Туалетная литература - бизнес-план

(Попытки увидеть очертания грядущего)

Структура Живого Журнала, френд-ленты, дневниковые записи, без отношения к содержанию, неуловимо напоминают одну расхожую бумажную продукцию, где отдельные зоны пользования, посты, так сказать, отделены друг от друга протектором с дырочками. Если о вымирании бумажных изданий в связи с развитием всяких «ебуков», «айподов» и прочих компьютерных уродцев не говорит только ленивый, то об этой отрасли бумажного производства почему-то забывают, хотя ей вряд ли грозит сокращение...

Издатели, конечно, норовят создать пафосное впечатление, что интернет-литература виртуальна, недостойна внимания, а все настоящее издается на бумаге, а потому авторы должны ,как и в прежние времена, обивать их пороги, а они будут вести вальяжный разбор полетов. Они обеспокоены тем, что тиражи бумажных изданий неуклонно сокращаются. Ах эта совковая тяга к бумажке, которую они контролируют и подписывают. "Без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек".

Но, кроме шуток, печатное слово имеет свою цену, свой вес, так сказать, вот только ажиотажа около этого делать совсем не нужно. Ведь бумажные издания, в том числе и прежде всего художественные, созданные для серьезного и уединенного досуга, имеют все шансы издаваться на бумаге и в далеком будущем, по крайней мере на тонкой и мягкой бумаге.

Не секрет, что в древности вместо книг ходили свитки, впрочем, и туалетную бумагу можно оформлять наподобие книжечки – вроде отрывного календаря – дело вкуса, а между тем пренебрегают. Приходилось слышать, что существуют даже любители почитать в туалете. Гостя у некоторых своих знакомых, я находил в их туалете подборки художественной литературы и частично спасал от использования по непрямому назначению, о котором обычно стыдливо забывают или налагают табу. Но есть люди, смело смотрящие вперед, в утилитарное и прагматическое будущее.

В советское время был распространен такой маркетинговый ход: принуждать покупать вещи, не пользующиеся спросом, в нагрузку к дефицитным товарам. Но гораздо лучше совмещать в одном товаре функции ширпотреба и чего-то элитарного, т.е. никому по большому счету не нужного.   В романе В. Войновича «Москва-2042» гениально предсказано будущее печатной продукции, особенно периодики на основе расхожих в советском народе обычаев. В романе речь шла об официальной прессе, которую из экономии сразу выпускали на рулонах туалетной бумаги. И до 2042 года осталось не так уж много.

Нескромно и претенциозно предлагать в подарок свою книжку – тем как бы вынуждаешь из вежливости себя похвалить. Так можно и друга потерять. Но если, например, свой сборник стихов или роман издать сразу на мягкой туалетной бумаге, причем только с одной стороны ленты, то вручение подобного шедевра разрешит нравственную дилемму за счет амбивалентности потребительской стоимости подарка, его философской диалектичности.   

Публичные библиотеки превратятся в рулонохранилища при общественных уборных, а сами рулоны будут издаваться красочно, хотя и не в ущерб санитарным и гигиеническим нормам. Только в этой форме могут сохраниться на бумажных носителях многие газеты и журналы. Издателям и редакторам, имеющим нюх на все новое, чутким к атмосфере,к новым веяниям, к прогнозу погоды на ближайшее будущее, стоит уже сейчас просчитать ходы для завоевания нового рынка. 

Если исходить из оптимистической оценки потенциального рынка, то получается очень обнадеживающая перспектива. Если, допустим, каждый человек использует один рулон бумаги в месяц, то в год ему понадобится 12 рулонов, каждый из них 56 метров длиной – это же эквивалент толстого томика убористого текста, например, солидного журнала или серьезной монографии. Я уже не говорю об антологиях, рекламной продукции и прочем в таком роде. Умноженное на 143 миллиона жителей страны это составит сумму порядка полутора миллиарда, что в сотни тысяч раз превосходит годовой тираж какого-нибудь толстого журнала. Будет создана целая индустрия печати на рулонах туалетной бумаги. А теперь о цене… Но здесь пока еще можно договориться.


Рецензии