Комплимент

- Ты задумывался, почему нас повсюду окружают женщины? – Спросил Сашка.
-- А что тут такого? – Удивился я. – На Земле два пола существует. Куда от этого денешься?
-- Ты не понял. В школе работают женщины, в поликлинику придешь – женщины. В магазинах  тоже тетки одни. Мужчин можно встретить только рано утром в метро. Еще в реанимации.
-- Ну, это ты загнул. Может, не так все мрачно? – На самом деле, я не такой наблюдательный, как Сашка.  Могу что-то важное и не заметить. Вдруг он прав?
-- По-моему, попахивает заговором. – Сказал мой друг убежденно. – Пока мужчины работают в поте лица, женщины потихоньку прибирают все к своим рукам.
-- Ой. – Испугался я. – Что же делать?
-- Бороться. – Решительно сказал Сашка. – Отстаивать свою свободу. Иначе они нас ликвидируют. Я в Интернете прочитал, что женщины в скором времени собираются избавиться от мужчин и строить общество на примере каких-то муравьев. У этих муравьев нет особей мужского пола, а есть матки, с помощью которых они размножаются.
-- Какой кошмар! – Воскликнул я. – Этого нельзя допустить! А что мы-то  с тобой можем сделать?
-- Научиться ими управлять. – Ответил Сашка. – Это единственный путь.
Интересно, как он собирается управлять всеми женщинами, если с собственной сестрой справиться не может? Надо сказать, что такой вредной девчонки, как Лариска, нет в целом свете. Я понимаю, откуда у него страх перед женским полом. Эта Лариска регулярно измывается над братом. Сделает какую-нибудь гадость, доведет до белого каления, а потом на него же матери нажалуется. Ужас.
-- Неужели ими можно управлять? У них ведь мозги набекрень. – Я никогда не мог женщин понять. Говоришь им приятные вещи – начинают подозревать в чем-то плохом, врешь – радуются, говоришь правду – обижаются.
-- Старым и проверенным мужским способом. – Сказал Сашка, прищурившись и значительно глядя на меня. – С  помощью комплиментов.
-- Комплиме-ентов? – Большей ерунды я не слышал. – Что за чушь?
-- И вовсе это не чушь. – Обиделся Сашка. – У женщин от комплиментов в мозгу начинаются химические реакции, и они становятся послушными. Мужчины всегда держали женщин в узде с помощью комплиментов. Хочешь я тебе это докажу?
-- Как ты собираешься доказывать?
-- Да, очень просто. Пошли куда-нибудь. – Предложил Сашка.
Мы отправились на улицу. Женщины шли по городу стройными рядами, абсолютно нас не замечая. Мы для них не существовали. Они отлично существовали сами по себе. Мне стало страшно. Неужели Сашка прав и всем мужчинам скоро придет конец?
-- Давай купим чипсов. – Когда я расстроен, я всегда что-то ем.
-- Чипсов, так чипсов. – Согласился мой друг. Мы вошли в маленький магазинчик. За прилавком стояла симпатичная женщина. Если бы я не знал от Сашки о глобальном женском заговоре, то даже расслабился бы при виде ее добродушного лица.
-- Чипсов, пожалуйста. – Сказал Сашка, протягивая продавщице пятьдесят рублей.
-- Чипсы стоят пятьдесят шесть рублей. - Любезно сказала женщина.
-- Да что вы? -  Сашка сделал вид, что удивлен. –  Не может быть. А  вам говорили, что ваша улыбка подобна рассвету?
С лица продавщицы тут же сползло приветливое выражение, уступив место мрачной подозрительности. Она поджала губы и уставилась на Сашку так, словно он собирался ограбить магазин.
-- Послушай, мальчик, - Сурово сказала женщина . - Чипсы стоят пятьдесят шесть рублей. Плати и  не задерживай.
-- Почему вы такая сердитая? – Не сдавался Сашка. – Вы же добрая фея, а не…
-- Не мешай работать. – Перебила его  продавщица и повернулась к следующему покупателю.
Мы вышли на улицу, посрамленные и без чипсов.
-- Гоблинша злобная. – С досадой сказал Сашка.
-- Надо было дать ей шесть рублей. – Сказал я. – Она решила, что ты попрошайка.
-- Может быть. – Сконфузился Сашка. – Один прокол еще не статистика. Давай в парк прокатимся. Билеты  компостировать не будем. Зайцами поедем.
Мы влезли в трамвай. Через остановку к нам протиснулась толстая контролерша неопределенного возраста в бурой вязаной кофте.
-- Ваши билетики. – Сказала тетка, строго глядя исподлобья, словно знала, что билетов у нас никаких нет.
-- Вы как спелый персик. – Сладким голосом сказал Сашка и  невинно улыбнулся. – Такая же  нежная и сочная.
-- Кто персик?!  Я персик?! – Контролерша побагровела.- Что ты себе позволяешь, козявка? А ну, билеты показывайте живо!  Если билетов нет, платите штраф!  Обзывается еще! – Она была настроена весьма решительно и напирала на нас, словно броневик на врагов пролетариата.  Сашка оробел. Он беспомощно хлопал глазами, а я тем временем, аккуратненько подталкивал его к выходу. К нашему счастью, трамвай остановился на очередной остановке, и мы резво выкатились наружу, провожаемые гневными выкриками.
-- У тебя как-то не очень получается с комплиментами. – Сказал я.
-- Это дело практики. – Не сдавался Сашка. – Я читал, что французы могут за вечер сказать сорок комплиментов в адрес женской шляпки, и ни разу не повториться.
-- Так - то французы. – Ответил я. – Их с детства, наверное, на комплименты натаскивают, как фокстерьера на лису.
-- Если они могут, значит, и мы сможем. Чем мы хуже французов? – Сашка был непреклонен. Я пожал плечами. По-моему, проще  заплатить в магазине нужную сумму, а в трамвае пробить талоны. Но разве с Сашкой поспоришь?
-- Главное, тренироваться. – Мой друг излучал неиссякаемый оптимизм. – Постепенно освоим.
-- А если в голову ничего умного не лезет? Я вот, например, не смогу лепить глупости про персики или рассвет. Это же бред полный.
-- Говори первое, что придет в голову. Импровизация – великая вещь! – Сашка был непреклонен.
На следующий день я  пришел в школу с отвратительным настроением. Предстоял  опрос по математике. Надо вам сказать, что этот предмет я ненавижу всеми фибрами своей души. Кроме того, наша математичка отличается жутким характером. Ей абсолютно невозможно угодить. Сколько я не бьюсь, выше тройки отметок получить не удается. Весь вечер накануне я корпел над учебником, чтобы выучить тему, и все равно ужасно боялся. Сашка же сидел за партой с безмятежным выражением лица и насвистывал веселенький мотивчик. Я хмуро плюхнулся рядом.
-- Чему радуешься? Предвкушаешь пятерку? – У Сашки дела по математике шли из рук вон плохо,  поэтому его настрой был мне непонятен.
-- Может, и так. – Беззаботно откликнулся Сашка.
-- А, ну-ну. – Я пожал плечами.
Взъерошенная математичка вихрем влетела в класс через три минуты после звонка и сразу начала опрос. Вопросы были ужасны. Я даже вспотел от страха. Моя фамилия стоит в самом конце списка, поэтому потеть придется долго. До Сашки очередь дошла быстро. Его фамилия почти в начале списка. Казалось, он не слышит вопроса. Сашка смотрел на учительницу и глуповато улыбался.
-- Что молчишь, Грымов? Отвечай. – Сашка темы не знает, я был в этом абсолютно уверен. Интересно, как же он выпутается?
-- Вы, Елена Васильевна, настоящая императрица чисел. – Начал Сашка, собравшись с мыслями. Наступила гробовая тишина. На задней парте хихикнули. Математичка приподняла очки и уставилась на моего друга. – Вы повелительница квадратных корней, дробей и факториалов. Вам легко повинуются уравнения и неизвестные. О…
-- Довольно, Грымов. – Спокойно сказала Елена Васильевна. – Твердая двойка. Пригласи отца, пожалуйста. Я хочу с ним побеседовать.
-- Но, почему?! – Сашка исторг крик из недр своего существа. – Я же от всей души!
-- Здесь школа, а не эстрада. – Елена Васильевна смотрела на него почти ласково. – И, кстати, двойку я ставлю тебе тоже от всей души.
Когда очередь дошла до меня, я не стал искушать судьбу, говорить математичке комплименты, а  честно попытался ответить. Получил свою тройку и сел на место. Как бы я не лез из кожи вон, выше отметки мне не светят. Обидно. Может, Сашка все же прав насчет заговора?
На перемене Грымов грустно смотрел в окно. Я подошел к нему и сказал:
-- Не расстраивайся. Французские женщины привыкли к комплиментам, а наши пока нет.
-- Пока они привыкнут, я с ума сойду. – Вздохнул Сашка. – Как же трудно быть мужчиной!
-- Не говори. – Согласился я. – Не просто трудно, а прямо-таки  опасно для здоровья!
Ночью мне снилась Соня Карамелькина. Она плыла, качаясь,  на белоснежных пушистых облаках, похожих на сахарную вату. Лицо ее светилось от счастья. Наверное, эти облака и были идеальные комплименты.
-- Мам, а ты любишь комплименты? – Спросил я за завтраком.
--  Кто же их не любит! – Ответила мама, улыбнувшись.
-- Скажи, какой комплимент самый лучший?
-- Искренний, конечно. – Мама взъерошила мои волосы. – Ты хочешь научиться делать комплименты, сынок?
-- Очень хочу! Мне кажется только, это трудно.
-- Вовсе нет, если видеть в людях хорошее. Еще никакой корысти. Комлимент – не лесть, а подарок от всей души.
Мне показалось, я начинаю что-то понимать.  Надо все это Сашке объяснить, а то он, как всегда,  дров наломает. По дороге в школу я встретил Соню. Она радостно перепрыгивала через лужи, размахивая школьной сумкой.
-- Привет, Соня!
-- А, Чёлушкин, привет! Как дела?
-- Нормально, а твои?
-- Тоже хорошо.
Какое-то время мы шли рядом и молчали. Солнечный свет  падал на Сонины пушистые волосы, превращая их в сверкающую корону. Это было так красиво!
-- У тебя удивительные волосы. – Сказал я. – Переливаются на солнце, как золотые.
-- Правда? – Сказала Соня и засмеялась. – А в детстве меня рыжей дразнили. Еще апельсинкой.  Представляешь?
-- Какая же ты рыжая? Ты – золотистая! И никакая не апельсинка. Ты – искорка!
Я видел, что Соне очень приятны мои слова. Она даже словно выше ростом стала. У меня в душе все расцвело и запело. Стало так легко и радостно, словно это мне приятное сказали.
-- Я понял, почему они злились. – Зашептал мне на ухо Сашка, когда начался урок.
-- Кто они? – Не понял я.
-- Да, женщины эти, кто ж еще.
-- И почему?
-- Они решили, что я хочу их использовать.
-- Да ну? – С иронией спросил я. – А ты не хочешь? Ты просто так им комплименты говоришь?
-- Я думал, мы с тобой заодно. - Сашка обиженно поджал губы. – Ты меня осуждаешь, что ли?
-- Упаси боже. – Ответил я. – Но ты ведь, действительно, пытаешься манипулировать женщинами.  Кому это понравится?
-- Ничего я не пытаюсь. Это они мною манипулируют. Всегда и везде. – Кипятился Сашка. – Учат, воспитывают, критикуют. Всю жизнь отравляют! Соберутся вместе: мама, бабушка, Лариска мелкая, и давай пилить!  Папе хорошо, он на работе целыми днями, а мне отдувайся. Все им не так! Хоть вешайся!  И в школе то же самое. Не жизнь, а мука.
Да, Сашке и вправду тяжело приходится. Я его понимаю. Моя мама приходит вечером усталая, сил на воспитание у нее нет, зато у Сашкиной родни их не впроворот. Еще кошка сиамская злющая у них дома живет. Все тапки Сашкины сгрызла и книжки любимые потрепала. А один раз и вовсе в новые кроссовки надула. Увидишь тут заговор, в самом деле.
-- Не дрейфь, Сашка, прорвемся. – Я похлопал его по плечу. – Мы тоже будем объединяться. Пусть женщины нас боятся и задабривают всякими вкусностями. Мы им комплименты, они нам – еду.
-- Ну, если объединяться, то еще как-то можно выжить. – Вздохнул Сашка.
-- Чёлушкин, Грымов! – Гневно прогудела учительница биологии Марья Васильевна. – Весь урок болтаете! Поделитесь своими мыслями с классом.
Мы переглянулись. Сашка боязливо поежился, встал и ляпнул:
-- Мы обсуждали тот факт, Марья Васильевна, что женские особи злее мужских особей. Самка богомола, например, съедает своего партнера. Как объяснить этот факт? И как выживать нам, мужским особям?
В классе раздались смешки. Марья Васильевна изумленно воззрилась на Сашку.
-- Да кто тебя есть - то будет, Грымов?  - Насмешливо сказала Настя Камушкина. – Ты же костлявый и ядовитый.
-- Точно. Еще отравишься. – Поддержала ее Барышникова. – Лечись потом.
-- Тише, девочки. – Урезонила их биологичка. – Александр поднял важный вопрос. В природе действительно наблюдаются случаи жестокости со стороны самок по отношению к самцам. Этот факт нельзя оставить без внимания. Предлагаю сделать реферат на эту тему. Кто готов выступить?
Класс дружно молчал.
-- Доклад к следующему уроку сделают Чёлушкин и Грымов. Раз их этот вопрос волнует, значит, они во всем хорошенько разберутся. А мы послушаем.
И, как ни в чем не бывало, Марья Васильевна, продолжила урок.
-- Допрыгались. – Разъяренно зашипел я. – Не хватало нам дурацких рефератов. Вот счастья привалило.
 - Это они нас умышленно в гроб вогнать хотят. – Кивнул Сашка. – Двойки ставят, доклады делать заставляют, родителей в школу вызывают.  Я же говорю, заговор. Беда, Леха.
-- Ой, не говори. – Вздохнул я. – Катастрофа вселенского масштаба.
Над рефератом мы корпели два дня. Перерыли Интернет, собрали кучу информации.  Факты насилия над мужскими особями потрясали своей жестокостью. Нам было так жалко самцов, уничтожаемых злобными самками! Бедняги, они лишены всякой возможности спастись. Ведь, делать комплименты ни животные, ни насекомые не умеют. Мы с Сашкой совсем приуныли. Наше собственное будущее рисовалось в мрачных тонах. То, что рано или поздно нам суждено погибнуть в страшных мучениях, сомнений не вызывало. Когда мы, удрученные этими перспективами, совсем пали духом, в Сашкину комнату заглянула Лариска.
-- Чего мрачные такие? – Спросила она удивленно. – Я тут пирог сделала с яблоками. Приходите чай пить.
Мы поплелись на кухню. Лариска бодро шуровала с тарелками, чашками и ложками. На столе красовался румяный пирог самого аппетитного вида, источающий волшебный аромат.
-- Вот, по домоводству задали пирог испечь. Хочу, чтобы вы попробовали. Интересно, как получилось. – Сказала Лариска дружелюбно. Видимо, про заговор она еще не в курсе или прикидывается.
Сашка вытаращился на нее.
-- Нет, вы видели? Моя сестра кулинарные шедевры ваяет. На вид съедобный. Ну, Лариска, даешь. Да ты просто гений! Дай я тебя обниму!
-- Ты попробуй сначала. – Сказала Лариска. – вдруг не понравится.
Что тут может не понравиться? – Удивился Сашка. – Вон какой румяный.
Мы отрезали себе по ломтю пирога и принялись уплетать. Пирог превзошел все ожидания. Он был набит вкуснейшими яблоками под завязку, а нежное тесто просто таяло во рту. Мы съели еще по огромному куску, потом еще по одному. Лариска внимательно смотрела на нас и ждала. Когда в нас уже больше не влезало, Сашка удовлетворенно икнул и заявил:
-- Сестра! Ты потрясающе готовишь. Умереть можно от счастья. Скажи, Леха.
Лариска зарделась от удовольствия. Я кивнул и тоже икнул.
-- Обалденный пирог. – Сказал я. – Ты готовишь лучше всех. Не считая моей мамы и соседки тети Мананы. Но ты их быстро догонишь и перегонишь, я в этом не сомневаюсь.
И тут Лариска сказала нечто совершенно невозможное. Такое, что не вписывалось ни в какие рамки.
-- Прости, Сашка, что я тебе позавчера мешала уроки делать. Я больше не буду. Так хотелось, чтобы ты на меня внимание обратил. Мне было грустно и одиноко.  Вот я и лезла к тебе. Простишь?
Сашка кивнул.
-- Ладно, я сам виноват. В упор тебя не вижу. Весь в своих делах. Я думал, ты еще маленькая, а ты уже вон какие вещи умеешь делать! Буду к тебе повнимательней. А ты пеки почаще, договорились?
-- Договорились. – Сказала Лариска и широко улыбнулась. Я впервые обратил внимание на то, какая красивая и добрая у нее улыбка. Мне стало почему-то хорошо и спокойно на душе. И я сказал:
-- Как же я вас люблю! Вы оба такие замечательные!


Рецензии