Зосима. Начало Обители

Когда же наступила весна, приплыл старец Герман, а с ним мирской человек пожелавший разделить с преподобными уединение, по имени Марк, по роду занятий рыболов. Привез он с собой много снастей и сетей для рыбной ловли, а так же достаточное количество пищи. В скором времени приплыли на остров еще люди, с которыми был и инок, имевший священнический сан. И принял Марк монашеское пострижение, получив имя Макарий, и стал первым учеником Преподобных. Примеру его последовали многие прибрежные жители, которые, приплывая на остров, рубили деревья и строили себе келии подле келий преподобных Зосимы и Германа, питаясь трудами рук своих.
 
Чуть позже воздвигли и небольшую церковь в честь Преображения Господня. А на том самом месте, где старец увидел сияние невыразимого света и храм, высившийся над землей, пристроили к ней трапезную. Таким образом, основалась Соловецкая обитель, доныне сохраняемая Божьей милостию.

Устроив монастырь, преподобный Зосима послал одного инока в Великий  Новгород  к архиепископу за получением благословения на освящение храма и с просьбой о назначении игумена. Архиепископ удивился, что в таком отдалении от людей будет стоять церковь. Не сразу, но поразмыслив немного, сказал: " Невозможно это для людей, но все возможно для Бога. Если Бог захочет, то все свершится. Да будет имя Господне благословенно отныне и до века!" И повелел дать все необходимое из церковной утвари для освящения церкви,  и требуемое для совершения богослужений. А так же определил игумена Соловецкой обители.
 
Получив архипастырское благословение и игумена, «преподобный Зосима, блаженный Герман и все братия возрадовались радостию великою. И подвизались они постом и молитвами». А также трудами бесконечными: возделывали землю, рубили деревья для устроения монастыря, а иногда кололи множество дров и, приготовив морской рассол, варили соль. Они отдавали ее купцам, приплывавшим к острову, а взамен получали различные орудия для монастырских нужд. Во множестве они ловили рыбу и на море, и на озерах. А озер было на острове – семьдесят, а то и более. Благоугодное это было место для монастыря!
 
Всей же братии вместе с игуменом было в обители 22 инока. И каждый с таким усердием нес свое послушание, словно это была одна душа, в разных телах находящаяся. Игумен Павел, присланный архиепископом, не смог вынести тягот пустынножительства и, прожив там несколько лет, ушел восвояси. После него игуменом был Феодосий, но и он  спустя некоторое время так же оставил  пустынь. И решила тогда братия, что  игумен должен быть поставлен из числа иноков, постоянно живущих в обители. Посоветовалась братия с Германом и  пришли к убеждению, что только преподобный Зосима должен своим истинным целомудрием и добродетелью быть руководителем братии на пути к спасению. Но Зосима из-за своей кротости и смирения никак не хотел принимать рукоположение. Братия же сильно настаивала, и даже послала некоторых иноков в Новгород Великий к архиепископу за благословением.


Рецензии
На Соловецких островах мне удалось побывать ещё в советские времена, душа кровью обливалась от одного вида в каком состоянии пребывает то, что раньше было монастырём. Но слава Богу возродился он как феникс!
А мне самому по Божьему промыслу довелось внести посильную лепту в восстановлении храма в монастыре "Зосимова пустынь", что в подмосковьи, основателем которого был преподобный Зосима. Пока я трудился, моя дочь была определена в послушницы в монастырь. Перед Троицей после работы я обкашивал территорию монастыря, и на праздник весь пол в храме был устлан свежескошенной травой. Почти всю службу мы выстояли на коленях в благоухании полевых цветов, травы и ладана...
А ещё на мою долю выпало быть причастным в возведению самого северного храма, об этом у меня в "Дорога к храму"
С уважением,

Александр Антоненко   05.01.2016 23:17     Заявить о нарушении
В Писании сказано: «Всевышний не в рукотворных храмах живёт" (Деян.7.48). Господь же говорит: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр.3.20). Но верующие Его не слышат, к себе не впускают, с Ним не вечеряют, а идут туда, где Бог не живёт.
Господь говорит: "Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах, храмах и на углах улиц, останавливаясь молиться... Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6.6-8). А ещё ненавистный христианам Иисус говорит: "Разрушьте храм сей, рукотворный, и Я в три дня воздвигну другой, не рукотворный" (Ин.2.19). Кто разрушит в своём сознании храм рукотворный, у того в душе Господь сотворит храм не рукотворный, вечный.
К Жизни в Царстве Небесном, Которое подобно чреву матери, душу надо готовить заблаговременно.

Николай Ярмак   05.01.2016 23:24   Заявить о нарушении
Приятно, что навеяла Вам воспоминания о Зосимовой пустыни, о ароматных травах и благодати... Сожалею, что захожу не часто, но обязательно почитаю вашу "Дорогу к храму"!!!
С уважением,

Вера Руф   16.02.2016 22:23   Заявить о нарушении