарите», раздираемый чувством восхищения гением Булгакова и затверженной логической необходимостью объявить его сатанистом. В конце книги он, кажется, отчасти оправдывает писателя, но ощущается, что далось ему это крайне нелегко: аффект погони за еретической дичью остался неразрешенным, инстинкт хищника неудовлетворенным и подавленным… К сожалению, люди этого рода будут востребуемы до тех пор, пока будет существовать государство как аппарат насилия, а также церковь и другие социальные структуры как претенденты на водительскую роль и утвердители своего превосходства над индивидуальной личностью. Они всегда честно делают свое дело и даже не лишены своего рода героизма. В словаре Даля есть хорошее определение духовного состояния этой категории лиц: «изуверство… ложное, упорное верование, при ненависти к разномыслящим и готовности пострадать за это; фанатизм, нетерпимость.» В случае с нашим протодиаконом, кроме узости сознания, которая сама по себе всегда является источником ложных представлений о Божестве, ложность верования состоит еще и в том, что вера в Бога тут подменяется верой в церковного бога, то есть бога данной социальной организации, бога коллектива, бога нашего, что и извлекает из бойца энергию почти этническую, энергию особи, стихийно защищающей свою популяцию. Ясное дело, что в нынешнее переходное время, в эпоху складывающейся земношарной цивилизации и культуры, столь архаичная защита местных духовных интересов может обойтись нам очень дорого, отбросив нас как минимум в допетровскую эпоху. И не так страшно прошлое, в котором можно оказаться по своей слепой оплошности, как страшен неотвратимый, по сути кармический, закон, что выход из этого прошлого возможен только через колесо роковых, порождающих катастрофы, ошибок, которые однажды уже были нами сделаны.
13 апреля 2010
Свидетельство о публикации №210041400187
Меня как раз ЭТО МНОГО и смущает.... Чего нового, да ещё много, можно сегодня сказать о христианстве?
Как,впрочем, и о остальных ВЕДУЩИХ мировых религиях....
Послушал Кураева в "честном понедельнике", речь шла о досрочном освобождении нового мессии-жулика Грабового....
Ничего примечательного.... Сделал вывод - церковь сегодня бессильна, если даже обыкновенного жулика от Веры на место поставить не могут.... Полная потеря лица...
Это же какую крышу надо иметь, чтобы вопреки общественному мнению, осуждению РПЦ, продолжать дурить и зомбировать народ....
........................................................
ИЛЛЮЗИЯ РЕЛИГИИ.
-------------------------------------------------------------------------------------------
О происхождении религии. Метафизическая потребность отнюдь не является источником происхождения религий, как утверждает Шопенгауэр, она всего-навсего небольшой отросток на древе этих религий.
Господство религиозных мыслей сделало привычным представление об " ином (заднем, нижнем, верхнем) мире", уничтожение религиозных иллюзий1 рождает чувство тревожной пустоты и тяжёлой утраты - из этого чувства снова пробивается к свету "иной мир", но теперь уже метафизический, а не религиозный.
Но то, что в незапамятные времена заставляло допустить существование "иного мира", не было ни страстным желанием, ни потребностью,, а заблуждением в толковании некоторых процессов,''- РАСТЕРЯННОСТЬЮ ИНТЕЛЛЕКТА.
Ф.НИЦШЕ "Весёлая наука" И.-Д."Азбука- классика"2006г
-----------------------------------------------------------------------------------------
Как вам нравится такое объяснение появления религий? А ведь если поискать истоки возникновения, то получается, что все виды современных религий постоянно претерпевали изменения на протяжении многих сотен лет — и появление Бога - дело рук и мыслей человеческих. Это касается и буддизма, и христианства, и мусульманской ветви вероисповеданий.
Примечание автора: утрата любых иллюзий человека чревата депрессиями разного уровня - от лёгкого до глубокого, или началом психического заболевания.
Особенность Гомо Сапиенс - упорно следовать заблуждениям в религии, науке, отношениях....
Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. И, учитывая, что в то время религия и власть были одним целым, то суть всех религий подгонялись к нуждам правящей элиты.
----------------------------------------------------------------------------------------
НОВЫЕ СХВАТКИ. После смерти Будды на протяжении многих веков показывали в одной пещере его тень - чудовищно гигантскую, жуткую тень, Бог умер; не человек таков, что ещё много-много веков не перестанут существовать пещеры, в которых будут показывать его тень. А нам, — теперь нам предстоит «ещё победить его тень!
УСЛОВИЕ БОГА. Сам Бог не может существовать без мудрецов — сказал Лютер и был прав; "но ещё менее он может существовать без глупцов" — этого любезный Лютер не сказал.
ОПАСНОЕ РЕШЕНИЕ. Решив, что мир уродлив и безобразен, христианство сделало его уродливым и безобразным.
Ф.НИЦШЕ. "Весёлая наука"
----------------------------------------------------------------------------------------
Довольно жёсткие заявления, однако, мне тоже не нравится, что любое зачатие новой жизни на земле объявлено "порочным", в отличие от рождения Христа.
Ещё мне очень не нравится выражение рабы божьи - сами бога придумали, и с чьей-то подачи, как-то так незаметьненько, произведены в рабы божьи (весьма почётное звание!)
“Не собирай сокровищ на земле….” – а что на самом деле?
Богатое убранство храмов и ювелирных фетишей на шеях попов (на священнослужителей как-то язык не поворачивается) - вводит людей в соблазн….
Чего только стоит возведение в ранг святых св. Магдалины, блудницы с многолетним стажем и мысль, что к богу прийти никогда не поздно!
Можно лет пятьдесят-шестьдесят грешить, грабить, убивать – а под конец жизни стать истинно верующим, и мне всё простится….. (если награбленное церкви подаришь, то шансы на прощение многократно увеличатся!)
А судьи кто? Мировая пресса постоянно публикует многочисленные факты содомизма и насилия над детьми “святых отцов”....
В наше просвещённое(просвещённое ли? Если из-за карикатуры на Мухаммеда может начатся большая война?) время всё больше людей задумывается об истоках религий, их функций в современном обществе. И, к большому огорчению многих думающих людей, мы замечаем, что современная религия застыла в старых догмах, а те противоречия в их канонах, которые не сложно найти пытливому уму, чрезвычайно грамотно используют секты для увеличения своей паствы.
Именно активная работа тоталитарных сект наводит на размышления о том, что общество нуждается в заполнении духовной составляющей — люди не готовы жить без иллюзий, нужна некая путеводная звезда, мечта, символ, идеология.
И если сегодняшняя религия, культура, государственная идеология не в состоянии заполнить этот вакуум, то в пустоте заводится чертовщина - болезни души, сатанизм и сектантство.
Николай Чечёткин 26.05.2010 07:25 Заявить о нарушении