Дорога без конца
Как обычно, дядя Коля приезжал на обед домой, где, покушав, по привычке ложился в прихожей на деревянный диванчик - полчасика подремать.
Затем, взбодрившись коротким сном, он вновь садился на велосипед "Прогресс" и возвращался к своим заводским обязанностям.
Велосипед у дяди был не обычный, а с мотором.
Моторчик, вместе с бензобаком, литра на полтора, Николай Петрович приладил к велосипедной раме сам, предварительно купив их в магазине.
Мотор заводился довольно легко. Нужно было лишь, поначалу выжав сцепление, несколько раз крутануть ногами педали и слегка разогнаться. А после небольшого разгона всего и требовалось, что отпустить сцепление назад.
Дальше - только рулить успевай: "Прогресс" летел - именно летел, как нам, пацанам, тогда казалось - со скоростью 20-25 км/час.
Это теперь, в наши дни, пройдя по посёлку, не раз встретишь и "навороченные" джипы, и другие иномарки. А в те времена, ещё в "дожигулёвскую" эпоху, когда даже старенький "Москвич" или "козлик"-УАЗ на селе были редкостью, купить мопед, мотороллер или мотоцикл было тоже немалой проблемой.
Поэтому иметь велосипед с мотором считалось определённым достижением. И этим достижением владел мой дядя!
...Итак, отобедав, Николай Петрович расположился на своём привычном месте, задремал.
Его "транспортное средство", подобно усталому коню, молча стояло во дворе, прислонённое хозяином к стене дома.
Не впервой ходил я возле "Прогресса", частенько останавливаясь возле него и приседая, пытаясь разглядеть и понять суть устройства мото-привода.
Не однажды наблюдал я и за тем, как дядя в очередной раз выводит своего верного помощника за калитку и стартует на нём, уезжая по своим делам.
Моё желание прокатиться самому на этом чудо-велике росло раз от разу.
Что произошло со мной именно в тот день, я и сам не знаю: уж больно велико было желание изведать непознанное.
«Прокачусь немного и снова незаметно поставлю на место», - сказал я сам себе "для отмазки". И уже ничто не могло удержать мой порыв.
Воспользовавшись тем, что дядя погрузился в дрёму, я, дрожа от нетерпения и одновременно - с опаской быть застигнутым кем-то из родни за моим занятием, с трудом вывел тяжёлый велосипед за калитку.
Ездить «под рамой», т.е., просунув в неё одну ногу и неловко изгибаясь, крутить педали – для меня уже было делом привычным. Ездил, как и другие малолетки, когда выпадал случай прокатиться на чьём-либо взрослом велике.
Выжать сцепление я прежде тоже пробовал, когда "Прогресс" стоял у стенки, во дворе.
...Мне удалось «поймать» педали и несколько раз, изгибаясь, переваливаясь телом из стороны в сторону, изо всех сил поочерёдно нажать на них, разгоняясь по дороге. Отпускаю сцепление и… - получилось! Мотор зарокотал!
Подхваченный его силой, переданной колёсам, я уже ехал, не крутя педали!..
А теперь представьте себе картину.
По улицам посёлка, тарахтя мотором, едет велосипед. На нём, изгибаясь в немыслимой позе циркача, просунув ногу в раму, с вытаращенными от испуга глазами, несётся навстречу неизвестности пацан лет семи-восьми, который не знает, как остановиться и выключить мотор...
Да, ситуация, как теперь понимаю, выглядела и нелепо, и весьма драматично. Я ведь в самом деле не знал того, что надлежит делать дальше. Завести – завёл, но как остановиться?..
Между тем, меня несёт и несёт! Только успеваю удерживать руль, с ужасом глядя вперёд и не забывая, притом, вовремя вписаться в очередной поворот. Надежда одна: бензин когда-нибудь кончится.
Но бензин не кончается! Я успел несколько раз пересечь посёлок вдоль и поперёк, выезжая даже за его окраину, – бензин не кончается!..
При случае, вспоминая ситуацию моей «дороги без конца», я сравнивал её с той, когда на авиалайнере при заходе на посадку не выходят шасси. И тогда, как известно, экипаж вынужден «нарезать круги», пока не сгорит всё топливо, чтобы при аварийной посадке самолёт не взорвался.
Свои круги по Шалакуше я «нарезал» долго. По-видимому, бензобак "Прогресса" оказался полон.
Проснувшись и не найдя на своём обычном месте велосипед, дядя Коля – понятно, с какими чувствами – отправился на работу пешком.
Я же вернулся домой ещё не скоро.
Последние капли бензина догорели в моторе как раз на другом конце посёлка. Легко догадаться, насколько мой путь домой был тяжёл и долог.
Катить взрослый велосипед с мотором по дороге, засыпанной древесной корой и опилками, изрядно сдобренной коровьими лепёшками, для пацана – ещё то испытание...
Что к этому добавить? Можно лишь к месту вспомнить пословицу: «Любишь кататься, люби и саночки возить…».
Потом, конечно же, мне досталось. Ото всех – от мамы, бабушки и, разумеется, - от Николая Петровича.
Прости меня, дядя Коля. И - спасибо за всё. Моя ранняя тяга к технике впоследствии, многие годы спустя, переросла в профессию - я стал заниматься обслуживанием и ремонтом электрооборудования транспортных средств.
А всем малолеткам – большой привет! И пусть ваши «шасси» всегда будут в порядке!
По воспоминаниям Валерия Ермолина.*
На снимках: автор воспоминаний, который, освоив игру на детской гармони, вскоре начнёт осваивать транспортные средства (фото из личного архива С.Мехреньгина);
дорожный велосипед с мотором ( www.archive.gov.ua ).
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
* http://www.proza.ru/2010/01/26/324
Свидетельство о публикации №210041700280