Искусство фотографии
Весь фокус - в том, какое именно мгновение из потока жизни выхватить и остановить. Истинный мастер – не тот, кто сумел подстрелить картинку, отличающуюся необычностью, юмором или красотой. А тот, кто поймал скрытое от смертных. 25-й кадр в кинофильме «Жизнь».
Вокруг нас происходит много такого, чего мы не видим. Говорят, выдающийся вратарь Владислав Третьяк, у которого был натаскан глаз на летящую шайбу, очень хорошо подмечал все трюки и уловки цирковых иллюзионистов. Для него не было никакого фокуса: обычные действия с обычными результатами, любой повторить может. Весь вопрос в скорости.
Пойдем дальше. Психологи утверждают, что человек никогда не видит в зеркале естественное выражение своего лица: прежде, чем увидеть - успевает слепить парадную маску и сам не замечает, как это делает. Ухватимся за этот кончик и начнем разматывать. Когда в вагон метро заходит, скажем, молодая женщина в расцвете своей сексуальности, и в поле ее зрения оказываются такой же кондиции особи противоположного пола... Или наоборот, когда входит мужчина... Что тут начинается – одному Богу известно. На огромной скорости идет перестрелка глазами, и каждый взгляд несет свой импульс и свою информацию. Отдают ли себе люди в этом отчет, могут ли подметить свое участие в этих баталиях? Подозреваю, что нет. Сам я лишь недавно стал краешком сознания чуть-чуть улавливать: эти взаимодействия действительно происходят. Из-за фантастической скорости процесса осознается лишь итог: интерес, неприязнь, равнодушие. Наверное, из этого же ряда – и любовь с первого взгляда.
Игра животного начала в человеке, скрытая от него самого? Но бывают и совсем другие сюжеты. Загадочные, ни на что не похожие, лежащие далеко за пределами нашего опыта и привычек, и вместе с тем - протекающие «в порах» привычной жизни. За ними-то и охотиться Фотограф – первооткрыватель слепых пятен и замурованных в повседневности тайников.
В школьные годы я ходил в кружок киномехаников, и нас знакомили с устройством кинопроектора. Там есть такая штука, называется «обтюратор». Не знаю, имеет ли обтюраторы современная кинотехника, но смысл устройства в следующем. Вращающиеся лопасти на сотые доли секунды перекрывают луч проектора. Как раз в те моменты, когда через экран должна проскочить полоска, отделяющая кадр от кадра. В результате движение картинок воспринимается как слитное, и граница кадра остается скрытой от зрителя. А что такое обтюратор в нашей повседневности? Зачем он? Что или кто стоит за ним? И в борьбу с какими силами вступает Фотограф в своей охоте за крупицами сокрытого?
Свидетельство о публикации №210041500727
Александр Абрамов 2 15.04.2010 16:14 Заявить о нарушении
Юрий Пахомов 16.04.2010 00:02 Заявить о нарушении