Демократия и образование

            Как показывает исторический опыт, всюду, где царит демократия — разрушено образование. Нет, оно, конечно, разрушено не физически, не запрещено насильственно, не подменено пропагандой, но оно приведено в такое формальное состояние, при котором исполняются только лишь инструкции, пренебрегающие рациональным и подвижным смысловым подходом. Причём царят инструкции, заменяющие собой смысловое решение на всех уровнях образования. Они царят как в его аппарате управления, выбирая жёсткую специализацию и узконаправленность уже со школьной скамьи; они царят и в методиках самой школьной программы, создавая акценты и приоритеты на одно лишь оформление; они царят и в самом непосредственном процессе обучения, подменяя собой живые знания. Т.е. инструкции в инструкциях и над инструкциями. С этой точки зрения мы можем смело утверждать, что образование уничтожается, потому что, изъяв из него смысловые подходы к решению вопросов на всех уровнях, министерство образования вынимает у него сердце. И надо сказать, что путь инструкций — это путь неизбежный для демократии и правового государства, потому что закон тоже есть инструкция, и он не может рассматривать любые неформальные категории, которые мы называем творческими и смысловыми. Нескомпенсированность и неподконтрольность административно-юридических форм управления другим категориям неизбежно в государстве приводит всё в состояние сплошных инструкций, но образование и наука страдают от этого в первую очередь.

            Мне могут возразить, мол, демократические Европа и США заботятся о развитии своей фундаментальной науки. Да заботятся, за счёт вливания научного интеллекта и творческого потенциала из других стран, в которых ещё недавно был тоталитарный режим. В отличие от тоталитарного, демократический режим способен лишь покупать извне. Он покупает умы, таланты и даже игроков в свои спортивные команды, подтверждая тем самым тезис о том, что демократия — это диктатура мелких лавочников, распространяющих свою идеологию на всю страну, а иногда и на окружающие страны.

            Мы можем наблюдать постепенное уничтожение нашего образования в течение последних двадцати лет, путём последовательного урезания и запутывания учебных программ. Около десяти лет назад школьникам 9 – 11ых классов вполне легко можно было объяснять тригонометрию со всеми её формульными преобразованиями, сегодня большинство из них уже трудно научить даже приводить к общему знаменателю.

            Забавно, что нынешний год проходит как год учителя. Простите, я просто пытаюсь понять, это имеются в виду те самые, те серые училки с рыбьими глазами, читающие брошюрки перед уроком, чтобы передать их содержимое ученикам, т.е. нашим с вами детям? Это те самые, которые выучили перед уроком единственный путь решения некой задачи и на любой дополнительный вопрос ученика отвечают агрессией? Это те самые, которые исключили из образования все классические научные обозначения?

            Тоталитарный путь, конечно же, не выход для всестороннего налаживания человеческой жизни во всех отношениях, но и демократический путь показывает себя как исключительно порочный, хотя бы на примере образования (согласитесь — немаловажная и весьма показательная отрасль для нашей с вами жизни). Непросто так сразу сформулировать оптимальное мироустройство, общественную систему. Для этого необходимо ещё провести некоторую научно-философскую работу, но если бы, например, монархические организации и впрямь захотели бы сейчас опрокинуть демократию, то это следовало бы сделать через предоставление народу оптимальной и альтернативной образовательной системы, которую не может ему предоставить демократическая власть со всеми её ветвями её мёртвого дерева. Создать и предоставить разумную систему обучения — это не так дорого, но весьма эффективно с точки зрения народных симпатий и подготовки народа к новой идеологии.


Рецензии