Для тех, кто размышляет 5... Татиана Светлая

Татиана Светлая


Обновление изначально возвещенной истины

     Дальнейшее изучение священных писаний позволяет проследить последовательность сошествия откровений, ниспосланных Богом через пророков разных времен и согласование их между собой. «Когда Бог заключил союз с пророками, он сказал им: Я вам дал книгу и мудрость. Потом придет к вам посланный Мой, чтобы подтвердить то, что вам дано, вы должны верить ему и помогать ему» (Сура 3:81).

     В Коране чётко говорится, что прежде него были посланы Пятикнижие, Псалмы и Евангелие. «Прежде Корана была книга Моисеева для руководства людей и как знак милосердия. Коран подтверждает ее на арабском языке, для того, чтобы грешники были предупреждены, а добродетельные благовествуемы» (Сура 46:12).

     Как видно из аята, Пятикнижие не только не опровергается последующими религиями, но и подтверждается истинность его сошествия Моисею, как дар Божий: «Мы дали Моисею книгу, чтобы завершить милость Нашу к тем, которые наилучшим образом исполняют предписания, подробное объяснение всего, книгу, служащую направлением и доказательством милосердия, для того, чтобы они (иудеи) уверовали, что они узрят Господа» (Сура 6:154); «Мы дали Моисею книгу в руководство сынам Израиля, для того, чтобы они не брали в покровители никого, кроме Меня» (Сура 17:2). То есть, речь идет об одном и том же Источнике сошествия Откровения, о Боге Едином, который был, есть и пребудет вечно. «Мы ниспослали Пятикнижие, заключающее в себе свет и направление; по нему пророки, предавшие себя воле Божией (т.е. мусульмане), должны были судить иудеев» (Сура 5:44). Этот аят будет неверным рассматривать, как призыв к вражде между иудеями и мусульманами, здесь речь идет о справедливом суде между предавшими себя воле Бога пророками и неверующими иудеями.

     Далее в Коране повествуется, что после Моисея были и другие пророки, посланные Всевышним: «Мы дали Моисею книгу и потом после него еще послали ряд пророков» (Сура 2:87). В следующем аяте говорится, что «… Мы возвысили одних пророков над другими…» (Сура 17:55). Как же это понять? Во многих аятах выказывается различие между понятием «Наби» (пророк) и «Расул» (Посланник). А.Хайрутдинов [Хайрутдинов А.Г. Коран: осмысление продолжается / А.Г.Хайрутдинов. - Казань, 2009. – 92с. Хайрутдинов А.Г. Неизвестный ислам. Часть II. Коран, который мы знаем / А.Г.Хайрутдинов. – Казань, 2007. – 128с.], современный философ-арабист, предлагает нам следующее объяснение арабских слов: «НаБи'» (пророк) происходит от корня НБ', со значением «сообщать что-то новое». Иными словами, пророк это тот, кто сообщает нечто такое, о чем раньше не было известно, своего рода теоретический аспект пророческой мысли. Слово «РаСуЛ» (посланник) происходит от корня РСЛ, со значением посылать, «отправлять» и является прилагательным в пассивном значении, образованным от активного глагола (действия). То есть, фактически, посланник, это пассивный инструмент в руках активного (то есть действующего, глагола) Бога». Теперь становится понятным, что «Наби» - это посланный Богом, кто приносит новое Священное Писание, в то время как «Расул» только подтверждает существующие Священные Писания. То есть согласно Корану, каждый «Наби» - это «Расул», но не наоборот: не каждому посланнику давали новое Священное Писание. Миссия Посланника Бога состоит в том, чтобы подтвердить существующие Священные Писания, очистить их и объединить в одно Божественное Послание. Коран говорит, что такие посланники приходят, чтобы вернуть Божественное Послание к своей исконной чистоте, чтобы повести мудрых верующих (иудеев, христиан, мусульман, буддистов, сикхов, индусов и других) из темноты в свет. Из вышесказанного следует, что кому давалось новое писание, тот, видимо, и был возвышен: «… Мы возвысили одних пророков над другими и дали Давиду псалмы» (Сура 17:55).

     Псалты;рь (от греч. псалте;рион) - музыкальный инструмент) - библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч) излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. В Еврейской Библии (Танахе) называется (тегилим) - буквально «восхваления», располагается в начале третьего раздела Танаха - Ктувим (Писания). В большинстве языков книга называется просто «псалмы» (англ. psalms и т.д., причём это название отличается от еврейского, так как в Танахе греческому соответствует (мизмор). В современном иудаизме псалмы являются важной частью как индивидуальной молитвы, так и синагогальной службы. В православной Церкви (в византийском обряде) многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга и, таким образом, прочитываются ежедневно (по крайней мере, должны прочитываться согласно уставу). Кроме этого, по древней монашеской традиции, вся псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. В исламе Псалтирь называется «Забур» (араб. переводится как «пение», «музыка»). Согласно Корану, эта книга была дарована Богом царю Давиду (Дауду), почитаемому в исламе как пророк. Забур, наряду с Торой (Таурат) и Евангелием (Инджиль), относится к числу пророческих книг, ниспосланных Богом до дарования Корана [материал из википедии].

      В Коране имеется цитата из Псалтири (Пс.36:29): «Мы уже написали в псалмах после закона (данного Моисею), что вся земля будет наследием праведных рабов Моих» (Сура 21:105) и указывается, что «В этой книге содержится достаточное поучение для поклоняющихся Нам» (Сура 21:106).

     О сошествии следующего священного писания в Коране повествуется так: «После других Мы послали Иисуса, сына Марии, для подтверждения того, что было дано прежде из Пятикнижия; Мы ему дали Евангелие, заключающее в себе свет и направление и подтверждающее предшествующее Пятикнижие, оно служит нравоучением и руководством для боящихся Бога… Получившие Евангелие должны судить сообразно смыслу его…» [Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир / И.Ш.Шифман. - М.: Политиздат, 1987. – 239с.].

     В Коране мы находим подтверждение Божественного происхождения Иисуса. «Ангелы сказали Марии: Бог благовестит тебе свое слово, имя ему мессия, Иисус ('Иса), сын Марии, почитаемый в этом мире и в будущем и один из приближенных Богу» (Сура 3:45). «Мария отвечала: Господи, каким образом будет у меня сын, когда ничья плоть не прикасалась ко мне? – Таким образом, отвечал ангел, Бог создает, что хочет. Когда Он решил что-либо, Он говорит: да будет, - и бысть» (Сура 3:47). Когда Мухаммед получил откровение о том, что Дева Мария зачала Иисуса непорочным зачатием, по сошествии на нее Духа Святого, он сказал то, что должен был сказать. «Мы вдохнули дух Наш в ту, которая сохранила девственность свою, и Мы сделали ее и сына ея знамением для вселенной» (Сура 21:91). Эти аяты Корана полностью соответствуют евангельской вести о Христе: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя…» (Лук.1:30-31;34-35).

     Коран упоминается в качестве третьего священного писания от Бога, которое по статусу своему стоит в одном ряду с Торой и Евангелием: «…Обещание Божее справедливо: Он его дал в Пятикнижие, Евангелие и Коране, Бог всемогущ и премудр…» (Сура 9:111). Следовательно, ислам является третьей мировой монотеистической религией, наряду с иудейством и христианством.

     Вполне закономерно, что именно в Коране, последнем Писании, в наибольшей степени выражено единство иудаизма, христианства и ислама. Коран предписывает, что народы, которым Бог дал Писание, должны относиться друг к другу как к братьям по вере, ясно сознавая, что ни у кого из верующих нет преимуществ перед Богом.
В Коране изложены многие ветхозаветные истории и сюжеты, вплоть до деталей. Например, приводятся сюжеты о спасении Ноя с теми, кто с ним был, о том, что Ной прожил 950 лет, о Лоте, предлагавшем содомлянам дочерей взамен гостей, о спасении его и его близких, кроме жены, о состязании Моисея с египетскими жрецами, с превращением жезла Моисея в змею, которая затем пожирает змей, образовавшихся из жезлов жрецов, о том, как Моисей защитил девушек, которым пастухи мешали напоить скот, как Моисей просил Бога заменить его, не умеющего ораторствовать, более красноречивым Аароном, о переходе евреев через расступившееся море, о том, что Иона был проглочен китом и т.д. Хотя и в художественно-образном виде, в Коране воспроизведена вся новозаветная история рождения Иисуса  (Исы) от Духа Святого, его деятельность, смерть, воскрешение и вознесение.

     Коран насыщен идеями и образами библейских пророков, что отражено нами в главе «Пророки». Приведем данные, полученные Э.Самойловым, который проанализировал частоту упоминания библейских персонажей по тем или иным поводам [Самойлов Э. Единство Торы, Евангелия и Корана / Э.Самойлов // Часть 2-я, Электронный ресурс: http://prpk.info/publ/2-1-0-355]:
Адам упоминается в Коране 25 раз в 10-ти Сурах;
Ной - 39 раз в 25-ти Сурах; Лот - 27 раз в 16-ти Сурах; Авраам - 70 раз в 25-ти Сурах;
Исмаил - 12 раз в 8-ми Сурах; Исаак - 17 раз в 11-ти Сурах; Иаков - 16 раз в 10-ти Сурах;
Иосиф - 28 раз в 3-х Сурах; Моисей - 132 раза в 36-ти Сурах; Аарон - 20 раз в 13-ти Сурах;
Саул - 2 раза в одной Суре. Давид - 16 раз в 9-ти Сурах; Соломон - 17 раз в 7-ми Сурах; Захария - 7 раз в 4-х Сурах;
Иоанн-Креститель - 5 раз в 4-х Сурах; Дева Мария - 34 раза в 13-ти Сурах; Иисус - 33 раза в 11-ти Сурах;
Тора - 12 раз в 4-х Сурах; Евангелие - 7 раз в 3-х Сурах.

     В Коране неоднократно упоминаются также и другие библейские персонажи. Кроме того, количество имен собственных библейских персонажей дает все же неполное представление о насыщенности Корана ими, потому что Мухаммед использует также обращения к Библии без упоминания конкретных имен.
Без всякого преувеличения можно сказать, что обращения к Торе и Евангелию представляют собой не какие-то вкрапления, пусть многочисленные, но являются самой значительной по объему и наиболее важной по смыслу частью Корана, что подтверждает нашу идею о Едином Источнике религий единобожия.

     Рождение каждой из монотеистических религий есть, с одной стороны, обновление изначально возвещённой человечеству истины, а с другой – создание совершенно нового образа веры и жизни, новых возможностей взаимоотношений человека с Богом. При этом происходит как бы творение нового человека [Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир / И.Ш.Шифман. - М.: Политиздат, 1987. – 239с.].

Седанкина Т.Е. Для тех, кто размышляет / Т.Е.Седанкина. - Казань: Изд-во «Отечество», 2010. — 216 с. ISBN- 978-5-9222-0322-7  [С.164-168].

Продолжение следует …


Татиана Светлая...http://www.stihi.ru/2010/04/16/1901


Рецензии