У озера забвения

”Хо спросил, Лао ответил (философская зарисовка №1)

               
Лао ожидая очередной атаки, выставив перед собой раскрытую в ладони руку, хладнокровно наблюдал за Хо. Хо со сбившимся дыханием, начал поочередно образовывать сплетением пальцев печати .
- Рин … Ке … То … Са …
- Постой, Хо! – внезапно произнес Лао, опустив расслабленные руки. – Давай передохнем.
- Передохнем? – Хо кинул непонимающий взгляд, который тут же сменился легкой ухмылкой. – Хм! Уже сдаешься?
- Нет, просто вдруг захотелось чаю.
- Чаю? – тут и у Хо опустились руки, и он стал с удивлением наблюдать за каждым следующим движением Лао Сина.
Лао тем временем не спеша стал доставать из рюкзака чайный набор. Хо оставив любые попытки предать осмыслению произошедшее действо, улыбнувшись, побрел к нему.
Спустя некоторое время, оба, с упоением наслаждаясь каждым новым глотком чая, уселись вблизи переливающегося в лучах солнца озера.
- Лао … – произнес Хо, слегка коснувшись рукой воды и наблюдая как капли сверкая, подобно драгоценным камням, стекают обратно вниз.
- М-м-м?
- Судьба … что ты думаешь о ней?
Мельком, взглянув на Хо, Лао продолжил смотреть в даль.
- То, что движет нашими стремлениями, мыслями, действиями ведомы ли Небу, прописан ли наш путь? – продолжил Хо, но был остановлен Лао на полуслове.
- Несомненно, все подчиняется законам Неба, однако судьба человека всецело зависит от правильного отношения к нему.
- Но порой в этом мире ничто не идет по твоим планам, даже при соблюдении … – нахлынувшие на Хо воспоминания вынудили юношу сжать с силой кулак. – Если нашу судьбу не изменить …
- Это не так! – спокойным голосом произнес Лао. – Верно, что Дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо, и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает своего роста. Все сущее возвращается к нему, но оно не рассматривает себя их властелином. – Лао повернулся к Хо. – Именно поэтому его можно назвать великим. Оно становится великим, потому что никогда не считает себя таковым.
- Он что это серьезно? – Хо  с подозрением покосился на собеседника. – Слова складные, но независимо от них каждый человек несет тяжкое бремя своей судьбы.
- Вместо того чтобы служить Небу и воспевать его не лучше ли преодолевать небесную судьбу, самим использовать небо в своих интересах? – взяв чайник из иссиньской глины, Лао стал наполнять опустевшие чаши. – Если ли прок от точки зрения, будучи заложником судьбы?
- Но … – взяв наполненную чашу чая, Хо продолжил. – Ведь … предначертанный нам путь неизвестен, и мы подобно увлекательному тексту древнего свитка можем лицезреть его. – Хо вкусив божественного напитка, улыбнулся. – Человеческая речь столь несовершенна … Человек, перед тем как сделать шаг влево или вправо думает, что это его выбор, но на самом деле все уже предрешено Небом. Даже ступая вправо и тут же отпрыгивая влево - не является его выбором. Но если принять ее как данность, и не зацикливаться на этом, то все сразу встанет на свои места и не будет вызывать сомненья. А знание процессов мироздания окружающего нас мира, позволяет правильно использовать наши чувства, эмоции и удивляться миру подобно ребенку.
Хо продолжая размышлять, лег на прохладную траву, созерцая плывущие на небе облака. Лао не торопясь отвечать, продолжал смотреть на водную гладь. Мягкий прибой озера приятно ласкал слух.
- Хо … твоя голова переполнена мирскими заботами. Сердце должно быть беспредельно беспристрастным. твердо сохранять покой и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь ожидать их возвращение.
- Переполнено мирскими заботами … но разве это не называется чувствовать жизнь?
- Люди рождаются и умирают. Из 10 человек 3 идут к жизни, 3 к смерти. Из каждых 10 еще имеется 3 человека, которые умирают от своих деяний. – Лао сделал паузу, явно заинтриговав этим Хо. – … это происходит оттого, что у них слишком сильное стремление к жизни.
- Хм! – Хо, усмехнувшись, резко отвернулся и одним глотком осушил чашу чая. – Судьбу не изменить, но жизнь редкий дар, который надо прожить не сожаления ни о чем. Главное нести окружающим добродетель.
- … с другой стороны, когда устранили великое Дао, появилось “человеколюбие” и “справедливость”. Когда появилось мудрствование - возникло и великое лицемерие. Когда родственники в раздоре – появляется сыновья почтительность и отцовская любовь. Так обстоят дела!
- Прекрати … – резко оборвал его смутившийся Хо. – … прекрати … – произнес юноша в более тихом тоне.
- Высший добродетель … – Лао решил подбодрить Хо. – … подобно воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с ними. Оно находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому оно похоже на Дао.
- … не желали ли быть? Хочешь сказать, что присущие человеку чувства есть причина всех бед.
- В этом мире нет добра и зла. – продолжил Лао, после продолжительного молчания. – А так называемая справедливость у каждого своя. Сама по себе жизнь не имеет смысла, главное найти в ней себя.
- Для чего? Чтобы не умереть со скуки? – Лао на это лишь улыбнулся. – Хм! Если это так, то несмотря ни на что, используя все свои силы, навыки и знания, я буду в двойне продолжать нести по жизни высший добродетель.
Взглянув на Хо, находящегося в приподнятом настроении, Лао одобрительно кивнул. Вдруг Хо заметил на небе пасмурные тучи.
- Небо … плачет ..?
- Да, думаю на сегодня достаточно! – произнес Лао, не спеша, поднимаясь на ноги.
Мгновенно, в несколько прыжков Хо вскочил на возвышающийся крутой утес.
- Ну, давай же! – выкрикнул Хо. – Я не буду ждать тебя вечно!
Но Лао по прежнему, не торопливо взбирался вверх. Со спины подул легкий ветерок. И оба, одновременно, будто по какому-то таинственному зову,  обернулись в сторону хрустального озера …

               


Рецензии