В чём мудрость жизни?

     Знания. Мы ежедневно приобретаем  какие- то новые знания. Мы знаем, знаем и знаем. Иногда, в разговоре с людьми мы получаем советы, как  поступить  в трудной ситуации. И обычно эти советы для нас ничего нового не несут. «Да я знаю»- отвечаем мы. Но так ли это?
Как сделать так, чтобы знания не были на уровне «Да я знаю». Что- то в этой фразе застывшее, мёртвое, не несущее ни энергии, ни жизни.   «Не ругайся, не воруй, ни пей…Ты что не знаешь, что так делать нельзя?»- постоянно повторяем мы детям. «Да я знаю, и не буду больше».
         Как знакомы эти фразы каждому из нас. Но они мертвы, и похожи на заезженную пластинку.  «Я знаю».  Как только я слышу эти слова, то понимаю, человек ничего не знает, он пустой и эта фраза звучит в нём, как в пустой бочке кусок железа. Шума много , а проку никакого. «Будь добр, милосерден, не обижайся, не груби…»  «Да я знаю..» -тут же следует ответ. «Так делай, если знаешь.»  «Хорошо». И всё начинается сначала.
    «Не будьте только слушателями , но и делателями» - говорил людям Иисус.
       Знания, не отработанные на практике, так и остаются на уровне звука.  Они ничего не стоят- они пусты. Игры, где постоянно демонстрируется эрудиция человека , а вернее его память,  ничему не учат, а только способствуют росту человеческого эго. А эго – это гордыня, смертный грех, закрывающий человека и не дающий ему развиваться. Развитие и накопление знания – это разные категории. Человек развивается только тогда, когда истинные знания начинают в нём работать, а всё, что остаётся на уровне уст и слов, -  не живое, и пустое. Любое знание должно облечься в форму и наполнится смыслом и жизнью. Иначе жизнь превратится в теорию.
       Все, чему мы учим детей в школе, остаётся на уровне  «Я знаю». И эти знания может быть когда- нибудь пригодятся в будущей работе. Но что же нужно дать детям, что бы это помогло им не только знать, но и развиваться?  Это- качества, которые преобразуют человека и делают его совершенным. Какие это качества?
        Это бережливость, благодарность, бескорыстие, вежливость, взаимопомощь, вера в Бога, верность, доброта, дружба, гостеприимство, жертвенность, заботливость, единство, кротость, смирение, любовь, терпение, любознательность, милосердие, мудрость, нежность, ответственность, отзывчивость, правдивость, стремление к прекрасному, скромность, служение людям, сострадание, стремление к совершенству, трудолюбие, уважение, умение видеть хорошее, умение прощать, умение сотрудничать, упорство, стыдливость, храбрость, чуткость, щедрость…
      «ДА Я ВСЁ ЭТО ЗНАЮ!»
         Вот только  вы мысленно или вслух произнесли эту фразу, значит  вы ничего не знаете.  Мы  «медь звенящая или кимвал звучащий ... –то я ничто»-написано в Библии. Все эти качества неосознанные и невыученные наизусть, неотработанные на практике и не применяемые в жизни , не перешедшие из знаний на уровень привычки и ощущения так и останутся на уровне «Да я знаю». А ведь это самое главное в жизни . Эти качества и предстоит нам наработать за нашу короткую жизнь и научиться применять их на уровне автоматизма.  И чтобы это вошло в нашу душу  и стало нами, придется очень долго над собой работать. А так как это Божественные качества, то придется и Бога искать.  «Да это и так всем понятно»-снова звучит расхожая и банальная фраза.
    А как это сделать, как научиться быть вежливым, как научиться не воровать, как научиться быть благодарным, как научиться любить?…«Да я знаю». 
       Знать и делать - между этими понятиями огромная пропасть.
   А учится нужно как мы учимся всему , каждый день разбираться, например в том, что такое вежливость, как человек должен вести себя в жизни, чтобы быть вежливым. А потом на практике , применяя целенаправленно и осознанно, отрабатывать качество вежливости в жизненных ситуациях: отслеживая свои действия, свои поступки , подобно наблюдателю. Как в школе мы учили предметы путём зубрёжки и повторения пройденного, так здесь , надо вначале выучить , понять смысл , а потом применять.
         В школе не применяются знания, поэтому там и неинтересно учиться. Выпало следующее за теорией основное звено научения - практика.
         Что является толчком для человека, чтобы появилось желание измениться и измениться именно в лучшую сторону, то есть начать развиваться и постепенно преображаться. То есть освобождаться от витальных качеств и приобретать Божественные? Это вера, вера в Того, кто эту жизнь придумал и сотворил, кто имеет относительно него продолжение, а не бессмысленное времяпровождение. Именно с веры начинается движение и преобразование. Постепенно вера перерастает в знание и начинается учёба.
    К сожалению, сейчас ни одно государственное учреждение не учит детей приобретать и отрабатывать Божественные качества. Нет, конечно об этом говорят , но на уровне:  «Ты что не знаешь, что…» «Да я знаю…» Но это не работает. Нужно менять подход к обучению человека быть человеком, не эрудитом, а человеком. Это разные категории. Интеллект нужно использовать не для самого интеллекта , а поставить его на уровень инструмента, который поможет разобраться в человеческих качествах и с помощью него приобрести эти качества в постоянное пользование на уровне привычки, которую нельзя изменить.
        Мы живём сразу в двух мирах - в материальном и в духовном. Для каждого мира есть свои знания. В материальном мире мы говорим :«Это автобус». Ответ: «Я знаю» звучит нормально, так как автобус существует и все его видят. Но чтобы он появился, необходимо было , чтобы знания перешли через действие в практическое воплощение. В духовном мире   тот же принцип.  Из  духовного мира  духовное, должно  перейти в иное качество и проявится через человека в его действии. То есть работу надо провести не в материальном мире , а внутри самого человека.  «Я знаю» здесь уже не пройдёт.
      «Я так поступаю».  Вот результат работы в духовном цехе каждого из нас. В этом цеху нет зарплаты, нет начальников, нет управляющего. Только ты и духовные знания, которые необходимо приобретать, учить, запоминать и применять и результат показать на практике, то есть на себе.
         Почему  некоторые люди  очень плохо относятся к служителям церкви? Потому что они не выполняют то, о чём сами же нам и говорят! Нет практики, нет уважения и доверия к служителю.
         Учителя – те же служители! Уча детей не оскорблять друг друга, сами оскорбляют их. Призывают к любви, но сами не любят . Объясняют, что лгать стыдно и плохо, а сами необъективно оценивают знания детей.
        Ввести курс духовно-нравственного воспитания детей, равносильно для многих работников школы самоубийству! Курс подобен лучу света во тьме безнравственности. Через него станет видна душа каждого человека. И не просто видна, но и озвучена.
Люди боятся вводить такой курс в школе , все мы имеем  пороки и  плохие привычки. Человеку свойственно внешне выглядеть хорошо , прятать свои ошибки. Раз никто не видит , значит никто не узнает. Спрятались за должностью и уверовали в свою исключительность и превосходство.
          Ложь, лицемерие, злоба и раздражение, корысть и гордыня- сразу станут видны. Учителя,  завучи, директор школы уже не смогут спрятаться за должностью. Их внутренняя суть, их истинное лицо и человечность станут видны всем. Придется меняться, и менять отношение к работе, к ученикам, к людям. А готово ли к этому общество, школа, да и сами мы?
             Готовы ли мы быть честными сами с собой? Но если мы взрослые  не готовы, то что же ожидать от наших детей? Замкнутый круг. Кто разорвёт его? Неужели нам суждено жить в этом озлобленном мире , слепом и глухом мире! и лишь немногие смогут вырваться из порочного круга духовного невежества?
      Волю Господь  дал всем,  и каждый может  распорядиться ею по- своему.
  Я не хочу жить по своей воле, и принимать решения, которые диктует мне мой несовершенный разум. На своём интеллекте и видении мира ещё долго можно ходить по замкнутому кругу пороков и страстей.  Я отдала свою жизнь и  волю Создателю. Он лучше знает , что для меня лучше!
                На всё Твоя воля, Господи!
 


Рецензии