Записки риэлтора. Страшный зверь Франчайзинг

Фрррр-анч-ай-ззззинг!
Слово-то какое, прости Господи! Язык сломать можно, пока выговоришь. А запомнить для простого русского человека, так и вовсе нереально.

Поэтому его быстренько переименовали на российский лад, и в просторечии появилась  - ФРАНШИЗА.
Ну, не то, чтобы переименовали, а, слегка подменив понятия, стали называть этим словом само явление.

Раньше  я думала, что  лишь для удобства  произношения.
Но, столкнувшись с ним на практике, заподозрила, что в этом есть более глубокий смысл. 

 Для тех, кто не знает:
Франча;йзинг, коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса.
Франшиза - совокупность прав, возмездно передаваемых Франчайзером своим Франчайзи в составе, так называемого «франчайзингового пакета».

То есть, плати денежку, тому, кто своим именем торгует, и вешай на двери своей фирмочки табличку с популярным именем, или брэндом, по-новому. 

Есть даже МАГАЗИН  ФРАНШИЗ. Если кому такой товар нужен,  можете заглянуть.


*******
Мои клиенты долго выбирали альтернативную квартиру. Наконец, из более чем тридцати вариантов, нашлась одна, их устраивающая.

Поехала вносить аванс.  К  18.00  была в офисе контрагентов с деньгами.

Встретила меня дама, приятная во всех отношениях. Мило улыбаясь, протянула  уже заполненные бланки договоров:
- Я все подготовила! Подписывайте и давайте деньги.
- А можно, я сначала прочитаю, что вы  написали? – я была удивлена.
- Все стандартно! Вы что с нами никогда не работали, что ли?! – скривилась коллега.
- Работали, конечно, и не раз! И никогда не заполняли договора, не обговорив все детали.
- Да что там обговаривать!? – меня просто не понимали.
- Вот, например… Давайте изменим этот пункт? В таком виде он нас не может устраивать.
 - Юрист против.
- А можно с ним поговорить?

Дама нехотя встала. Вышла. Привела юриста. Поговорили. Юрист был НЕпротив.
Дав свое согласие на изменение формулировки, он ушел.

- Продолжим… Мы не можем согласиться еще с  вот этим пунктом. Изменим?
- Юрист против.
- А можно с ним поговорить?
См. выше.  И так три раза!

Беру следующий лист. Очень интересно!
На нем, синим по белому, написано, что мы должны полностью заплатить комиссию их агентства  за три дня ДО сделки!
При альтернативной покупке, ага.  Деньгами человека, который покупает квартиру моих клиентов под ипотеку.

- И как Вы себе это представляете? Какой банк даст заемщику деньги на выплату комиссии чужого агентства?!
- У него же и свои деньги должны быть!  - настаивает дама.
- Какой ненормальный понесет свои деньги в чужое агентство, еще ничего себе не купив? – я просто не нахожу слов, чтобы объяснить коллеге (напоминаю, из брэндового агентства!) абсурдность их требований.
- А мы всегда ТАК делаем!
- А мы никогда ТАК не делаем!
- Как же вы тогда делаете? – невинно вопрошает коллега.
- Приходим в банк и раскладываем деньги «по полочкам» - кому в ячейки, кому  под гарантийки.
- Мы  ЧТО????  При клиентах деньги делить будем?! –  ее глаза становятся круглыми.
- Так деньги же клиента. Пока он их не возьмет в банке или не вытащит из кармана, делить будет просто нечего! – пытаюсь объяснить коллеге (напоминаю опять - из очень серьезного и уважаемого агентства!) прописные истины сделок.

Коллега смотрит на меня непонимающим взглядом, и снова бежит советоваться с юристом. Юрист разрешает взять комиссию в день сделки:
- Тогда пишем – комиссия  ДО подписания договоров! Иначе мы встанем и уйдем! Мы так уже вчера сделали!

Я ей верю. С ними сбудется!
Пишем, что комиссию они получают в банке под гарантийное письмо в день сделки  ДО подписания договоров.
Я тихо улыбаюсь про себя. Потому что иначе не бывает -  пока не разобрались с деньгами, никто договора купли-продажи никогда не подписывает. 

Двигаемся дальше.
- Квартира  у вас в свободной продаже, но хозяин   в ней прописан с маленьким ребенком.…Куда они денутся?
- Он выпишется к матери. Дочь – к жене.
- А если не выпишутся? Заложим всю сумму под выписку?
- НЕТ!!!!! – пугается коллега, - Я не хочу, чтобы мой клиент без денег остался!
- Так им же есть куда выписаться!  Сами только что сказали.
- Мало ли …. А вдруг не получится!

Логично.
Москвичи квартирным вопросом давно испорчены, как известно. Бывает, что  и родные матери детям в прописке отказывают.  И, как показывает наша практика, правильно делают!
Продавец будет покупать новостройку. Вдруг он решит не выписываться, пока собственность на нее не получит?

- Ладно, удерживаем 200 000 под выписку. Ситуацию они не спасут – прописка в Москве дороже стоит. Но в случае чего, хоть на судебные расходы деньги будут.
- Только в ячейку! Иначе, встанем и уйдем! –  такое ощущение, что любимой фразой коллега размахивает, как флагом.

Мой клиент соглашается арендовать ячейку под удержание. Спасибо, агент нашего покупателя связывается с банком, они обещают аренду по льготной цене.
Договорились! Так и записываем.

Далее предлагаю написать, раз это не напечатано,  что если мы обнаруживаем что-либо рискованное для своего клиента, аванс забираем.
- Зачем это писать? – удивляется коллега, - Это и так ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ!

Настаиваю. Приносит чистый бланк доп. соглашения, швыряет на стол со словами:
- Пишите, что хотите! – и с гордо-обиженным видом усаживается в сторонке.
- А почему  Я  должна  заполнять  ВАШИ  бумаги?! – теперь у меня, наверное, глаза круглые.
- Это же вам надо! Вот и пишите! У меня уже рука устала.

Ладно! Пишу «все, что хочу» сама.
Агент  забирает  у меня  заполненные документы, уносит их. Через какое-то время возвращается:
- Все. Начальник подписал. Давайте деньги.

Достаю  50 000 рублей и вижу, что на документах нет ни одной печати!
-???????????
- А начальник уже ушел, он до 20.00 работает. Печать у него в сейфе, - спокойненько, как само собой разумеющееся.
- Вы что, думаете, я отдам вам 50 тысяч под незаверенные бумаги?! – осторожно интересуюсь я.
- А что такого? Печати потом поставить можно!  Вы нам, не верите что ли? – говорит коллега обиженно, -  Ну, не хотите, не отдавайте! Приезжайте завтра!

Приезжаю завтра.
- Я тут переписала договора….
- Зачем?????
- Чтобы компактнее было! А то развезли на несколько листов! Подписывайте и давайте деньги!
- Нет уж! Извините, я сначала почитаю, что тут написано.
- Да то же самое, что было!

Да, написано то же самое, за исключением двух-трех слов в каждой фразе. Что меняет смысл договора.
- Давайте перепишем, как  договаривались вчера, - настаиваю я.
- А тут места мало!
- Принесите чистый бланк.
- Не хотим лишних бумаг.
- Тогда пойдите, пожалуйста, к референту, и пусть она добавит пустых строчек в самом договоре.
Агент встает. На ее лице написано бегущей строкой «НУ, ВАЩЩЩЕЕ!!!!»

Строчек добавили на ВСЮ страницу, хотя вполне хватило бы и трех-четырех.
- Хватит?! – ехидно спрашивает коллега, -  Можете писать что хотите!
- Опять я? Уже с утра рука устала?
- А я ваши прихоти описывать не желаю! Вам надо, вот и пишите! 

Предлагаю через неделю выйти на сделку.
- Не-е-е… через неделю не получится!
- Почему?! – удивляюсь я, - За неделю мы проверку проведем. А у вас квартира в свободной продаже.
- Мы тоже проверять будем. За неделю не успеем. Платить за срочку я не собираюсь!  - хотя неделя на проверку – это стандарт,  а не спешка.
- Ладно, предоставим  мы вам результаты проверки, - вздыхаю я, (Ну, что с ними такими поделаешь!), -   Выходим через неделю?

- Регистрировать буду я!  -  новое бредовое требование. Обычно весь пакет документов по альтернативной сделке регистрирует кто-то один, по договоренности.
- Но у нас  же ипотека, значит и регистратор тот, с которым они работают, которому доверяют!  Обычно в таких случаях идет пакетная регистрация.
- А иначе мы не продадим  вам квартиру! У меня на нее очередь стоит!

Я уверена, что это наглая ложь. Сейчас квартиры стоят, а не покупатели в очереди.
Однако моим капризным клиентам  именно эта квартира нужна позарез, и приходится идти на уступки.
Звоню агенту покупателя. Он, конечно в шоке. Такого еще не было.
Нам приходится на ходу придумывать, как « и на елочку влезть, и не уколоться». 
Придумали: нам показывают расписку регистраторов с датой выдачи документов по «нижней квартире» и  за пять дней  (потому что ипотека) до назначенного срока, мы сдаем  на регистрацию свои. Ох, как хорошо, что квартиры всего две!

Согласились на регистрацию в разных местах. 
Забегая вперед, скажу, что услуги по регистрации у них оказались дороже. Вот и причина требований!

В назначенный день собираемся всей толпой в банке  к 10:00.
Нам приносят договора на аренду ячеек и  «рыбу»  договора купли-продажи. Читаем все одновременно. Вносим исправления, устраняем опечатки.
По отработанной годами схеме, сначала подписываем банковские бумаги, доп. условия доступа к  ячейкам.
Поскольку деньги на покупку нашей квартиры дает банк, одним из условий доступа является расписка продавца, что он их получил.

Мой клиент пишет расписку на глазах сотрудника банка. Она ее заверяет. Покупатель ставит свою подпись на обратной стороне.
Я кладу бумагу в свою папку.

Юрист пишет гарантийное письмо: обязательство  предоставить  контрагенту сей  важный документ, а также ключ от ячейки, где 200000 лежат,  после регистрации квартир.
Они нам также дают гарантийные письма, что предоставят готовые  правоустанавливающие документы и расписку  (наш продавец ее написал,  мой клиент расписался на обратной стороне). 
И что вернут,  взятую наличкой  комиссию, если регистрация не состоится.
Все, как всегда. Тихо, мирно, всем понятно.
Осталось разложить деньги по ячейкам, подписать  договора купли-продажи квартир и отдать их на регистарцию.

Как договаривались, сначала наш покупатель  дает деньги агенту нашего продавца.

Дама, приятная во всех отношениях, прячет расписку своего клиента в папку.  Пересчитывает деньги, убирает их в сумочку.
И вдруг заявляет:
- Отдайте нам расписку для банка!
- ?????????????
- ОТДАЙТЕ  НАМ  РАСПИСКУ!!!!!
- Мы  Вам дали гарантийку – расписку получите взамен на документы. - Ваша гарантийка – это бумажка!
- А Ваша?! Под которую  Вы  и 150 тысяч взяли, и документы на регистрацию?- я очень стараюсь быть спокойной.
- Мы Вам не верим! – верещит дама, - Вы нас обманули!!!
- ?????? Когда?! В чем?! – такое заявление уж ни в  какие ворота не лезет!
- Сами знаете! –  смотрит многозначительно. И догадывайся, что имеет в виду!
- Поясните, пожалуйста.
- Вы обещали нам деньги ДО договоров!
- Деньги у Вас, договора еще не подписаны.
- Банковские подписали! – и тут ее, видимо, осеняет, что основные -то, договора купли-продажи и впрямь не подписаны!
- ОТДАЙТЕ  РАСПИСКУ!!! А  ТО  ВСТАНЕМ  И  УЙДЕМ!

Начался долгоиграющий цирк!

В конце концов, ближе к вечеру, решили положить расписку в ячейку с удержанными деньгами.
А деньги-то, как помните, удержали под выписку продавца и его ребенка из квартиры!
То есть получение  ВСЕХ  денег ее клиента оказалось в зависимости от штампа в его паспорте с новым адресом регистрации, и выписки из домовой книги с новой пропиской ребенка.
Как говорится, за что боролось, на то и напоролась! Подставила дама  таки  своего клиента. 

- Что это было?! – спросил мой клиент, когда мы вышли из банка, - Я слышал, у них серьезное агентство.
- «Это  был не «Нескафэ», -  с усталой улыбкой ответила я, - это была франШИЗА!

Что ни говорите, теперь это агентство я бы рекомендовать своим друзьям  не стала! 


Рецензии