Я не могу быть жертвой информационных войн

     Если любую дискуссию довести до логического конца, то мы неизменно упрёмся в главный онтологический вопрос. Это правило срабатывало для меня постоянно на протяжении ряда лет, и это на самом деле удивительно, т.к. если в конце обоих оппонентов ждёт одинаковый ответ, то они никогда и не дойдут о конца, а выяснят на одном из уровней, что они уже и не оппоненты никакие... Но в последнее время я сталкиваюсь с интересной штукой, точнее, с весьма своеобразным вариантом этого философского предела. Имя ему - пиар. Оказывается, что всё, что я имею честь писать в форуме, есть показатель моей ангажированности, и я представляю чужеродные мне ценности, навязанные пиаром. На самом деле, это не совсем предел, но такому обороту всегда мечтается им быть...
     Проблема в том, что я не верю в пиар. Я не могу верить в то, что массивы ценностных установок могут так легко импортироваться в повседневность человека. Есть три фактора: 1. человек не настолько хорошо обучаем, 2. если информация не связана с непосредственным жизненным опытом, то она пропускается мимо ушей. 3. создатели медиа-образов сами интегрированы в обыденную информационную среду.
     Обычная бравада создателей пиара "мы меняем вашу жизнь/ мы создаём ваш мир" лежит в ряду подобных же суждений любой другой профессии, считающей именно себя залогом динамики мира и истории. Это настолько простая мысль, что сходу кажется неверной, но стоит подумать, что на самом деле меняет и создаёт этот мир, всё встанет на свои места. Если уничтожить всех философов пиара и политтехнологов, например, в газовой печке, то мир даже не заметит этого, в отличие от единомоментной пропажи доярок или ремонтников газовых магистралей. Потому что создатели медийных образов не являются инфраструктурой, как можно подумать, но лишь "мозговым слизнем" массмедиа. Инфраструктура передаёт жизненно важные ресурсы от человека к человеку, область же искусства и особенно низшей ступени медиа-пространства - рекламы - не имеет ничего общего с жизненно важными вещами. И даже расходится с ними.
     СМИ не могут формировать мой мир, потому что СМИ и я разделены слишком большой дистанцией. Когда я читаю или даже смотрю на экран, то я поверю им в меньшей степени, чем продавщице, которая говорит своей знакомой из очереди, что А пошёл к Б. Но даже в этом случае, чтобы эта информация "ломала" мой мозг, была хоть чуточку важна для меня, я должен знать и А, и Б, всю ситуацию в целом. Попытка СМИ создать такие близкие образы всегда обречена на провал, потому что они всегда будут для меня за стеклом, даже если взять похожих на моих родителей актёров и заставить их рыдать или болеть.
     В этом смысле современные СМИ не создают никаких особенных, отличных от прежних, информационных полей или войн. Это бред собачий. Медиа-мир является таким же точно параллельным нашему миром, как искусство или кулинария. Пиар, реклама и т.п. вещи не создают наш мир и не меняют его, они лишь способны угадать наши мнения и наши чаяния. Заметьте, что никогда не рекламируют нарезные батоны или саму идею лечения от простуды. Рекламируют колбасу, которую мы можем (если хотим) положить на кусок хлеба или спрей для горла (если мы не хотим дышать над картошкой). Колбаса и спрей - это не основание нашего отношения к миру и своему жизнеобеспечению, это милые прелести цивилизации.
     СМИ и медиа-сфера вообще - вторичные вещи. Они возникли в результате некоего социального заказа по созданию другого вектора информации. Соответственно, они не создают новый и первичный язык, они не могут этого сделать, следовательно, все тексты из медиа-пространства сличаются с тем, что уже есть у пожирателя оных (потребителя). Если мне говорят, что президент Польши погиб в автокатастрофе, но мне изначально наплевать на любых президентов Польши с сотворения мира, то эта информация никак не повлияет на мой мир; если только сам факт крушения самолёта - но я могу изначально бояться самолётов, как вообще смерти... То же касается и политики через СМИ. На самом деле все, от мала до велика, по крайней мере в нашей стране, считают, что политика - дело круга профессионалов/ мошенников, и политики для нас всегда были на положении актёров. Успех раннего Жириновского объясняется не тем, что все оказались загипнотизированы его популизмом низшей пробы, а просто время было такое, что политик не воспринимался как действующий персонаж серьёзной драмы, всё происходящее вокруг изначально считалось комедией и фарсом, люди пошли за тем, кто оказался всех смешнее. Однозначно, что если бы все политики тогда ходили с постными минами, то пришлось бы делать новый переворот...
     Если люди ведутся на некую информацию СМИ и при этом кажется, что СМИ удалось изменить мнение (например, повысить чей-то рейтинг), то знайте, что это мнение лежит в области задворков сознания, оно абсолютно неприложимо к жизни и не имеет к ней никакого отношения. Играть мнениями можно лишь в этой пустой области. Я меняю своё мнение, потому что мне не принципиально, и на моей жизни это не скажется. СМИ никогда не смогут поменять, например, способ захоронения покойников, или хотите вы быть толстым или худым, хотите вы влюбиться в блондина или брюнета, ваше отношение к родителям, которые вас бросили в 10 лет, ваше мнение относительно негров, если вы боитесь их белых ладоней и белых глаз (я лично ужасно боюсь). Все эти вещи лежат в области вашей непосредственной связи с миром. Когда вам говорят статистику, то даже это не влияет на вас, потому что для каждого любая статистика всегда оборачивается простой вероятностью фифти-фифти. Для нас ничего не значат ни цифры, ни словопрения, мы все всегда варимся в котле очень приземлённых вещей, на грани своих личных страхов и желания от них избавиться, на грани между страданием и счастьем, между животными страстями и социальными преградами.
     Мы доверяем СМИ ровно в той степени, в какой нам это подсказывает чистый остаток нашей борьбы за своё маленькое личное пространство. Так что нельзя верить тому, что Пиар нас создаёт. Надо копать глубже.;


Рецензии