Дорога начинается с себя

В деревне Кривошеево жил один человек, Ляо-Пин. Достатка он был не великого, но был всегда приветлив, опрятен, весел и благодушен. У него было много любимых занятий, он любил охотиться, любил лепить глиняные кувшины, покрывая их узорами, любил из разных деревяшек мастерить разные вещи - полезные или просто красивые.

Жил в той же деревне другой человек, Фу-Цуань, который считал себя мастером во всем. Жили они очень мирно, потому что не знали друг о друге. Фу-Цуань все время искал себе соперников и уничтожал их своим мастерством.

Однажды, забредя в неизвестные провинции деревни кривошеево, Фу-Цуань увидел рядом с хижиной кувшин, стоящий под скатом крыши. Был тот кувшин стар, но даже старым, он был очень красивым и даже изящным. Фу-Цуань, хоть и не делал в своей жизни еще ни одного глиняного горшка, вдруг подумал, что он наверняка сможет сделать горшок еще лучше.

--Хозяин, отвори мне скорее дверь! - Торопливо и громко закричал Фу-Цуань. - Говори мне, кто сделал тебе это кувшин?
--Не гневайся, господин, - ответил вышедший на крыльцо старик, - это работа Лао-Пина, который живет двумя кварталами ниже. Ты его легко найдешь, рядом с его домом очень красиво.

Фу-Цуань развернулся на каблуках и торопливо зашагал в указанном направлении. И действительно, когда он заметил дом, к крыше которого были привязаны искусные летающие змеи, а во дворе резвились дети, понял, что именно про этот дом говорил ему старик.

--Ляо-Пин! Выходи! - Закричал он, подойдя к дому. Его голос заглушил даже веселые неугомонные крики детей. - Выходи, говорю я, Фу-Цуань, мастер во всем! Выходи, я хочу с тобой состязаться в искустве создания глиняных горшков!

Из дома вышел Ляо-Пин, по виду которого можно было сразу сказать, что отвлекли его от интересного и любимого дела - глаза его были улыбчивы и добры, но сосредоточены, будто бы, еще пока на другом. Он был в большом кожаном фартуке и в мелких стружках.

--Здравствуй, Фу-Цуань! Я польщен честью, что ты заглянул на этот скудный дворик! Проходи же скорее ко мне вовнутрь, я угощу тебя!

--Некогда мне проходить! Я пришел меряться с тобой умениями, потому что по всему свету известно, что я лучший мастер!

--Конечно, известно! И в этой глуши, так же, гремит слава твоего имени, Фу-Цуань!

--Тогда давай же скорее состязаться, я хочу доказать, что я лучший!

--Хорошо, но зачем же состязаться, если ты и так лучший? Я вижу по твоему горящему глазу, что ты - истиный мастер! И признаю твою победу! Хочешь ли ты теперь пройти ко мне в дом, дабы отпраздновать победу надо мной?

--Как так, ты признаешь мою победу? Никто раньше не делал так! Ты, наверное, хочешь меня обмануть, ты говоришь, что признаешь мою победу, а сам даже и не думал ничего такого!

--О, дорогой Фу-Цуань! - Улыбаясь отвечал Ляо-Пин. - Хочешь, я прямо сейчас сделаю глиняный кувшин, который сделал бы, если бы начал с тобой соревноваться, и подарю тебе его, как признание своего поражения?

Толстобрюхий Фу-Цуань был удивлен, что какой-то мастер без боя признал его победу. Он стоял немного сбитый с толку, но, не долго думая, принял предложение мастера Ляо.

А наш Ляо-Пин, с несходящей с его лица улыбкой, быстро расположился перед гончарным кругом, положил на него кусочек глины, смочил руки и за несколько минут в его проворных руках появился небольшой кувшин.

--Вот, дорогой Фу-Цуань! Кувшин, ты видишь, какой он не мастерский! Видишь, вот здесь - маленькая горбинка! Вот здесь - неровность, а вот здесь - глина имеет не тот цвет! Этот кувшин, по сравнению с любым твоим - поделка грязного подмастерья! Заходи в дом, я угощу тебя пирогами, которые испекла моя жена Марья! А завтра - приходи ко мне за кувшином, он как раз к тому времени подсохнет, я его немного украшу, чтобы было не стыдно передавать в твои руки!

Фу-Цуань глядел на кувшин и не мог разглядеть в нем огрехов. Только, когда Ляо-Пин показал ему пальцем на каждую неточность, он увидел, что на самом деле, это не мастерская работа и успокоился.

На следующий день он пришел за своим трофеем. Но по пути он видел чучело белки в одном из окон дома, что стоял неподалеку от дома Ляо-Пина.

--Хозяин! Открывай скорей! Это ты сделал это ужастное чучело белки? Расскажи, как ты заштопал рану так, чтобы не было видно, говори, как ты сделал так, будто белка эта живая, я чуть не испугался даже!

--Господин, не гневись! Но это не я сделал такое чудесное чучелко - его изготовил Ляо-Пин, который живет...

--Знаю, знаю, где он живет! - Проворчал Фу-Цуань и пошел к дому Ляо-Пина.

Его встречал сам хозяин дома:

--О, дорогой мастер, Фу-Цуань! Наконец, я дождался тебя! Вот, я украсил, как уж сумел, этот кувшин! Бери, он твой! Зайдешь ли ты ко мне, отведать салат, что приготовила моя жена, Марья?

--Некогда мне тут салаты твои есть, у меня дел полно! Знаешь, сколько сейчас в мастера записываются! И каждому надо доказывать, что я - лучший!

Он выхватил из рук Ляо-Пина кувшин и торопливо пошел домой. Дело в том, что Фу-Цуань хотел сам попробовать сделать глиняный кувшин, чтобы увериться, что кувшины Ляо-Пина - никчемные. Для этого, еще вчера он заказал лучший гончарный круг, который привезли к нему во двор и, лучшую из возможных, глину. Он огородился высоким забором от всех, чтобы никто не видел, как он работает, и сел перед гончарным кругом.

Но оказалось, что гончарный круг плохой - он то крутится слишком быстро, то слишком медленно, глина - отвратительная - она то заваливает края нового кувшина, то ложится толстым-толстым слоем. Когда через двадцать часов мучений, в руках Фу-Цуаня была мелкая плашка, которую можно было, разве что, поставить перед старым псом, мастер разозлился и сломал гончарный круг. Потом он разбил подаренный Ляо-Пином кувшин и, если бы рядом был Ляо-Пин, его самого Фу-Цуань тоже бы не пощадил.

На следующий день, Фу-Цуань хотел соревночаться в метокости стрельбы с Ляо-Пином, но тот опять признал свое поражение и подарил в качестве трофея белочку, которую подстрелил на глазах Фу-Цуаня, прямо в глаз.

Так, Фу-Цуань пробовал доказать Ляо-Пину, что лучше него во всем, но тот уходил от споров, все время признавая свое поражение. Фу-Цуань хотел было, даже, доказать, что у него лучше жена, но вовремя спохватился.

И вот, в один из дней, взял с собой Фу-Цуань все грамоты превосходства, которые сам себе вручил и пошел снова к ненавистному Ляо-Пину.

--Видишь, Ляо-Пин, как много у меня доказательств того, что я лучший! Ты, конечно, начнешь теперь завидовать мне! Но никогда не сможешь добиться того же! Я потратил на это всю свою жизнь, а уж я-то куда талантливее тебя!

--Конечно, ты прав, Фу-Цуань! Никогда мне не добиться такого количества грамот, как у тебя! Но я счастлив и так! Я люблю свою жену и своих замечательных детей! У меня прекрасные соседи, чистый и уютный дом! Я очень люблю заниматься какими-то делами - будь то изготовление кувшинов, или плетение корзин - мне доставляет это радость! А то, что не я лучший - так ведь это только кому-то есть дело, а мне нравится быть счастливым! ТОлько тот, кто стримится быть лучшим, теряет себя в этой гонке!


Рецензии
Потрясающе! Даже от восторга не могу найти подходящих слов, как мне понравился ваш рассказ. Спасибо.

Аня-Аня   05.05.2010 07:43     Заявить о нарушении
Аня-Аня, Вам удается направить меня к смущению столь восторженным отзывом! Вы искушаете меня впасть в гордыню! :) То есть - спасибо за внимание и поддержку! :)

С уважением,

Александр Гурьянов   05.05.2010 20:49   Заявить о нарушении