Записки риэлтора. Неисполненный договор

У меня зазвонил телефон. Я не удивилась. Он у меня часто звонит.

- Здравствуйте, меня зовут Тамара! Ваш номер мне дала подруга, Мария. Вы ее с Полежаевки в Царицыно переселяли. Помните? – сказал приятный женский голос.

- Конечно, помню!  -  То, что мой номер передают из рук в руки, тоже давно не удивляет.

- Нам нужна помощь профессионала! Маша сказала, Вы удивительный риэлтор, и только Вы сможете нам помочь, - затараторила собеседница.

- Маша  мне льстит. Я не волшебник. Чем смогу, помогу,  конечно, - я улыбнулась, вспомнив склонную к  преувеличениям свою давнюю клиентку. То, что она, давая телефон, так восторженно меня прорекламировала, совсем не удивляло. По- другому она и не умела.

- Дело в том, что мы уже сменили 6 агентств, но так и не смогли разменять квартиру! -  все той же скороговоркой, как будто опасаясь, что я не дам ей договорить, сообщила женщина, -  Вы наша последняя надежда!

- Хм… -  то, что кто-то из коллег не смог помочь, не удивительно. Всякое бывает – невезение, застой на рынке, некомпетентность, примитивная лень агента, в конце концов. Но то, что не смогли помочь шесть (!) агентств –  вот это уже было не просто удивительно, а  УДИВИТЕЛЬНО!

Я попросила перечислить, с кем они работали. За исключением одного, все агентства были серьезными.  То, что они не справились с несложным,  в общем -то заданием, было подозрительным.

И, все же, понимая  всю странность ситуации, я взялась за эту работу. 
Наверное, чтобы не разочаровывать Марию, с которой  мы продолжали общаться.


Тамара жила в центре Москвы,  в большой  трешке, принадлежащей ее мужу, Вадиму и свекрови, Лидии Павловне. Жила с мужем и  9-летней дочерью.
В квартире даже вещей второй собственницы не наблюдалось.
Остался только ее портрет, когда-то нарисованный мужем.

Лидия Павловна была профессором медицины. Несмотря на почтенный возраст, она не оставляла ни хирургической практики, ни лекций, ни научной деятельности.

Сидящую дома Тамару это раздражало. Она считала, что бабушка должна с внуками нянчиться, а не со студентами и пациентами.

Через несколько лет после смерти  мужа, и год после женитьбы сына, Лидия Павловна вышла во второй раз замуж за коллегу, и переехала жить к супругу в его маленькую однокомнатную квартирку на окраине Москвы, рядом с институтом, где оба работали.

Но и второго мужа Лидии Павловне довелось пережить.
Разумеется, он знал о  ее отношениях с невесткой. И  перед смертью,  вписал в завещание на сына пожизненное проживание супруги. 
Сыну это не нравилось. Он знал, что в собственности мачехи есть  ;  дорогой квартиры, и пошел в суд опротестовывать завещательный отказ. 

Лидия Павловна и рада бы была вернуться в  свой дом, да невестка не пускала.
Не в том смысле, что замки сменила, а  в том, что жить с ней было невозможно.

Поэтому она уговорила сына разменять квартиру на двухкомнатную для его семьи  и однушку для нее, рядом с работой.

Вадим согласился.  И  более трех  лет назад они начали заниматься этим вопросом вплотную.
Сменили, как сказала Тамара, уже  6 агентств и пришли ко мне.

Мы заключили договор с Вадимом и Лидией Павловной.
- Наталья Михайловна, - говорила она мне, - со мной проблем не будет. Я возьму любую квартиру, лишь бы  в жилом состоянии. Мне ремонтом заниматься просто некому и некогда. Вы моим ребятам уж подберите что-нибудь, пожалуйста!

- Конечно, подберу, - отвечала я в полной уверенности, - Квартира у Вас дорогая. Вы за свою долю не цепляетесь, им большую часть отдаете. У них будет очень большой выбор!

 Выставила квартиру в рекламу.  И на следующий же день пошли звонки.

Меня радовало, что жена Вадима была домохозяйкой.  Я наивно считала, что  смогу привести желающих в любое время, как она и обещала.

- Нет! – твердо сказала Тамара (и куда только ее прежний тон делся?!), когда я позвонила и предложила показать  квартиру в час дня, - в это время я иду за дочерью в школу.
- Давайте в два.
- В два у нас тренировка.
- Хорошо, в три.
- С трех до четырех мы возвращаемся домой, обедаем  и делаем уроки.
- Тогда в пять?
- В пять я готовлю ужин Вадиму.  Можно в шесть – шесть тридцать. И ни минутой позже!  Муж приходит в полседьмого, ему отдыхать надо!

Клиент отказался смотреть вечером. Покупатели дорогих квартир предпочитают, чтобы подстраивались под них.

За неделю нашлись три человека,  согласившихся на такие условия.
Я предупредила Тамару, что с 18:00 до 18:30 в пятницу квартиру придут смотреть, и точно в назначенное время была у подъезда.

Подошла молодая пара со своим риэлтором.
Набираю код на первой двери, объясняя попутно, как у них тут все серьезно. Заходим в тамбур:
- А потом уже домофон! – говорю я и - клац, клац, клац по кнопочкам. Домофон молчит. Может, ошиблась? Набираю еще раз. Тишина.

Потоптавшись в тамбуре под подозрительными взглядами входящих и выходящих жильцов, выходим на улицу.
Подходят еще четверо, пожилые супруги с дочерью и зятем –  они съезжаются.

Звоню  Тамаре. Не отвечает. Звоню Вадиму. Говорит, что жена должна быть дома.
Временами, между разговорами и звонками, захожу в тамбур.  В надежде, что ответит домофон.  Тщетно.

У подъезда тормозит ярко-красный кабриолет.  Выходят и присоединяются к нам молодая экстравагантная  женщина с мужчиной. Явно, клиент и сотрудник VIP– отдела  одного из ооооочень солидных агентств.

Привлекая внимание прохожих, стоим большой неприкаянной группой у дома.
Люди начинают нервничать.

Первой, как и следовало ожидать, не выдерживает VIP-клиентка:
- Это издевательство! – возмущенно кричит она, докурив дорогую сигареллу - Мало того, что Вы собрали разношерстную толпу, так еще и не обеспечили показ объекта! Теперь я не возьму эту квартиру даже даром! Идем отсюда! – раздраженно кивает она своему риэлтору, и направляется к машине.
Парень, что-то виновато бормоча, семенит следом, сразу утратив весь свой лоск.

Потом уходит молодая пара. Им надо кормить маленького ребенка.

Какое-то время со мной еще стоит большая семья. До 18:30. Все. Время вышло, показа не будет.

Я решаю дождаться хоть кого-нибудь из своих клиентов.

В 18:45 появляются Тамара с дочерью, нагруженные пакетами.
Увидя  меня у подъезда, она восклицает безмятежно: 
- Ой! А мне подруга предложила по магазинам прошвырнуться, я и забыла про показ!
Даже не извинилась.

Я начинаю понимать, почему у них ничего не получается с обменом. 
Но делать нечего, договор заключен, надо работать дальше. Начальство меня не поймет, если предложу расторгнуть. Эмоции – не повод.

Несмотря на трудности с показом квартиры, покупатель все-таки нашелся.
Взяли на месяц  аванс. Начали искать альтернативы.
Съездили с Лидией Павловной, посмотрели четыре однушки рядом с институтом.  Она сказала:
- Возьму любую, какая будет «жива» к тому  моменту, как сыну что-нибудь найдете.

За неделю с Вадимом и Тамарой пересмотрели все квартиры, которые были в рекламе. Им ничего не понравилось. 
Вернее не им, а Тамаре.  Ну, все не то!

Смотрели замечательные варианты, у нее всегда находились причины для отказа:

- Здесь джакузи стоит. Меня это не устраивает - белье полоскать неудобно.
- Так стиральная машина же остается! Даже с сушкой,- удивлялась я.
- Не-е-е-ет! Я люблю в ванне полоскать!

- В магазине рядом с домом игровые автоматы стоят. Ребенок  растет - опасно!
- А где их нет? Если судьба игроманкой стать, так и вдали от дома найдет.
- Не-е-е-ет! Рядом с домом я ее контролировать буду!

- Да ну! По всей квартире коробки стоят! - фыркала она в другой раз.
- Люди ведь переезжают! Упаковывают вещи. Через день квартира будет пустой.
- Не-е-е-ет! Я все равно эту картинку помнить буду!

Любому терпению приходит конец.
Наконец и я не выдержала, взмолилась:
- Да объясните же, ради Бога, что мы ищем?!!
- Я у одной подруги в ванной бирюзовый кафель видела. Я тоже  с таким хочу, - заявила Тамара.
Доводы о том, что кафель можно сделать по своему вкусу, она категорически отвергла:
- Да Вы представляете, сколько пыли будет во время ремонта?! Мне такое не надо!

Пересмотрев  с клиентами квартиры, которые были в продаже давно, я стала отлавливать новые объявления.
За месяц им так ничего и не понравилось. Аванс вернули.

Мне всегда жаль людей, которым приходится возвращать аванс.
Большинство думает, что внес его и – все, можно идти вещи паковать и обои покупать. А не всегда все так просто бывает.  Поэтому, когда я беру аванс под поиск альтернативы, всегда говорю:
- Не расслабляйтесь! Продолжайте поиски запасного варианта.
Часто меня не понимают.

Нашли нового покупателя. Взяли аванс. Все начало повторяться с заданной точностью.

Когда я предложила очередной вариант, Вадим сказал мне:
- Наталья Михайловна, ну что Вы с нами катаетесь!? Столько времени теряете. Мы и сами можем смотреть.

Желание клиента – закон. Ищу варианты. Они смотрят. Ничего не нравится.

Одна предложенная квартира была  на соседней улице с той, что я продавала. И я решила все-таки подойти на просмотр.
Каково же было мое удивление, когда я не увидела  там ни Тамары, ни Вадима.
Посмотрела квартиру сама, поговорила с хозяйкой и риэлтором. Оказалось, мои клиенты даже не перезванивали им! 

Вечером  позвонила Тамаре:
- Ну, как? Понравилась квартира?
- Нет, не понравилась. Там вид из окна на заводские трубы и подъезд очень грязный.
- Правда?!  А я почему-то увидела чистенький подъезд с консьержем, а из окна – яхты на реке. Я там была, Тамара. Вас не было. Объясните?
Ответом мне были долгие гудки в трубке.

 Утром  увидела возле офиса Вадима:
- Почему не позвонили? Я могла сегодня и не приехать, - удивилась я.
- Да….мне Ваш начальник нужен, не Вы, – отвел глаза клиент.

У меня забрали этот договор и передали другому, более опытному агенту. Вадим сказал менеджеру, что я за ними следила, а кому такая наглость  может нравиться?!

Коллега промучился с ними еще с полгода. Тоже дважды брал и возвращал авансы.
Потом они ушли в другое агентство.
Еще долго в базе я натыкалась на объявления о продаже их квартиры самыми разными агентствами. И вдруг они пропали.
Неужели разменялись?!  Профессиональное любопытство взяло верх – я не пожалела  сто рублей и взяла выписку из ЕГРП.

Вся квартира принадлежала Вадиму. Дождался, значит, наследства. 


Рецензии