Массовая культура, рок, метал и вещи своими именам

     В качестве вступления стоит вспомнить одну из нравственных установок, являющихся реликтовым наследием советской эпохи: это мнение, что много зарабатывать - это стыдно и достойные люди этим не занимаются. Примерно такими же идеями руководствуются многие современные любители музыки, активно употребляя слово "попса" по отношению к группам и исполнителям, которых считают не заслуживающими внимания. А что же такое "попса", сиречь "популярная музыка" на самом деле?
     Поп-музыка - доступный широкой общественности (т. е. легкоусвояемый и не требующий от потребителя особых усилий, качеств и изощрённых вкусовых пристрастий) и распространяемый на коммерческой основе продукт (к-й, следовательно, не просто окупается, а приносит реальный доход). Иными словами, в сознании среднестатистического любителя рока (под рок-музыкой далее мы будем понимать так же тяжелый метал и его разновидности) это то, что противопоставлено его любимому увлечению. Что в корне не соответствует действительности.
     И речь сейчас идёт даже не о многомиллионных продажах "брутальных и бескомпромиссных" дисков групп разной степени тяжести по всему миру.
     Один из основных смысловых компонентов в словосочетании "рок-музыка", сохранившийся до сих пор, это "пощёчина общественному вкусу". Другими словами, в этой музыке воплощён бунт против массовой культуры, её норм, устоев, традиций. Что, кстати, не исключает популярности и коммерческого успеха как такового. Чтобы бросать вызов общественному мнению, не обязательно быть в глубоком андеграунде. Скорее даже наоборот.
     Так в чём же, собственно, проблема, в таком случае? А в том, что значительная часть современного рока и металла является неотъемлемой частью массовой культуры. Причём на совершенно законных основаниях. Что очень даже неплохо, что бы ни думали по этому поводу прыщавые пятнадцатилетние мальчики в кожаных куртках, с давно не мытыми волосами ниже плеч. Плохо когда одно понятие подменяется другим.
     Есть понятие коммерческий рок. Он представляет собой разновидность уже описанной поп-музыки, единственной его особенностью является поправка на вкусовые пристрастия целевой аудитории. Прежде чем переходить к следующей части, надо отметить одну из особенностей популярной музыки в целом, а именно качество. Эта особенность носит целиком прагматический характер, вызванный жёсткой конкуренцией в среде рыночных отношений - в самом деле, кто будет покупать низкокачественный товар, если за ту же цену можно приобрести намного более убедительный продукт? К тому же существует такое явление, как корпоративная этика, в данном случае оно созвучно другому, не менее значимому - профессиональной гордости.
     Зачастую музыканты, играющие в поп-группах, значительно превосходят своих "идейных" коллег по уровню владения инструментами. То же самое можно сказать о вокальных данных (возьмём к примеру Диму Билана, выпускника Государственного музыкального училища имени Гнесиных) и продуманность текстов песен (например, "Миллион Алых Роз" Аллы Пугачёвой написана Андреем Вознесенским и представляет собой стихотворный пересказ новеллы Константина Паустовского «Бросок на Юг»). Качество записи то же один из определяющих факторов. Редко присутствующими у поп-групп качествами можно назвать новаторство, оригинальность и самобытность, - но что поделать, потребитель неохотно доверяет новизне, предпочитая надёжность и стабильность, проверенные временем. Однако рекламная кампания всегда на высоте, и высокие места в чартах, как и благосклонность музыкальной прессы обеспечены.
     Одними из ярчайших примеров коммерческой рок-музыки  для эстетизированного, "утончённого" метала является плеяда финских групп, таких как Nightwish, HIM и The Rasmus, активно используя наработки ранних пауэр-металлических и поздних готик-металлических групп. Сюда же можно отнести Lacrimosa и её немецкоязычных последователей. Для любителей экстрима есть Pain Петера Тэтгрена и Cradle of Filth, разбавившая амелодичную музыкальную основу ранних норвежских блэк-металлических групп конформистскими идеями европейско-американского рынка. Множество панк-групп, до сих пор эксплуатирующих выработанную в середине 70-х беспроигрышную стилистику bubblegum-pop'а - самая известная, пожалуй, Green Day, в России же это Lumen. Так же среди русских проектов нельзя не отметить Noize MC, Slot... От рокапопса( Мумий Тролль, Сплин, Земфира) их отличает отсутствие прямых заимствований, музыкальных или текстуальных, и востребованность - данная "экологическая ниша" в российском шоу-бизнесе практически свободна и только-только начинает заполняться.
     В заключение хотелось бы привести грубоватые, но верные по сути слова Мартена Хагстрёма (гитариста группы Meshuggah): "There is a lot of cool fucking shit around. A lot of the stuff that does well in Europe doesn't necessarily do well over here. It's like Nightwish, they're from Finland; to call that metal is a fucking insult. It's probably good music, but it's not fucking metal."


Рецензии