Народная медицина этническое целительство

Народная медицина (этническое целительство) проблемы становления и адаптации в социуме.

Следует сказать, что процессы возрождения, становления и развития народной медицины, свидетелями которого мы являемся, не имеют в обществе однозначной оценки. Наряду с положительным отношением к народным целителям, их деятельности, имеет место и отрицательное.

Зачастую можно видеть даже жестко негативное отношение, без конкретизации какого бы то ни было целительского опыта, огульное   и безапелляционное  отрицание целительства как такового, по причинам морально-этического характера.

 Негативный прессинг в отношении народной медицины (целительства) ощущается одновременно с двух направлений.

 С одной стороны свое негативное отношение высказывают представители официальной медицины, действующие в государственной системе здравоохранения.

 С другой – представители некоторых религиозных конфессий, особенно христианских, и в их числе, особенно жестко, в нетерпимой уничижительной форме, - представители православного духовенства (православные священники). Целительская практика объявляется ими делом безнравственным.

 Попытаюсь дать некоторые разъяснения по поводу этой критики, с позиции целителя и противопоставить данным негативным оценкам некоторый фактический материал, на основании которого можно показать, что целительство, как раз наоборот, является высоконравственным, духовно ориентированным делом.
         
  Возрождение народной  медицины обусловлено  у  нас многими факторами, одним из главных, среди которых, является ее естественная  близость к традиционным формам национальной культуры. Именно поэтому другим названием народной медицины может быть «этническое целительство».

 Следующий фактор - это совершенно необходимое в современных условиях стремление людей к использованию экологически чистых технологий и продуктов, включая  лекарства.

Интерес к народной медицине  проявляется и потому, что люди сейчас широко информированы не только о медикаментозных средствах, как таковых, но и об осложнениях, возникающих в результате применения синтетических медикаментозных  средств. Эти осложнения проявляются  в виде различных аллергических реакций, их нежелательных влияний на генетические структуры.

 Появился целый ряд совершенно не свойственных в нормальной ситуации для  человека болезней, вызванных побочными эффектами от приема медикаментозных средств, с помощью которых официальная медицина традиционно пытается бороться практически  со  всеми заболеваниями,  используя медикаменты как главный и основной инструмент в арсенале официальных медицинских средств.

   Но  если  даже на все это закрыть глаза, выбирая "из двух зол меньшее",  возникает  другая  проблема. Прежде  медикаментозные средства были относительно доступны, теперь же их приобретение становится для людей делом практически не посильным в виду дороговизны. Мало того, сами по себе медикаменты далеко не всегда являются тем, чем декларируются, имеют место подделки, которые в лучшем случае нейтральны, а в худшем опасны для нашего здоровья, хотя и продаются официально в аптеках, в том числе и государственных.

Естественно,  что при такой постановке вопроса, место и роль народной медицины в целостной системе научного знания, качественно   изменяется. Народная медицина не только перестает быть как бы "незаконно рожденной золушкой" официальной медицины, но   начинает занимать по отношению к ней более передовое и перспективное положение.

 Однако далеко не все хорошо себе представляют,  что же это за явление - народная медицина? В отношении этой, такой привычной до начала века и ставшей чуть ли не экзотической  в наше время формы врачевания, появилось, к сожалению, не мало предубеждений. На самом деле народная медицина имеет полное право на жизнь и относится к ней следует, с должным доверием.

По определению Всемирной Организации  Здравоохранения (ВОЗ),  под народной или традиционной, альтернативной медициной следует понимать общую сумму всех знаний и навыков, используемых при диагностике,  профилактике  и устранении  физических, психических и социальных нарушений и дисбалансов, опирающихся  исключительно на практический опыт и наблюдения, не зависимо от того, могут они быть рационально объяснены или нет.

Эти знания, передаваемые из поколения в поколение в устной и письменной формах, признаются  достаточным основанием для проведения их носителями - народными целителями  для практического врачевания.

 Таким образом, авторитетная мировая здравоохранительная организация, безусловно, признает и ставит народную медицину в положение более общей по отношению к официальной медицине системы.
 Внутри нее и должна  развиваться естественнонаучная отрасль медицины, как более узкое  направление, а не наоборот, что фактически имеет место в наше время.        30-я сессия Всемирной ассамблеи ВОЗ в 1977 году единогласно приняла резолюцию ВОЗ 30.49, рекомендовавшую правительствам заинтересованных стран  проявлять интерес к использованию характерных и приемлемых для культур их народов методов традиционной народной медицины.
  Позиция ВОЗ в отношении народной медицины, ее поддержка со стороны этой авторитетной организации свидетельствует о том, что народная медицина  способна  решать  самый  широкий спектр, связанных со здоровьем населения проблем. Она имеет полное право на  свое самостоятельное развитие, как специфическая область научного знания  и практики.

  Сейчас, наши государства, образовавшиеся на территориях бывшего СССР, переживают одни из наиболее сложных периодов своего развития. В связи с этим мы имеем достаточно ощутимую разницу в уровнях  социально-экономического  развития населения, характерное для  последнего  времени снижение уровня обслуживания населения учреждениями здравоохранения и, как следствие, ухудшение практически всех показателей здоровья. 

 В этой ситуации развитие народной  медицины, совершенствование ее методов и средств, становится актуальной задачей. Более того, только народная медицина сможет сейчас реально заполнить тот вакуум, в общем объеме медицинского обслуживания населения, который возник в результате недофинансирования системы здравоохранения с одной стороны и тяжелого экономического положения основной массы населения – с другой.

Ускоренному  развитию народной медицины в последнее время способствует, и то, что благодаря усилиям средств массовой информации и  снятию многих запретов, мы активно приобщаемся к опыту других государств и народов, особенно восточных и стран латиноамериканского континента, их  достижениям в области духовного и физического самосовершенствования  вообще и народного врачевания в частности.   

   Несомненно, что для  развития народной медицины поистине уникальной становится так же и роль нашего собственного религиозного самосознания.

       Иными словами, в народной медицине как области искусства традиционного  врачевания, имеет место процесс активного синтеза традиционных, научных и религиозно-философских, а так же эзотерических (не известных широкому кругу населения и представителям естественнонаучной традиции познания) знаний.   Этот процесс направляется  на создание  стройной, научно  обоснованной  системы  совершенно новых подходов к человеку и разработке комплекса оригинальных методов благотворного  воздействия на его психофизиологическое и духовное состояние.

«Известный ученый, академик, Президент Международного Фонда Луис Ортега на четвертом Международном Конгрессе «Народная медицина России – прошлое,  настоящее,  будущее» (в августе 2000 г.) привел уникальные достоверные данные мирового статистического исследования, выполненные на ультра современном компьютере, указывающие, что уровень помощи альтернативной (народной) медицины выживанию населения в России очень высок – 24%, а в академическом секторе – всего лишь 7,5%.

Заслуживают внимание и другие факторы этого исследования:  во всех странах для альтернативной медицины процент излечения больных в безнадежных случаях составляет 10,4%, а в официальной лишь только 0,2%, процент шарлатанства и некомпетентности оказался примерно одинаковым: 12,591% и 12,643%, соответственно.

А вот в одном из основных позитивных в наших социально-экономических условиях показателей – стоимости лечения – альтернативная медицина имеет огромное преимущество, она на 80% дешевле академической.

Даже и этих цифр, приведенных Академиком Луисом Ортегой, достаточно, чтобы убедить всех желающих нас услышать, что путь оздоровления людей – это активное внедрение на основе природных систем оздоровления новых технологий диагностики, коррекции и лечения.» [1]

 Казалось бы, в такой ситуации народной медицине у нас все двери должны быть открыты, ей, как говорится, «и карты  в руки». В действительности же дело обстоит совершенно иначе. Трудно, с болью, преодолевая подчас яростное сопротивление, пробивает она  себе дорогу.

 К сожалению, пока официальная медицина не редко стремится  обнаруживать и обличать в народной медицине, как таковой, ее якобы преступную суть, выражающуюся  в  "незаконном  врачевании".   В результате продолжаются совершенно не обоснованные попытки ставить систему здравоохранения, фактическим и полновластным выразителем которой служит официальная медицина,  в  ранг "третейского судьи" в отношении оценки методов и результатов деятельности народных целителей.

    Ситуация сейчас фактически такова, что практически  любой дипломированный медицинский работник может быть поставлен на уровень не просто наставника  и  руководителя  народному целителю (хотя такие "наставники", как правило, не имеют даже приближенного понятия о средствах  и  методах работы целителя), но даже его судьи.

  Совершенно  ясно, что с позиций естественнонаучной медицинской парадигмы, даже  при желании разобраться в сути работы народного целителя, такой "наставник" просто не сможет правильно осмыслить и тем более объяснить внутренние, глубинные психофизиологические  механизмы  реализации  феномена целительского воздействия "подопечного" народного целителя.

 Дипломированный официальный медицинский специалист и народный целитель, хотя оба и работают в сфере оказания помощи населению, однако достигают своих  результатов различными способами, подходя к сходной для них задаче с принципиально разных позиций, исходя из разных концепций, и будучи приверженцами различных медицинских парадигм.

  Народный  целитель, тем не менее, вынужден прибегать к такому, совершенно для него не нужному и унизительному "попечительству", поскольку  это остается пока единственно реальным  способом  обойти медицинские ведомственно-бюрократические рогатки и юридически, хотя бы как-то, оформить свою целительскую деятельность. Понятно, что страдает от этого в первую очередь само дело оказания целительской помощи людям, а, следовательно, и сами люди, нуждающиеся в этой помощи.

 Зачастую целители просто вынуждены «уходить в тень», работать нелегально, подвергая себя опасности быть привлеченными к ответственности не только за «незаконное» врачевание, но и просто за незаконную индивидуальную деятельность.

 Несомненно, молодой не опытный народного целитель должен иметь наставника, но им может быть народный  же  целитель. То, что он должен быть более опытным, более умелым и признанным – это, безусловно, так.  Но требование к нему, в том, чтобы он обязательно имел официальное медицинское образование и соответствующий диплом – совершенно не обосновано, даже абсурдно, поскольку его теория и практика, арсенал его воздействий на организм нуждающегося в помощи человека, совершенно иные, нежели те, которым обучают в медицинских институтах!

Как видим, проблем у народных целителей больше чем достаточно и решать их приходится самим народным целителям, опираясь только на собственные силы.

К сожалению, такое положение дел, до сих пор сохраняющееся усилиями группы -  ортодоксально настроенных чиновников от медицины, достигших «командных высот» в государственной системе здравоохранения, монополизировавших сферу обслуживания здоровья  человека  и не считающихся с его законным правом самому решать, каким из альтернативных источников имеющейся целительской  помощи ему воспользоваться.

 Однако уже давно пришло время задаться вопросом, а насколько нынешняя государственная система здравоохранения способна выполнять поставленные перед ней задачи. Не пора ли на государственном уровне признать необходимость включить в систему здравоохранения и альтернативную официальной медицине традицию народной медицины. Почему, в то время как официальная медицина находится на государственном обеспечении, пользуется полной юридической  и научной поддержкой, народная медицина официально декларируется как обычная коммерческая деятельность и не имеет даже элементарных льгот в налогообложении?

Конечно, о лишении официальной медицины ее статуса речь не идет, но безусловный постулат о ее самодостаточности как средства решения проблем, связанных со здоровьем населения давно пора решительно пересмотреть.

   В связи с этим,  определение основ государственной политики по отношению народной медицины становится все более актуальным. Совершенно необходимо, в первую очередь, отказаться от жесткого, высокомерного к ней отношения, перестать искать в ней признаки деятельности, эксплуатирующей невежество населения и якобы привлекающей в качестве специалистов лиц сомнительного нравственного и профессионального уровня.

 Хотя таковые лица в среде народных целителей, к сожалению, еще встречаются, не они сегодня формируют лицо народной медицины. Жуликов и шарлатанов в народной медицине не больше чем в среде представителей любых других профессий, не исключая и дипломированных  работников нашей официальной медицины.  Выявление таковых и применение к ним соответствующих действующему законодательству санкций, задача правоохранительных органов, но никак не чиновников государственной системы здравоохранения, стремящихся, тем не менее, занимать позицию третейских судей по отношению к народным целителям.

  Необходимо  выработать реалистический подход к народной медицине, прежде всего, уделив особое внимание мастерству  лиц, практикующих традиционные народные целительские методы, имея в виду, что в отсутствии у них специального медицинского образования ничего криминального нет. Действительно, диплом всего лишь свидетельство получения конкретной целенаправленной информации, но никак не свидетельство о способности к целительству. Исцеляет не врачебный диплом сам по себе, а наличие у врачевателя, наряду с необходимыми знаниями и опытом работы, особого целительского дара.

Достаточно вспомнить, что в былые времена официальная медицина вообще не существовала и все проблемы медицинской помощи населению решались исключительно народными целителями.

    К счастью, отношение не малой части  представителей официальной  медицины, к народной медицине вполне лояльно. Эти  дипломированные врачи готовы к самому глубокому сотрудничеству с народными целителями. Имеется в их среде и творчески настроенные специалисты, которые сумели увидеть за народной медициной будущее. Они активно взялись за ее изучение, развитие и пропаганду, сами стали настоящими народными целителями, овладев самыми сложными и даже экзотическими методиками народного врачевания, стали страстными приверженцами и пропагандистами народной медицины.

Благодаря их усилиям, в свете современных научно-медицинских знаний, было оценено большое число традиционных методик, что дало возможность не только использовать их более широко, но  и существенно  уменьшить риск неудач при их применении.

  В результате их научно-пропагандистской работы все большее количество ученых медиков склоняется к мнению о том, что не следует отвергать наработанный веками и практикой опыт народного врачевания, а необходимо обеспечить ему клиническое изучение и безопасность использования.

Все чаще звучит здравое мнение, что созданная многолетними усилиями народа материально-техническая лечебно профилактическая база и наработанный официальной медициной научный потенциал, а также и материальная бюджетная база государства должны в равной  степени  использоваться как официальной, так и народной медициной.

Необходимо так же отметить особую роль народной медицины в формировании и становлении духовно-религиозного мировоззрения населения.

Действительно, через народную медицину открывается возможность выхода на глубокое религиозное осмысление всего спектра окружающей реальности не только посредством Веры, но и Знания, подтвержденного опытом. При этом Духовное Знание приходит не только к практикующему целителю, но и к его пациентам, на личном опыте постигающим Славу Божью, в процессе своего исцеления.

Казалось бы, церковь в связи с этим, должна быть в наибольшей степени заинтересована в развитии данного процесса и всемерно поддерживать его, давая опору и оказывая всяческую помощь практикующим народным целителям. Однако на деле, к великому сожалению, все происходит совершенно иначе. Если к официальному врачеванию (официальной академической медицине в государственной системе здравоохранения) церковь относится лояльно, к народной медицине (целительству) ее отношение иное.

 Именно церковь объявляет народную медицину и вообще целительство как таковое делом не просто безнравственным, но даже богопротивным, чуть ли не сатанинским, требуя от верующих покаяния за грех обращения за помощью к народным целителям.

Тем самым церковь ставит своих прихожан перед нелегким выбором, либо обратиться за помощью к целителю и быть подвергнутым обвинению в серьезном, если не говорить более того, тяжком грехе, либо отказаться от услуг целителя и остаться один на один с серьезной проблемой, грозящей потерей здоровья или даже гибелью.

Особенно выбор бывает тяжелым, если решать приходиться не свою личную проблему, а близких людей, например стариков или детей.

Однако церковь не отрицает официальную медицину, действующую на государственном уровне. Эниология предлагает принцип всестороннего взаимодействия народной и официальной медицины, их слияния в т.н. интегративную медицину.

Интегративная медицина, как синтез народной и официальной медицины, со стороны народной медицины может быть рассмотрена в двух основных аспектах своей деятельности.

К наиболее известному и доступному ее аспекту относится деятельность народных целителей связанная с традицией, передаваемой из поколения в поколение и концентрирующая многовековой опыт применения природных средств растительного и животного происхождения, а также лечения с помощью минералов и воды.

 Другой аспект охватывает широкий пласт знаний и навыков в области ритуально духовных традиций целительства. В этом направлении тесно переплелись методы знахарства как народной лечебно-бытовой магии, элементов шаманства и ритуальной религиозно-медицинской традиции и конечно методы собственно духовного целительства.

Эниология дает научное объяснение и обоснование этих методов. В эниологическом осмыслении народную медицину (целительство) следует рассматривать как эниомедицину. Т.О., Интегративная медицина фактически соединяет в себе все известные направления научно медицинской теории и практики.

Интегративная медицина самым тесным образом связывается с одной стороны - с религиозной традицией познания, а с другой вплотную соприкасается с официальной, естественнонаучной медицинской теорией и практикой. В связи с этим она может быть наиболее успешно использована в качестве  аспекта взаимодействия, способного практически осуществить процесс соединения науки и религии.

 В этом заключается уникальность интегративной медицины, как  не просто предполагаемого, а реально существующего и в достаточной степени наработанного практического универсального механизма научно религиозного синтеза.

Действительно, Духовное врачевание, как фундаментальный  элемент народной медицины базируется именно на религиозно философском осмысление непреходящих Духовных Истин. Будучи выраженными, в  форме духовно-нравственного императива (закона),  они воспринимаются верующими народными целителями через религиозную практику. Таким образом, народная медицина раскрывается в своей деятельности в сторону религии.

  Вместе с тем, народный целитель, практикуя интегративную медицину,  воздействует не только на душевную и духовную стороны организма, но и на органы, системы и ткани физического тела пациента. Он не обойдется без официальных знаний анатомии и физиологии, не сможет исключить из практики наиболее передовые и безопасные для здоровья методики официального врача, основанные на естественнонаучных  анатомо-физиологических и медицинских знаниях.

 Кроме этого народный целитель не обойдет своим вниманием известные и новые, постоянно открываемые физиками и биологами технические методы воздействия на организм человека. В этих случаях Интегративная медицина раскрывается в сторону естественнонаучной традиции познания.

В итоге проблема синтеза религиозной и научной систем познания окружающей реальности находит прямое решение и реализацию в развитии и использовании для этой цели теории и практики  интегративной медицины.


Выводы:
1. Интегративная медицина являет себя наиболее оптимальной формой легализации народной медицины.
2. Проблемы обучения, сертификации и аттестации народных целителей должны решаться в системе интегративной медицины.
3. Интегративная медицина должна занять свое законное место в государственной системе здравоохранения.




Литература:

1. Я.Г.Гальперин  «Роль народной медицины в третьем тысячелетии»  Научные труды  ВНИЦТНМ «ЭНИОМ» 1987 – 2002 гг. «Годы исканий и открытий» ООО «Гео-Тек» г. Красноармейск Московской области. 2002г.


Рецензии
"Достаточно вспомнить, что в былые времена официальная медицина вообще не существовала и все проблемы медицинской помощи населению решались исключительно народными целителями".

Моя прабабушка была известной целительницей на Алтае, родом из терских казаков. Лечила травами и заговорами людей и животных. Дожила почти до ста лет. Ушла в Мир иной в 1936 году.

Моя младшая сестра руками водит над человеком, чувствует его биополе и пробоины, лечила раньше даже врачей - бесплатно, конечно. Её слушается гаечка. Окончила потом в Новосибирске курсы, училась на экстрасенса, её пригласили работать в центр. Но как руководитель предлагал ей работать, она не стала, так как было много дуриловки. Больные приходили к ней домой, она их лечила опять-таки бесплатно по доброте сердца своего, сбрасывала с них энергетическую грязь в своей комнате. В семье начались проблемы. Теперь не лечит, сходила в церковь, причащается и молится дома. Но у меня таких способностей нет. Однажды я купила книгу с заговорами и полечила варикоз у соседки. Сама чуть концы не отдала после этого лечения. Врачи сказали, что на себя всё взяла с соседки, а как снять не знаю. У меня биополе слабое, мне лечить нельзя. Но настойки из трав делаю для себя.

Алифтина Павловна Попова   16.11.2013 23:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Алефтина. То, что Вы рассказали - "классика жанра". Об этом у меня в публикации "У истоков", больше добавить в общем то и нечего.
Ваша сестра в спишком молодом еще возрасте попала не в "те" руки. Вот чернота и обломала, а жаль, изначально задатки у нее были мощные.
Я начал заниматься целительской практикой в 38 лет, и то пришлось изрядно пошарахаться, особенно в мировоззренческом плане, пока нашел себя.
Но я, кроме всего, еще и одинокий воин. Я особенно то ни у кого не учился, до всего доходил сам.
Ваша линия в этом иная. У Вас есть родовые задатки, наследственные корни целительства, но это не Ваше по большому счету, вот Вас "Свыше" и отвели. И слава Богу. Могло быть хуже.
Суть моего подхода к этому вопросу более точно изложена в публикации "Духовное энергоинформационное целительство"
С Любовью и Уважением - "Я"

Константин Баландин   17.11.2013 20:03   Заявить о нарушении