Как я был командиром танка

На знатока танков и армейских дел я не претендую. Рассказ написан для конкурса на форуме gameland.ru для игры World of Tanks.

* * *

Стояло хмурое, промозглое осеннее утро. Стена свинцовых туч на сером угрюмом небе давила, словно гидравлический пресс. Было такое ощущение, что под тяжестью неба гнется земля, теряя свою привычную форму. Лучи солнца не могли пробить эту броню, сковавшую своей серостью и без того угрюмые дни. Дождь размеренно барабанил дробь на крышах казарм, бараков, на тугой поверхности луж выбивал ровные круги, бился в стекла окон, пытаясь пробраться внутрь. Холодный ветер пытался забраться под одежду, словно хотел ухватить хоть немного тепла, что было под ней.
Капитан Ходыкин стоял на крыльце лазарета под козырьком, беседуя с фельдшером Аленкой, к которой он давно уже был неравнодушен. Сегодня ему предстояло выполнить интересное, но непростое задание – начинались испытания нового танка. Перед испытанием проходился обязательный медосмотр, и капитан прошел его последним, чтобы в выдавшееся свободное время о том о сем поболтать с Аленкой.
Испытания были секретными, поэтому для них отобрали надежных офицеров, которые вместе с капитаном уже участвовали в подобного рода мероприятиях. Сам Ходыкин сегодня должен был быть наводчиком орудия, механиком-водителем назначили лейтенанта Резанова, а заряжающим был Тарасов, тоже лейтенант. Командиром танка назначили меня, майора Блинова, под начальством которого капитан и два лейтенанта испытали уже не одну машину и прекрасно притерлись друг к другу, работая, словно хорошо подогнанный и смазанный механизм.
Работа была привычная, поэтому у экипажа волнения не было. Когда я выходил из штаба, лейтенанты что-то обсуждали, прячась в курилке от холодного ветра. Дождь к тому времени уже стих.  Увидели меня, пошли навстречу,
-Чего да как?, - спрашивают.
-Сначала, - говорю, - Ромео нашего отвлечем немного от беседы, а там все расскажу.
Капитан, увлеченный беседой, не особо смотрел по сторонам, все больше на объект его обожания. Он сдержано шутил, Аленка кокетливо смеялась.
- Товарищ Ходыкин, - говорю ему.
- Я, - застигнутый врасплох оборачивается он.
- Да ладно, расслабься, здесь все свои, ты, главное, нашего «вероятного друга» не проморгай, ежели чего.
Все рассмеялись. Капитан попрощался с Аленкой и подошел к нам.
- За это уж не стоит волноваться, расплывается он в улыбке, я всегда наверняка бью, вы же сами статистику видели.
- Да уж, стрелок из тебя отменный, - мы пошли в сторону ангаров, - … Ну что, товарищи испытатели, пришло время посмотреть, что нам предлагают оценить наши конструкторы. Говорят зверь-машина, весит как носорог, летает как бабочка, а жалит как шило в заднице. Брони у ней толсто, вместо сердца газотурбинная установка, а пушка плюется большими огненными мухами и сеет ад и ужас.
- Что за двигло-то? – спросил лейтенант Резанов.
- Погоди, - говорю ему, - сейчас все сами увидите. На месте будет и развод и все, что полагается.
Так мы прошли вдоль ряда замаскированных от воздушной разведки ангаров, своим ходом, так нам было привычнее перед очередным испытанием. Вообще, это у нас уже стало чем-то вроде традиции, к месту испытания идти пешком, а начальство не было против.
Пройдя ангарные ряды мы вышли к площадке, с которой и начинаются все наши испытания. Там уже были все участники, но до официального начала оставалось еще десять минут.
Потом нам довели необходимую информацию, ознакомили с испытуемой техникой, и мне вручили пакет с заданием.
Сначала нам нужно было покататься по танкодрому – нужно было посмотреть как себя будет вести машина. Необычно было слышать звук газовой турбины, вместо привычного мерного рокота дизеля. Но такой двигатель делал многотонную машину очень проворной к удовольствию водителя. Подвеска хоть и была сложной по своей конструкции, но танк шел очень мягко. Автоматическая коробка передач, соединявшая двигатель с ходовой частью работала плавно и четко, вовремя переключая передачи. До этого нам не приходилось иметь дела с подобной техникой. Все, что мы испытывали раньше, было со старым добрым дизельным двигателем, механической коробкой передач с демультипликатором, и все это было на достаточно жесткой подвеске. А этот танк казался комфортабельным прогулочным автомобилем, тем более, что водитель управлял при помощи руля и педалей, а не рычагов, как раньше. Казалось, что мы испытываем технику, случайно попавшую к нам из будущего, ведь такого еще нет ни у кого, - то, что мы сегодня испытываем – секретные передовые разработки наших конструкторских бюро.
Было такое направление в танкостроении – сделать так, чтобы экипаж танка состоял из одного человека. Это бы невероятно повысило живучесть машин. Вместо четырех-пяти человек в экипаже одного танка можно было бы сделать четыре-пять танков с экипажем из одного человека. Примерно как в истребительной авиации – один человек – одна машина. Но наша материальная база еще была далека от совершенства, поэтому здесь, на одном из закрытых полигонов, затерявшихся среди лесов нашей необъятной родины, мы испытывали то, что можно было выжать из науки нашего времени.
Танк плавно катился по накатанной грунтовой дороге, также плавно и вальяжно перекатывал через рвы и насыпи бездорожья, резво брал с места, и вообще показывал хорошую маневренность, несмотря на свою большую массу. Нам не пришлось дышать дизельным выхлопом, трястись на кочках, и дергаться при включении той или иной передачи, чему мы были рады. Когда тебя не отвлекают мелочи при движении, когда маневрирование происходит естественно, как бы само собой, то гораздо лучше получается сконцентрироваться на том, что происходит вокруг тебя, оценить ситуацию, найти цель, поразить ее.
Кстати, теперь нам нужно было вести огонь, – это был следующий этап испытаний. Пушку сделали самозарядную, но автоматика могла отказать или сработать не так как надо, поэтому заряжающему не стоило уж слишком расслабляться в этом плане, хотя остальные его функции сохранялись. Стрелок был доволен, как кот, на халяву дорвавшийся до колбасы, которую хозяева по рассеянности своей оставили на столе. Да и как ему не быть довольным новой разработкой конструкторов. Орудие было полностью уравновешено, заряжалось автоматически, а гильзы выбрасывались наружу, так, что не приходилось дышать пороховыми газами. Стреляй себе в удовольствие.
Мне через наблюдательную башенку было весьма удобно вести круговой обзор, а ларингофонная связь позволяла руководить действиями экипажа даже при сильном шуме.
Осматриваю местность, даю стрелку указания двух первых целей, - капитан разносит в дребезги обе всего через несколько секунд. Катимся по полигону дальше, поражая цели то из пушки, то из пулеметов, как предписывает нам задание.
Теперь нам нужно испытать стрельбу в движении. На ровной местности стрельба идет на ура – пушка точно посылает снаряды в цель. Впереди горка, а за ней еще цели. Водитель разгоняется перед подъемом, стрелок бьет в последнюю перед горкой цель. И вдруг, слышу в наушниках, что заклинило управление – нельзя ни остановиться, ни повернуть, ни переключить передачу – все управляется электроникой. А мы уже почти забрались на гору. Хорошо, что дорога пока прямая, иначе нам никак не свернуть. Нужно срочно что-то делать. Сейчас будет спуск с горы, а потом поворот под почти прямым углом, а прямо – водная преграда, к которой мы должны были подъехать с другой стороны и подготовиться к форсированию. Если не устранить проблему, то мы с разгону плюхнемся в воду.
- Когда заклинило, - спрашиваю, - в какой момент?
- Сразу после последнего выстрела.
- Попробуем, - говорю, - поставить пушку так, как было в тот момент и выстрелить еще раз, - благо ни в кого мы на полигоне не попадем, выстрелив в молоко. А если не поможет – выключаем двигатель.
Несемся с горы, стрелок уже выставил пушку в то же положение, что и при последнем выстреле. Как только снова выезжаем на ровную поверхность, гремит выстрел, и я чувствую, что танк ведет в сторону.
- Есть управление, - кричит водитель.
Останавливаемся. Я докладываю о произошедшем по радиосвязи.
-Приказано вернуться на базу, - говорю экипажу. – Стрельбу отставить, едем не торопясь.
На базе новый приказ – на сегодня испытания отставить, техники будут выяснять и устранять проблему.
Снова серость осеннего неба, и время, которое, кажется, тянется уж очень медленно. Разве что капитану проще, у него время летит незаметно...


Рецензии