На китобойной флотилии
Кроме китобазы, во флотилию входило не менее пятнадцати китобойных судов, которые с помощью вертолёта вели охоту за китами.
Своеобразным материком для этих китобойцев была китобаза – огромное океанское судно, задачей которой была переработка китов.
Китобойная флотилия жила своей особой жизнью. Здесь большое производство, о котором можно много рассказать интересного, но об этом как-нибудь в другой раз.
Китобойные суда разбегались далеко от китобазы в поисках китов, а к вечеру возвращались с прикрепленными к бортам за хвост китами.
Киты, гигантские исполины океана, накаченные воздухом для плавучести, плыли рядом с китобойцами, как огромные серо-голубые шары, возвышаясь над поверхностью тёмно-синей воды океана.
Не пришвартовываясь к китобазе, китобойные суда сдавали китов через слип, необычным способом, на этих моментах интересно остановиться, но не в данном рассказе.
На корме китобазы, на верхней палубе была вертолётная площадка и ангар для вертолёта.
Когда ангар был пустым, в нём устраивали тир, где проводили соревнования по стрельбе. Даже я принимала участие, правда, не в соревнованиях, а, просто, в стрельбе, зато научилась почти метко стрелять.
В это время наш красненький вертолёт находился на вертолётной площадке или в полёте.
Утром вертолёт поднимался в небо, а возвращался к обеду или поздно вечером. Его задачей было высматривать в океанских просторах китов по светлым фонтанам, которые они выпускали на фоне синего моря.
Когда вертолёт обнаруживал скопление китов, то сообщал по радио координаты этого места, скорость и направление движения.
Тогда те китобойцы, которые находились ближе, снимались со своего места и, развивая скорость до восемнадцати узлов, спешили на охоту.
В это время и китобаза вместе с остальными китобойцами направлялась в новый район промысла.
Однажды, во время завтрака в кают-компании вертолётчик Володя, энергичный молодой человек, сообщил нам, что летит на берег:
- Сразу после завтрака, можете представить, я лечу на берег.
- А что где-то поблизости есть берег? - задал вопрос, намазывая масло на хлеб, мой коллега Петр Николаевич, преподаватель литературы, уже не молодой, добродушный мужчина.
- Я бы не сказал, что близко, но получил приказ – надо лететь, кстати, никому ничего не нужно, а то могу купить, - отвечая на заданный вопрос, предложил Володя.
- Неужели там есть и магазины? – очевидно, чтобы поддержать разговор, задал вопрос, сидящий напротив меня, руководитель научной группы Виктор, который, между прочим, иногда любил играть на скрипке, скрашивающей ему досуг.
- Если говорить о магазинах, то их нет, но один точно есть, и, вроде бы, как я знаю, в нём есть всё, - допивая свой кофе, сказал вертолётчик.
- В таком случае, Володя, купите мне помаду, любую, - не растерявшись, попросила я.
- Замечательная просьба, я обязательно куплю,- сказал он, поспешно убегая.
Всё, казалось, было так просто и буднично.
После завтрака не успела я войти в свою каюту, как услышала по спикеру объявление:
- Судовому врачу срочно явиться на разделочную палубу!
Такие объявления всегда тревожны. Ведь на разделочную палубу вообще вход запрещён. Это главная палуба, где обычно идёт разделка китов. И выходить на неё разрешается только во время переходов, когда нет китов, и она чисто вымыта.
В данный период производство было в полном разгаре.
- Почему вызван врач на палубу?- встревожилась я, как, наверное, и каждый из нас на нашем судне.
Оказалось, что в это утро произошла трагедия. У вертолёта, поднявшегося в небо с вертолётной площадки, перестали работать лопасти, и он камнем упал в воду.
Воздушные надувные баллоны, которые должны смягчать удар в случае падения вертолёта и удерживать его на плаву какое-то время, сразу лопнули.
Была весна. В северных широтах Тихого океана было холодно, ещё плавал лёд, но море уже бурлило, и волновалось.
При падении вертолёта в воду механик сразу смог выбраться из машины, а вертолётчика, при резком падении, приборы ударили по голове так, что он потерял сознание.
В это время на разделочной палубе работали, одетые в большие и неуклюжие комбинезоны, в резиновых, длинных фартуках и огромных резиновых сапогах, с большими флейшерными ножами раздельщики китов.
Двое из них, не раздумывая, мгновенно прыгнули в холодную воду с очень высокого борта китобазы во всем своем снаряжении, в считанные секунды подплыли к вертолёту и только успели вытащить вертолётчика из кабины, как наш красавец – вертолёт мгновенно ушёл под воду. Всё это произошло в считанные мгновения.
В этот холодный мартовский день погода была ветреная. Вертолётчика подняли на палубу в шоковом состоянии. Он так и не пришёл в сознание, когда позже был отправлен на материк.
Какие смелые и отважные люди работают в море, подумала я. Поступок этих мужчин, работающих на разделке китов, поистине героический. Они не думали о своем здоровье и жизни, когда в тяжелой экипировке с высокого борта китобазы прыгали в холодную, с плавающим льдом воду. Они думали о тех людях, которые гибли и погибли бы, если бы не их решительность и смелость.
О дальнейшей судьбе вертолетчика Володи я так ничего и не знала.
Прошло пять лет.
За это время я поработала на другой - уже антарктической китобойной флотилии в Индийском океане и в Антарктике.
И когда я работала уже на ледоколе "Москва" в северных широтах Тихого океана, у меня произошла удивительная и неожиданная встреча.
К нашему ледоколу пришвартовался ледокол "Ленинград", где вертолётчиком работал Володя, тот самый молодой человек, который пять лет назад упал вместе с вертолётом в ледяную воду Тихого океана, взлетев с вертолётной площадки китобазы "Дальний Восток".
Когда мы увидели друг друга, то были удивлены и обрадованы нашей встрече.
Я рада была, что он жив, но очень удивилась, что после такого трагического потрясения, он снова вернулся к лётной работе.
- Два месяца после аварии я не приходил в сознание, - сообщил Володя.
И рассказал мне, как он лечился и как долго пролежал в больнице.
- Когда я учился ходить заново, то не мог пройти по прямой доске деревянного пола. Мне казалось, что я сейчас упаду куда-то вниз и неизвестно куда… - Володя продолжал говорить, а я слушала с волнением и восхищением его рассказ, который он закончил словами:
- Да, я пролежал в больнице долго, лечился года два, но все силы приложил, чтобы преодолеть страх высоты, потому что хотел снова летать, во что бы то ни стало.
Он произнёс эти слова, а я подумала, какие удивительные, смелые и мужественные есть люди, которые, преодолевая себя, делают свою жизнь яркой и красивой, и, поистине, героической.
СОНЕТ О МОРЕ
Я знаю, что море сурово,
В нём волны бушуют всегда,
Но в рейс собираюсь я снова,
Хоть море боюсь иногда.
Когда катят волны шальные,
Смывая на палубе всё,
То нервы должны быть стальные,
К тому ж и качает ещё.
Танцует Медведица в небе,
В присядку на Млечном пути.
И в шторм в океане кто не был –
Тому не понять сей строки.
А море, как край Бытия…
О! Боже, была там и я.
Рисунок автора.
Книга "Роза ветров моих", издательство "Русаки", Москва, 2007г.
Свидетельство о публикации №210041701119
Михаил Бортников 04.03.2020 11:43 Заявить о нарушении