Книга Иова
в земле уц человек именем Иов был и этот человек непорочным справедливым и богобоязненным был и от зла удалялся и у него семь сыновей и три дочери родились и у него имения было семь тысяч мелкого скота .. три тысячи верблюдов .. пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги и этот человек знаменитее всех сынов востока был и его сыновья сходились и каждый в своём доме в свой день пиры делающие и посылали и приглашали трёх своих сестёр с ними есть и пить и когда круг пиршественных дней совершался то Иов за ними посылал и их освящал и рано утром встающий всесожжения всех по их числу возносил ведь Иов говорил .. может быть мои сыновья нагрешили и Бога в своём сердце хулили .. итак Иов во все такие дни делал и день был когда сыны Бога перед Господом пришли предстать и между ними и сатана пришёл и Господь сатане говорит .. откуда ты пришёл и Господу сатана отвечает .. я по земле ходил и её обошёл и Господь сатане говорит .. обратил ли ты твоё внимание на моего раба Иова ведь такого как он на земле человека нету .. непорочный справедливый богобоязненный и от зла удаляющийся и Господу сатана отвечает .. разве даром Иов богобоязненный .. не ты ли его кругом оградил и его дом и всё что у него есть и ты же его дело рук благословил и его стада по земле распространяются .. но твою руку простри и всего что у него есть коснись .. он ли тебя благословит и Господь сатане говорит .. вот всё что у него в твоей руке .. но только на него твоей руки не простирай и сатана от лица Господа отошёл и день был когда его сыновья и его дочери в доме их первородного брата ели и вино пили и вот вестник к Иову приходит и говорит .. волы орали и возле них ослицы паслись а как савеяне напали и их взяли а отроков остриём меча поразили и только я один спасся чтобы тебе возвестить и ёще он говорил .. как другой приходит и говорит .. огонь Божий с неба упал и отроков и овец опалил и их пожрал и только я один спасся чтобы тебе возвестить и ещё он говорил .. как другой приходит и говорит .. халдеи тремя отрядами расположились и на верблюдов бросились и их взяли а отроков остриём меча поразили и только я один спасся чтобы тебе возвестить и ещё этот говорил .. другой приходит и говорит .. твои сыновья и твои дочери в доме первородного своего брата ели и вино пили и вот большой ветер от пустыни пришёл и четыре угла дома охватил и дом на отроков упал и они умерли и только я один спасся чтобы тебе возвестить и тогда Иов встал и свою верхнюю одежду разодрал и свою голову остриг и на землю упал и поклонился и говорит .. нагим я из тела моей матери вышел и нагим возвращусь .. Господь дал .. Господь и взял .. пусть имя Господа благословенным будет и во всём этом Иов не нагрешил и о Боге ничего неразумного не произнёс и день был когда сыны Бога перед Господом предстать пришли и между ними и сатана перед Господом предстать пришёл и Господь сатане говорит .. откуда ты пришёл и сатана Господу отвечает .. я по земле ходил и её обошёл и Господь сатане говорит .. обратил ли ты твоё внимание на моего раба Иова ведь такого как он на земле человека нету .. непорочный справедливый богобоязненный и от зла удаляющийся и до этой поры твёрдый в своей непорочности а ты меня против него возбуждал чтобы его безвинно погубить и сатана Господу говорит .. кожу за кожу а человек за свою жизнь всё что у него есть отдаст .. но твою руку простри и его костей и его тела коснись .. тебя ли он благословит и Господь сатане говорит .. вот он в твоей руке .. только его душу сбереги и сатана от лица Господа отошёл и Иова лютой проказой от подошвы его ноги по самое его темя поразил и Иов себе черепицу взял чтобы себя ею скоблить и в пепел сел и ему его жена говорит .. ты всё ещё твёрдый в твоей непорочности .. Бога похули и умри .. но он ей говорит .. ты как одна из безумных говоришь .. неужели от Бога мы доброе принимать будем а злого принимать не будем .. во всём этом Иов своим ртом не нагрешил и трое друзей Иова о всех этих его несчастьях постигших услышали Елифаз Феманитянин Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин и каждый из их местности пошли и сошлись чтобы вместе идти к нему беседовать и его утешать и их глаза издали поднявшие они его не узнали и их голоса возвысили и зарыдали и каждый свою верхнюю одежду разодрал и над их головами пыль к небу бросали и с ним на земле семь дней и семь ночей сидели и ему никто не слова не произнёс ведь видели что его страдание весьма тяжкое .. но вот много времени прошло и ему его жена говорит .. ты ещё сколько терпеть будешь .. вот ещё немного в надежде моего спасения подожду ведь с земли твоя память сынов и дочерей моего тела изчезла и труды в болезнях которыми напрасно трудилась погибли и ты сам же в смраде червей сидишь .. ночь без покрова проводящий а я скитаюсь и служу с места на место и из дома в дом перехожу ожидающая когда солнце зайдёт чтобы от моих трудов и болезней успокоиться которые теперь меня удручают .. но к Богу некое слово скажи и умри и Иов после этого свой рот открыл и свой день проклял и Иов начал и сказал .. день погибни в который я родился и ночь в которую сказанное человек зачался и пусть день тот тьмою будет .. пусть его Бог свыше не взыщет и пусть над ним свет не воссияет и пусть его тьма и смертная тень омрачит .. пусть его туча обложит и пусть его как палящего зноя страшатся .. пусть той ночью мрак обладает .. пусть она в днях года не сочтётся .. пусть в число месяцев не войдет .. пусть о ночь та она безлюдная будет .. пусть в неё веселье не войдёт .. пусть её проклинающие день проклянут .. пусть способные левиафана разбудить .. звезды её рассвета померкнут .. пусть она света ждёт и он не приходит и она ресниц денница .. пусть не увидит .. за то что дверей тела моей матери не затворила и от моих глаз горя не сокрыла .. для чего я выходящий из тела не умер и не скончался .. когда вышел из тела .. зачем приняли меня колени .. зачем мне сосцы сосать было .. теперь я бы лежал и почивал .. спал бы и мне покойно было бы с царями и советниками земли которые для себя пустыни застраивали или с князьями у которых золото было и которые свои дома серебром наполняли или как выкидыш сокрытый я не существовал бы .. как младенцы не увидевшие света .. там беззаконные перестают страх наводить и там истощившиеся в силах отдыхают .. там узники вместе покоем наслаждаются и криков приставника не слышат .. малый и великий там равные и раб от его господина свободен .. на что дан страдальцу свет и жизнь огорчённым душою которые смерти ждут и нет её которые вырыли бы её .. охотнее чем клад .. обрадовались бы до восторга .. восхитились бы что нашли гроб .. на что дан свет человеку которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком .. мои вздохи предупреждают хлеб мой и мои стоны льются как вода ведь ужасное чего я ужасался то и постигло меня и чего я боялся то и ко мне пришло .. нет мне мира .. нет покоя .. нет отрады .. постигло несчастье и отвечал Елифаз Феманитянин и сказал .. если мы попытаемся к тебе слово сказать .. не тяжело ли тебе будет .. впрочем кто может слову возбранить .. вот ты многих наставлял и опустившиеся руки поддерживал .. твои слова падающего восставляли и гнущиеся колени ты укреплял а теперь до тебя дошло и ты изнемог .. тебя коснулось и ты духом упал .. твоя богобоязненность не должна ли быть твоей надеждой и непорочность твоих путей твоим упованием .. вспомни же погибал ли кто невинный и где праведные бывали искореняемые .. как я видал то оравшие нечестие и сеявшие зло его пожинают и от дуновения Божия погибают и от духа его гнева исчезают .. рёв льва и голос рыкающего умолкает и зубы скимнов сокрушаются .. могучий лев без добычи погибает и дети львицы рассеиваются и вот ко мне тайно .. слово принеслось и моё ухо приняло нечто от него среди размышлений о ночных видениях когда сон на людей находит .. меня ужас и трепет объял и все мои кости потряс и дух прошёл .. надо мной волосы дыбом стали .. на мне он стал .. но я его вида не распознал .. только облик был перед моими глазами .. тихое веяние и я слышу голос .. человек праведнее ли Бога и муж чище ли Творца своего .. вот он и слугам своим не доверяет и в своих ангелах недостатки усматривает .. тем более в обитающих в храминах из брения которых основание прах которые скорее моли истребляются .. между утром и вечером они распадаются .. как они вовсе исчезнут .. не увидишь .. их ли с ними достоинства .. не погибают и они не достигнувшие мудрости умирают .. взывай .. если есть отвечающий тебе и к кому из святых ты обратишься .. так глупца гневливость убивает и несмысленного раздражительность губит .. видел я как глупец укореняется и тотчас его дом проклял .. его дети от счастья далеки .. их у ворот бить будут и заступника не будет .. его жатву голодный съест и из за терна её возьмёт и жаждущие его имущество .. поглотят .. так не из праха горе выходит и не из земли беда вырастает .. но человек на страдание рождается .. как искры чтобы вверх устремляться .. но я бы к Богу обратился .. моё дело бы Богу передал который без числа дела великие и неисследимые чудные творит .. дождь на лице земли даёт и воды на лице полей посылает .. униженных на высоту поставляет и сетующие во спасение возносятся .. он замыслы коварных разрушает и их руки предприятия не довершают .. он мудрецов их же злобством уловляет и совет хитрых тщетным днём становится .. они тьму встречают и в полдень ощупью как ночью ходят .. он бедного от меча и от их рта и от руки сильного спасает и есть несчастному надежда и неправда свой рот затворяет .. блаженный человек которого Бог вразумляет и потому наказания Вседержителя не отвергай ведь он раны причиняет и сам он их обвязывает .. поражает и его же руки врачуют .. в шести бедах тебя спасёт и в седьмой тебя зло не коснётся .. во время голода тебя от смерти избавит и на войне от руки меча от бича языка себя укроешь и опустошения не убоишься когда оно придёт .. опустошению и голоду посмеёшься и зверей земли не убоишься ведь с камнями полевыми у тебя союз и звери полевые в мире с тобой и узнаешь что шатёр твой в безопасности и будешь смотреть за домом твоим и не нагрешишь и увидишь что семя твоё многочисленное и твои отрасли как трава на земле .. во гроб в зрелости войдёшь как в своё время снопы пшеницы укладываются .. вот что мы дознали .. так оно и есть .. это выслушай и для себя заметь и Иов отвечал и сказал .. о если бы верно взвешенными были мои вопли и вместе с ними положили на весы моё страдание .. оно верно перетянуло бы песок морей .. оттого слова мои неистовые ведь стрелы Вседержителя во мне и их яд мой дух пьёт .. ужасы Божии против меня ополчились .. ревёт ли .. дикий осёл на траве .. мычит ли .. бык у его месива .. едят ли .. безвкусное без соли и есть ли вкус в яичном белке .. до чего не хотела моя душа коснуться .. то мою отвратительную пищу составляет .. о когда бы моё желание сбылось и моё чаяние Бог исполнил .. о если бы Бог благоволил меня сокрушить .. свою руку простёр и меня сразил .. это было бы ещё мне отрадою и я бы крепился .. в моей беспощадной болезни ведь я изречений святого не отвергся .. что у меня за сила чтобы мне надеяться и какой конец чтобы мне мою жизнь длить .. твердость ли камней .. моя твердость и медь ли моё тело .. есть ли во мне для меня помощь и есть ли для меня какая опора .. к страждущему должное быть сожаление от его друга если только он страха к Вседержителю не оставил .. но мои неверные братья .. как поток .. как быстро текущие ручьи которые чёрные от льда и в которых снег скрывается когда становится тепло они умаляются а во время жары исчезают с мест своих уклоняют они направление путей своих заходят в пустыню и теряются смотрят на них дороги фемайские надеются на них пути савейские .. но остаются пристыженными в своей надежде приходят туда и от стыда краснеют так и вы теперь ничто увидели страшное и испугались говорил ли я дайте мне или от достатка вашего заплатите за меня и избавьте меня от руки врага и от руки мучителей выкупите меня научите меня и я замолчу укажите в чём я грешил как сильные слова правды но что доказывают обличения ваши вы придумываете речи для обличения на ветер пускаете слова ваши вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему но прошу вас взгляните на меня буду ли я говорить ложь перед лицем вашим пересмотрите есть ли неправда пересмотрите правда моя есть ли на языке моём неправда неужели гортань моя не может различить горечи не определённое ли человеку время на земле и его дни не то же ли что дни наемника как раб жаждёт тени и как наёмник ждёт окончания работы своей так я получил в удел месяцы суетные и ночи горестные отчисленные мне когда ложусь то говорю когда то встану а вечер длится и я ворочаюсь досыта до самого рассвета моё тело одето червями и пыльными струпами кожа моя лопается и гноится дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды вспомни что жизнь моя дуновение что мои глаза не возвратятся видеть доброе не увидит меня глаз видевшего меня глаза твои на меня и нет меня редеет облако и уходит так нисшедший в преисподнюю не выйдет не возвратится более в дом свой и его место не будет уже его знать не буду же я удерживать моего рта буду говорить в стеснении духа моего буду жаловаться в горести души моей разве я море или морское чудовище что ты поставил надо мной стражу когда подумаю утешит меня моя постель унесет мою горесть ложе моё ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня и душа моя желает лучше прекращения дыхания лучше смерти нежели сбережения костей моих опротивела мне жизнь не вечно жить мне отступи от меня ведь дни мои суета что такое человек что ты столько его ценишь и обращаешь на него твоё внимание его каждое утро посещаешь каждое мгновение его испытываешь до каких пор ты не оставишь до каких пор не отойдёшь от меня до каких пор не дашь мне проглотить слюну мою если я согрешил то что я сделаю тебе страж человеков зачем ты поставил меня противником себе так что я стал самому себе в тягость и зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего ведь я вот лягу в прахе завтра поищешь меня и меня нет и отвечал Вилдад Савхеянин и сказал долго ли ты будешь говорить так слова твоего рта бурный ветер неужели Бог извращает суд и Вседержитель превращает правду если сыновья твои нагрешили перед ним то он их и передал в руку их беззакония если же ты взыщешь Бога и помолишься Вседержителю и если ты чистый и правдивый то он сейчас же встанет над тобой и умиротворит жилище правды твоей и если вначале у тебя было мало то впоследствии будет весьма много ведь спроси у прежних родов и вникни в наблюдения их отцов а мы вчерашние и ничего не знаем потому что наши дни на земле тень вот они научат тебя скажут тебе и от сердца своего произнесут слова поднимается ли тростник без влаги растёт ли камыш без воды ещё он в свежести своей и не срезанный а прежде всякой травы засыхает таковые пути всех забывающих Бога и надежда лицемера погибнет его упование подсечённое и уверенность его дом паука обопрётся о дом свой и не устоит ухватится за него и не удержится зеленеет он перед солнцем за сад простираются его ветви в кучу камней вплетаются его корни между камнями врезываются .. но когда его вырвут с его места оно откажется от него я не видело тебя вот радость его пути а из земли вырастают другие видишь Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев он ещё наполнит смехом твой рот и твои губы радостным восклицанием ненавидящие тебя облекутся в стыд и шатра нечестивых не станет и отвечал Иов и сказал правда знаю что так но как оправдается человек перед Богом если захочет вступить с ним спор то не ответит ему не на одно из тысячи мудрый сердцем и могущий силой кто восставал против него и оставался в покое он передвигает горы и их не узнают он их превращает в гневе своём сдвигает землю с её места и её столбы дрожат скажет солнцу и не взойдёт и на звезды налагает печать он один распростирает небеса и ходит по высотам моря сотворил ас кесиль и хима и тайники юга делает великое неисследимое и чудное без числа вот он пройдёт передо мной и его не увижу пронесётся и его не замечу возьмёт и кто возбранит ему кто скажет ему что ты делаешь Бог не отвратит гнева своего перед ним падут поборники гордыни тем более могу ли я отвечать ему и приискивать себе слова перед ним хотя бы я и прав был но не буду отвечать а буду умолять судью моего если бы я воззвал и он ответил мне я не поверил бы что голос мой услышал тот кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны не даёт мне перевести духа но пресыщает меня горестями если действовать силой то он могущественный если судом кто сведёт меня с ним если я буду оправдываться то мой же рот обвинят меня если я невинен то он признает меня виновным я невинен не хочу знать души моей презираю жизнь мою всё одно поэтому я сказал что он губит и непорочного и виновного если этого поражает он бичом вдруг то пытке невинных посмевается земля отдана в руки нечестивых лица её судей он закрывает если не он то кто же дни мои быстрее гонца бегут не видят добра несутся как легкие ладьи как орёл стремится на добычу если сказать мне забуду я жалобы мои отложу мрачный вид свой и ободрюсь то трепещу всех страданий моих знающий что ты не объявишь меня невинным если же я виновен то для чего напрасно томлюсь хотя бы я омылся и снежной водой и совершенно очистил руки мои то и тогда ты погрузишь меня в грязь и возгнушаются мной одежды мои ведь он не человек как я чтоб я мог отвечать ему и идти вместе с ним на суд нет между нами посредника который положил бы руку свою на обоих нас да отстранит он от меня жезл свой и его страх пусть меня не ужасает и тогда я буду говорить и его не убоюсь ведь я не таковой сам в себе опротивела душе моей жизнь моя предамся печали моей буду говорить в горести души моей скажу Богу не обвиняй меня объяви мне за что ты со мной борешься хорошо ли для тебя что ты угнетаешь что презираешь дело рук твоих а на совет нечестивых посылаешь свет разве у тебя плотские очи и ты смотришь как смотрит человек разве дни твои как дни человека или лета твои как дни мужа что ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне хотя знаешь что я не беззаконник и что некому избавить меня от руки твоей твои руки трудились надо мной и образовали всего меня кругом и ты губишь меня вспомни что ты как глину обделал меня и в прах обращаешь меня не ты ли вылил меня как молоко и как творог сгустил меня кожей и плотью одел меня костями и жилами скрепил меня жизнь и милость даровал мне и попечение твое хранило дух мой но и то скрывал ты в сердце своём знаю что это было у тебя что если я нагрешу ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания если я виновен горе мне если и прав то не осмелюсь поднять головы моей я пресыщен унижением взгляни на моё бедствие оно увеличивается ты гонишься за мноё как лев и снова нападаешь на меня и чудным являешься во мне выводишь новых свидетелей твоих против меня усиливаешь гнев твой на меня и беды одни за другими ополчаются против меня и зачем ты вывел меня из чрева пусть бы я умер когда еще ничей глаз не видел меня пусть бы я как небывший из чрева перенесен был во гроб не малы ли дни мои оставь отступи от меня чтобы я немного ободрился прежде нежели отойду и уже не возвращусь в страну тьмы и сени смертной в страну мрака каков есть мрак тени смертной где нет устройства где темно как самая тьма и отвечал Софар Наамитянин и сказал разве на множество слов нельзя дать ответа и разве человек многоречивый прав пустословие твое заставит ли молчать мужей чтобы ты глумился и некому было постыдить тебя ты сказал суждение моё верное и чист я в очах твоих но если бы Бог возглаголал и отверз уста свои к тебе и открыл тебе тайны мудрости что тебе вдвое больше следовало бы понести итак знай что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению можешь ли ты исследованием найти Бога можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя он превыше небес что можешь сделать глубже преисподней что можешь узнать длиннее земли его мера и шире моря если он пройдёт и заключит кого в цепи и представит на суд то кто его отклонит ведь он знает людей лживых и видит беззаконие и оставит ли его без внимания но пустой человек мудрствует хотя человек рождается подобно дикому осленку если ты управишь сердце твоё и прострёшь к нему руки твои и если есть порок в руке твоей а ты его удалишь и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих то поднимешь незапятнанное твоё лицо и будешь твёрдым и не будешь бояться и тогда забудешь горе как о воде протекшей будешь вспоминать о нём и яснее полдня пойдет жизнь твоя просветлеешь как утро и будешь спокоен ведь есть надежда ты ограждённый и можешь спать безопасно будешь лежать и не будет устрашающего и многие будут заискивать у тебя а глаза беззаконных истают и убежище пропадёт уних и надежда их исчезнет и отвечал Иов и сказал подлинное только вы люди и с вами умрёт мудрость у меня есть сердце как у вас не ниже я вас и кто не знает того же посмешищем стал я для друга своего я который взывал к Богу и которому он отвечал посмешищем человек праведный непорочный так презренный по мыслям сидящего в покое факел приготовленный для спотыкающихся ногами покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога которые как бы Бога носят в руках своих и подлинно спроси у скота и научит тебя у птицы небесной и возвестит тебе или побеседуй с землею и наставит тебя и скажут тебе рыбы морские кто во всем этом не узнает что рука Господа сотворила сие в его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти не ухо ли разбирает слова и не язык ли распознает вкус пищи в старцах мудрость и в долголетних разум у него премудрость и сила его совет и разум что он разрушит то не построится кого он заключит тот не высвободится остановит воды и все высохнет пустит их и превратят землю у него могущество и премудрость пред ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их князей лишает достоинства и низвергает храбрых отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную умножает народы и истребляет их рассевает народы и собирает их отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне где нет пути ощупью ходят они во тьме без света и шатаются как пьяные вот все это видело око мое, слышало ухо мое и заметило для себя сколько знаете вы знаю и я не ниже я вас но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом а вы сплетчики лжи все вы бесполезные врачи о если бы вы только молчали это было бы вменено вам в мудрость выслушайте же рассуждения мои и вникните в возражение уст моих надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться хорошо ли будет когда Он испытает вас обманете ли его как обманывают человека строго накажет он вас хотя вы и скрытно лицемерите неужели величие его не устрашает вас и страх его не нападает на вас напоминания ваши подобны пеплу оплоты ваши оплоты глиняные замолчите предо мною и я буду говорить что бы ни постигло меня для чего мне терзать тело мое зубами моими и душу мою полагать в руку мою вот он убивает меня но я буду надеяться я желал бы только отстоять пути мои пред лицем его и это уже в оправдание мне потому что лицемер не пойдет пред лице Егов ыслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими вот я завел судебное дело знаю что буду прав кто в состоянии оспорить меня ведь я скоро умолкну и испущу дух двух только вещей не делай со мною и тогда я не буду укрываться от лица Твоего удали от меня руку Твою и ужас твой да не потрясает меня тогда зови и я буду отвечать или буду говорить я а ты отвечай мне сколько у меня пороков и грехов покажи мне беззаконие мое и грех мой для чего скрываешь лице твое и считаешь меня врагом тебе не сорванный ли листок ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь ведь ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей и ставишь в колоду ноги мои и подстерегаешь все стези мои гонишься по следам ног моих а он как гниль распадается как одежда изъеденная молью человек рожденный женою краткодневен и пресыщен печалями как цветок он выходит и опадает убегает как тень и не останавливается и на него то ты отверзаешь очи твои и меня ведешь на суд с тобою кто родится чистым от нечистого ни один если дни ему определены и число месяцев его у тебя если ты положил ему предел которого он не перейдет то уклонись от него пусть он отдохнет доколе не окончит как наемник дня своего для дерева есть надежда что оно если и будет срублено снова оживет и отрасли от него выходить не перестанут если и устарел в земле корень его и пень его замер в пыли но лишь почуяло воду оно дает отпрыски и пускает ветви как бы вновь посаженное а человек умирает и распадается отошел и где он уходят воды из озера и река иссякает и высыхает так человек ляжет и не станет до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего о если бы ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня пока пройдет гнев твой положил мне срок и потом вспомнил обо мне когда умрет человек то будет ли он опять жить во все дни определенного мне времени я ожидал бы пока придет мне смена воззвал бы ты и я дал бы тебе ответ и ты явил бы благоволение творению рук твоих ведь тогда ты исчислял бы шаги мои и не подстерегал бы греха моего в свитке было бы запечатано беззаконие мое и ты закрыл бы вину мою но гора падая разрушается и скала сходит с места своего вода стирает камни разлив ее смывает земную пыль так и надежду человека ты уничтожаешь теснишь его до конца и он уходит изменяешь ему лице и отсылаешь его в чести ли дети его он не знает унижены ли он не замечает но плоть его на нем болит и душа его в нем страдает и отвечал Елифаз Феманитянин и сказал станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим оправдываться словами бесполезными и речью не имеющею никакой силы да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу нечестие твое настроило так уста твои и ты избрал язык лукавых тебя обвиняют уста твои а не я и твой язык говорит против тебя разве ты первым человеком родился и прежде холмов создан разве совет Божий ты слышал и привлек к себе мудрость что знаешь ты чего бы не знали мы что разумеешь ты чего не было бы и у нас и седовласый и старец есть между нами днями превышающий отца твоего разве малость для тебя утешения Божии и это неизвестно тебе к чему порывает тебя сердце твое и к чему так гордо смотришь что устремляешь против Бога дух твой и устами твоими произносишь такие речи что такое человек чтоб быть ему чистым и чтобы рожденному женщиною быть праведным вот он и святым своим не доверяет и небеса нечисты в очах его тем больше нечист и растлен человек пьющий беззаконие как воду я буду говорить тебе слушай меня я расскажу тебе что видел что слышали мудрые и не скрыли слышанного от отцов своих которым одним отдана была земля и среди которых чужой не ходил нечестивый мучит себя во все дни свои и число лет закрыто от притеснителя звук ужасов в ушах его среди мира идет на него губитель он не надеется спастись от тьмы видит пред собою меч он скитается за куском хлеба повсюду знает что уже готов в руках у него день тьмы устрашает его нужда и теснота одолевает его как царь приготовившийся к битве за то что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю устремлялся против него с гордою выею под толстыми щитами своими потому что он покрыл лице свое жиром своим и обложил туком лядвеи свои и он селится в городах разоренных в домах в которых не живут которые обречены на развалины не пребудет он богатым и не уцелеет имущество его и не распрострется по земле приобретение его не уйдет от тьмы отрасли его иссушит пламя и дуновением уст своих увлечет его пусть не доверяет суете заблудший ведь суета будет и воздаянием ему не в свой день он скончается и ветви его не будут зеленеть сбросит он как виноградная лоза недозрелую ягоду свою и как маслина стряхнет цвет свой так опустеет дом нечестивого и огонь пожрет шатры мздоимства он зачал зло и родил ложь и утроба его приготовляет обман и отвечал Иов и сказал слышал я много такого жалкие утешители все вы будет ли конец ветреным словам и что побудило тебя так отвечать и я мог бы так же говорить как вы если бы душа ваша была на месте души моей ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею подкреплял бы вас языком моим и движением губ утешал бы говорю ли я не утоляется скорбь моя перестаю ли что отходит от меня но теперь он изнурил меня ты разрушил всю семью мою ты покрыл меня морщинами во свидетельство против меня восстает на меня изможденность моя в лицо укоряет меня его гнев терзает и враждует против меня скрежещет на меня зубами своими неприятель мой острит на меня глаза свои разинули на меня пасть свою ругаясь бьют меня по щекам все сговорились против меня предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня я был спокоен но он потряс меня взял меня за шею и избил меня и поставил меня целью для себя окружили меня его стрельцы он рассекает внутренности мои и не щадит пролил на землю желчь мою пробивает во мне пролом за проломом бежит на меня как ратоборец вретище сшил я на кожу мою и в прах положил голову мою лицо мое побагровело от плача и на веждах моих тень смерти при всем том что нет хищения в руках моих и молитва моя чиста земля не закрой моей крови и да не будет места воплю моему и вот теперь на небесах мой свидетель и заступник мой в вышних многоречивые друзья мои к Богу слезит око мое о если бы человек мог иметь состязание с Богом как сын человеческий с ближним своим ведь летам моим приходит конец и я отхожу в путь невозвратный дыхание мое ослабело дни мои угасают гробы предо мною если бы не насмешки их то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно заступись поручись сам за меня пред собою иначе кто поручится за меня ведь ты закрыл сердце их от разумения и потому не дашь восторжествовать им кто обрекает друзей своих в добычу у детей того глаза истают он поставил меня притчею для народа и посмешищем для него помутилось от горести око мое и все члены мои как тень изумятся о сем праведные и невинный вознегодует на лицемера но праведник будет крепко держаться пути своего и чистый руками будет больше и больше утверждаться выступайте все вы и подойдите не найду я мудрого между вами дни мои прошли думы мои достояние сердца моего разбиты а они ночь хотят превратить в день свет приблизить к лицу тьмы если бы я и ожидать стал то преисподняя дом мой во тьме постелю я постель мою гробу скажу ты отец мой червю ты мать моя и сестра моя где же после этого надежда моя и ожидаемое мною кто увидит в преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе и отвечал Вилдад Савхеянин и сказал когда же положите вы конец таким речам обдумайте и потом будем говорить зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших о ты раздирающий душу твою в гневе твоем неужели для тебя опустеть земле и скале сдвинуться с места своего да свет у беззаконного потухнет и не останется искры от его огня померкнет свет в его шатре и его светильник угаснет над ним сократятся шаги его могущества и низложит его собственный замысл ведь он попадет в сеть своими ногами и по тенетам ходить будет петля зацепит за его ногу и его грабитель уловит скрытно разложены по земле силки для него и западни на дороге со всех сторон будут страшить его ужасы и заставят его бросаться туда и сюда истощится от голода его сила и гибель готова сбоку у него съест члены его тела съест его члены первенец смерти изгнана будет из его шатра его надежда и это низведет его к царю ужасов поселятся в его шатре потому что он уже не его и его жилище посыпано будет серою снизу подсохнут его корни и сверху увянут его ветви память о нем исчезнет с земли и его имени не будет на площади изгонят его из света во тьму и сотрут его с лица земли не его сына не внука не будет в его народе и никого не останется в его жилищах о его дне ужаснутся потомки и современники будут объяты трепетом таковы жилища беззаконного и таково место того кто не знает Бога и отвечал Иов и сказал доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами вот уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня если я и действительно погрешил то погрешность моя при мне остается если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим то знайте что Бог ниспроверг меня и обложил меня своею сетью вот я кричу обида и никто не слушает вопию и нет суда он преградил мне дорогу и не могу пройти и на стези мои положил тьму совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей кругом разорил меня и я отхожу и как дерево он исторг надежду мою воспылал на меня гневом своим и считает меня между врагами своими его полки пришли вместе и направили путь свой ко мне и расположились вокруг шатра моего братьев моих он удалил от меня и знающие меня чуждаются меня покинули меня близкие мои и знакомые мои забыли меня пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня посторонним стал я в глазах их зову слугу моего и он не откликается устами моими я должен его умолять дыхание мое опротивело жене моей и я должен умолять ее ради детей чрева моего даже малые дети презирают меня поднимаюсь и они издеваются надо мною гнушаются мною все наперсники мои и те которых я любил обратились против меня кости мои прилипли к коже моей и плоти моей и я остался только с кожею около зубов моих помилуйте меня помилуйте меня вы друзья мои ведь рука Божия коснулась меня зачем и вы преследуете меня как Бог и плотью моею не можете насытиться о если бы записаны были слова мои если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом на вечное время на камне вырезаны были а я знаю искупитель мой жив и он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию и я во плоти моей узрю Бога я узрю его сам мои глаза не глаза другого его увидят истаевает сердце мое в груди моей вам надлежало бы сказать зачем мы его преследуем как будто корень зла найден во мне убойтесь меча потому что меч есть отмститель неправды и знайте что есть суд и отвечал Софар Наамитянин и сказал размышления мои побуждают меня отвечать и я поспешаю выразить их упрек позорный для меня выслушал я и дух разумения моего ответит за меня разве ты не знаешь что от века с того времени, как поставлен человек на земле веселье беззаконных кратковременно и радость лицемера мгновенна хотя бы возросло до небес его величие и его голова касалась облаков как его помет на веки он пропадает его видевшие скажут где он как сон улетит и его не найдут и как ночное видение исчезнет его глаз и его видевший больше его не увидит и уже не усмотрит его место его сыновья будут заискивать у нищих и его руки возвратят похищенное им его кости наполнены грехами его юности и с ним лягут они в прах если сладко в его рту зло и он таит его под языком своим бережет и его не бросает а держит его в устах своих то эта его пища в его утробе превратится в желчь аспидов внутри его имение которое он глотал изблюет Бог егоисторгнет из его чрева его змеиный яд он сосет умертвит его язык ехидны не видать ему ручьев рек текущих медом и молоком нажитое трудом возвратит не проглотит по мере его имения будет и его расплата а он не порадуется потому что он угнетал отсылал бедных захватывал домы которых не строил не знал сытости во чреве своем и в жадности своей не щадил ничего ничего не спаслось от его обжорства зато не устоит его счастье в полноте изобилия будет тесно ему всякая рука обиженного поднимется на него когда будет чем наполнить его утробу он пошлет на него ярость гнева своего и одождит на него болезни в его тело убежит ли он от оружия железного пронзит его лук медный станет вынимать стрелу и она выйдет из тела выйдет сверкая сквозь его желчь ужасы смерти найдут на него все мрачное сокрыто внутри его будет пожирать его огонь никем не раздуваемый зло постигнет и оставшееся в его шатре небо откроет его беззаконие и земля восстанет против него исчезнет стяжание его дома все расплывется в день его гнева вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие определенное ему Вседержителем и отвечал Иов и сказал выслушайте внимательно речь мою и это будет мне утешением от вас потерпите меня и я буду говорить а после того как поговорю насмехайся разве к человеку речь моя как же мне и не малодушествовать посмотрите на меня и ужаснитесь и положите перст на уста лишь только я вспомню содрогаюсь и трепет объемлет тело мое почему беззаконные живут достигают старости да и силами крепки дети их с ними перед лицем их и внуки их перед глазами их домы их безопасны от страха и нет жезла Божия на них вол их оплодотворяет и не извергает корова их зачинает и не выкидывает как стадо выпускают они малюток своих и дети их прыгают восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю а между тем они говорят Богу отойди от нас не хотим мы знать путей твоих что Вседержитель чтобы нам служить ему и что пользы прибегать к нему видишь счастье их не от их рук совет нечестивых будь далек от меня часто ли угасает светильник у беззаконных и находит на них беда и он дает им в удел страдания во гневе своем они должны быть как соломинка пред ветром и как плева уносимая вихрем скажешь Бог бережет для его детей его несчастье пусть воздаст он ему самому чтобы он это знал пусть его глаза увидят его несчастье и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева ведь какая ему забота до дома своего после него когда число его месяцев кончится но Бога ли учить мудрости когда он судит и горних один умирает в самой полноте сил своих совершенно спокойный и мирный внутренности его полны жира и кости его напоены мозгом а другой умирает с душею огорченною не вкусив добра и они вместе будут лежать во прахе и червь их покроет знаю я ваши мысли и ухищрения какие вы против меня сплетаете вы скажете где дом князя и где шатер в котором жили беззаконные разве вы не спрашивали у путешественников и незнакомы с их наблюдениями что в день погибели пощажен бывает злодей в день гнева отводится в сторону кто представит ему пред лице его путь и кто воздаст ему за то что он делал его провожают ко гробам и на его могиле ставят стражу сладки для него глыбы долины и за ним идет толпа людей а идущим перед ним нет числа как же вы хотите утешать меня пустым в ваших ответах остается одна ложь и отвечал Елифаз Феманитянин и сказал разве может человек доставлять пользу Богу разумный доставляет пользу себе самому что за удовольствие Вседержителю что ты праведен и будет ли ему выгода от того что ты содержишь пути твои в непорочности неужели он боясь тебя вступит с тобою в состязание пойдет судиться с тобою верно злоба твоя велика и беззакониям твоим нет конца верно ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе а человеку сильному ты давал землю и сановитый селился на ней вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками за то вокруг тебя петли и возмутил тебя неожиданный ужас или тьма в которой ты ничего не видишь и множество вод покрыло тебя не превыше ли небес Бог посмотри вверх на звезды как они высоко и ты говоришь что знает Бог может ли он судить сквозь мрак облака его завеса так что он не видит а ходит только по небесному кругу неужели ты держишься пути древних по которому шли люди беззаконные которые преждевременно были истреблены когда вода разлилась под основание их они говорили Богу отойди от нас и что сделает им Вседержитель а он наполнял домы их добром но совет нечестивых будь далек от меня видели праведники и радовались и непорочный смеялся им враг наш истреблен а оставшееся после них пожрал огонь зблизься же с Ним и будешь спокоен через это придет к тебе добро прими из его рта закон и положи его слова в сердце твое если ты обратишься к Вседержителю то вновь устроишься удалишь беззаконие от шатра твоего и будешь вменять в прах блестящий металл и в камни потоков золото офирское и будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя ведь тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое ему помолишься и он услышит тебя и ты исполнишь обеты твои положишь намерение и оно состоится у тебя и над путями твоими будет сиять свет когда кто уничижен будет ты скажешь возвышение и он спасет поникшего лицем избавит и небезвинного и он спасется чистотою рук твоих и отвечал Иов и сказал еще и ныне горька речь моя страдания мои тяжелее стонов моих о если бы я знал где его найти и мог подойти к его престолу я изложил бы перед ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями узнал бы слова какими он ответит мне и понял бы что он скажет мне неужели он в полном могуществе стал бы состязаться со мною о нет пусть он только обратил бы внимание на меня тогда праведник мог бы состязаться с Ним и я навсегда получил бы свободу от судии моего но вот я иду вперед и его нет назад и не его нахожу делает ли он что на левой стороне я не вижу скрывается ли на правой не усматриваю но он знает путь мой пусть испытает меня выйду как золото нога моя твердо держится его стези и его пути я хранил и не уклонялся от заповеди его рта не отступал глаголы его рта хранил больше нежели мои правила но он тверд и кто его отклонит он делает чего хочет его душа так он выполнит положенное мне и подобного этому много у него поэтому я трепещу перед его лицем размышляю и его страшусь Бог расслабил сердце мое и Вседержитель устрашил меня зачем я не уничтожен прежде этой тьмы и он не сокрыл мрака от лица моего почему не сокрыты от Вседержителя времена и его знающие не видят его дней межи передвигают угоняют стада и пасут у себя у сирот уводят осла у вдовы берут в залог вола бедных сталкивают с дороги все уничиженные земли принуждены скрываться вот они как дикие ослы в пустыне выходят на дело свое вставая рано на добычу степь дает хлеб для них и для их детей жнут они на поле не своем и собирают виноград у нечестивца нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже мокнут от горных дождей и не имея убежища жмутся к скале отторгают от сосцов сироту и с нищего берут залог заставляют ходить нагими без одеяния и голодных кормят колосьями между стенами выжимают масло оливковое топчут в точилах и жаждут в городе люди стонут и душа убиваемых вопит и Бог не воспрещает того есть из них враги света не знают его путей и не ходят по его стезям с рассветом встает убийца умерщвляет бедного и нищего а ночью бывает вором и око прелюбодея ждет сумерков говоря ничей глаз не увидит меня и закрывает лице в темноте подкапываются под домы которые днем они заметили для себя не знают света потому что для них утро смертная тень так как они знакомы с ужасами смертной тени легок такой на поверхности воды проклята часть его на земле и не смотрит он на дорогу садов виноградных засуха и жара поглощают снежную воду так преисподняя грешников пусть забудет его утроба матери пусть лакомится им червь пусть не остается о нем память как дерево пусть сломится беззаконник который угнетает бездетную не рождавшую и вдове не делает добра он и сильных увлекает своею силою он встает и никто не уверен за жизнь свою а он дает ему все для безопасности и он на то опирается и его глаза видят пути их поднялись высоко и вот их нет падают и умирают как и все и как верхушки колосьев срезываются если это не так кто обличит меня во лжи и в ничто обратит речь мою и отвечал Вилдад Савхеянин и сказал держава и страх у него он творит мир на высотах своих есть ли счет его воинствам и над кем не восходит его свет и как человеку быть правым перед Богом и как быть чистым рожденному женщиною вот даже луна и та несветла и звезды нечисты перед его глазами тем менее человек который есть червь и сын человеческий который есть моль и отвечал Иов и сказал как ты помог бессильному поддержал мышцу немощного какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело кому ты говорил эти слова и чей дух исходил из тебя рефаимы трепещут под водами и живущие в них преисподняя обнажена пред ним и нет покрывала аваддону он распростёр север над пустотою повесил землю ни на чем он заключает воды в облаках своих и облако не расседается под ними он поставил престол свой распростёр над ним облако своё черту провёл над поверхностью воды до границ света со тьмою столпы небес дрожат и ужасаются от его грозы силою своею волнует море и разумом своим сражает его дерзость от его духа великолепие неба его рука образовала быстрого скорпиона вот это части его путей и как мало мы слышали о нём а гром его могущества кто может уразуметь и продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал живой Бог лишивший меня суда и Вседержитель огорчивший душу мою что до каких пор ещё моё дыхание во мне и дух Божий в ноздрях моих не скажет рот мой неправды и язык мой не произнесёт лжи далек я от того чтобы признать вас справедливыми пока не умру не уступлю непорочности моей крепко держал я правду мою и её не опущу и не укорит меня моё сердце во все мои дни мой враг будет как нечестивец и восстающий на меня как беззаконник ведь какая надежда лицемеру когда возьмёт когда исторгнет Бог его душу услышит ли Бог его вопль когда придёт на него беда будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время возвещу вам что в руке Божией что у Вседержителя не скрою вот все вы и сами видели и для чего вы столько пустословите вот доля человеку беззаконному от Бога и наследие какое получают от Вседержителя притеснители если умножаются его сыновья то под меч и его потомки не насытятся хлебом оставшихся по нем смерть низведёт во гроб и вдовы их не будут плакать если он наберёт кучи серебра как праха и наготовит одежд как брение то он наготовит а одеваться будет праведник и серебро получит себе на долю беспорочный он строит как моль свой дом и как сторож делает себе шалаш ложится спать богачом и таким не встанет открывает глаза свои и он уже не тот как воды его постигнут ужасы в ночи похитит его буря поднимет его восточный ветер и понесёт и он быстро побежит от него устремится на него и не пощадит как бы он ни силился убежать от его руки всплеснут о нём руками и посвищут над ним с его места так у серебра есть источная жила и у золота место где его плавят железо получается из земли из камня выплавляется медь человек полагает предел тьме и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной вырывают рудокопный колодезь в местах забытых ногою спускаются вглубь висят и зыблются вдали от людей земля на которой вырастает хлеб внутри изрыта как бы огнем камни её место сапфира и в ней песчинки золота стези туда не знает хищная птица и не видал её глаз коршуна не попирали её скимны и не ходил по ней шакал на гранит налагает он руку свою с корнем опрокидывает горы в скалах просекает каналы и все драгоценное видит его глаз останавливает течение потоков и сокровенное выносит на свет но где мудрость обретается и где место разума не знает человек цены её и она не обретается на земле живых бездна говорит не во мне она и море говорит не у меня не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра не оценивается она золотом офирским ни драгоценным ониксом ни сапфиром не равняется с нею золото и кристалл и её не выменяешь на сосуды из чистого золота а о кораллах и жемчуге и упоминать нечего и приобретение мудрости выше рубинов не равняется с нею топаз ефиопский чистым золотом не оценивается она откуда же исходит мудрость и где место разума сокрытая она от глаз всего живущего и от птиц небесных утаеная аваддон и смерть говорят ушами нашими слышали мы слух о ней Бог знает её путь и он ведает её место потому что он прозирает до концов земли и видит под всем небом когда он ветру полагал вес и располагал воду по мере когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной и тогда он её видел и её явил её приготовил и еще её испытал и сказал человеку вот страх Господень есть истинная мудрость и удаление от зла разум и продолжал Иов возвышенную речь свою и сказал о если бы я был как в прежние месяцы как в те дни когда Бог хранил меня и когда его светильник светил над головою моею и я при его свете ходил среди тьмы как был я во дни молодости моей когда милость Божия была над шатром моим когда еще Вседержитель был со мною и дети мои вокруг меня когда пути мои обливались молоком и скала источала для меня ручьи елея когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое юноши увидевшие меня прятались а старцы вставали и стояли князья удерживались от речи и пальцы на свои рты полагали голос знатных умолкал и их язык прилипал к их гортани ухо слышавшее меня ублажало меня око видевшее восхваляло меня потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного благословение погибавшего приходило на меня и сердцу вдовы доставлял я радость я облекался в правду и суд мой одевал меня как мантия и увясло я был глазами слепому и ногами хромому отцом был я для нищих и тяжбу которой я не знал разбирал внимательно сокрушал я беззаконному челюсти и его из зубов исторгал похищенное и говорил я в гнезде моём скончаюсь и дни мои будут многи как песок корень мой открыт для воды и роса ночует на ветвях моих слава моя не стареет лук мой крепок в руке моей внимали мне и ожидали и безмолвствовали при совете моем после слов моих уже не рассуждали речь моя капала на них ждали меня как дождя и как дождю позднему открывали свои рты бывало им улыбнусь они не верят и света лица моего они не помрачали я им назначал пути и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов как утешитель плачущих а теперь смеются надо мною младшие меня летами те которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих и сила рук их к чему мне над ними уже прошло время бедностью и голодом истощенные они убегают в степь безводную мрачную и опустевшую щиплют зелень подле кустов и ягоды можжевельника их хлеб из общества их изгоняют кричат на них как на воров чтобы жили они в рытвинах потоков в ущельях земли и утесов ревут между кустами жмутся под терном люди отверженные люди без имени отребье их земли то сделался я теперь песнью и пищею их разговора они гнушаются мною удаляются от меня и не удерживаются плевать перед лицем моим так как он развязал повод мой и поразил меня то они сбросили с себя узду перед лицем моим с правого боку встает это исчадие сбивает меня с ног направляет гибельные свои пути ко мне мою стезю испортили всё успели сделать к моей погибели не имеющие помощника они пришли ко мне как сквозь широкий пролом с шумом бросились на меня ужасы устремились на меня как ветер развеялось моё величие и моё счастье унеслось как облако и теперь изливается моя душа во мне дни скорби объяли меня ночью ноют во мне мои кости и мои жилы не имеют покоя с великим трудом снимается с меня одежда моя края хитона моего жмут меня он бросил меня в грязь и я стал как прах и пепел я взываю к тебе и ты не внимаешь мне стою а ты только смотришь на меня ты сделался жестоким ко мне крепкою рукою враждуешь против меня ты поднял меня и заставил меня носиться по ветру и сокрушаешь меня так я знаю что ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живущих верно он не прострет руки своей на дом костей будут ли они кричать при своём разрушении не плакал ли я о том кто был в горе не скорбела ли моя душа о бедных когда я чаял добра пришло зло когда ожидал света пришла тьма мои внутренности кипят и не перестают встретили меня дни печали я хожу почернелый но не от солнца встаю в собрании и кричу я стал братом шакалам и другом страусам моя кожа почернела на мне и мои кости обгорели от жара и цитра моя сделалась унылою и свирель моя голосом плачевным завет положил я с глазами моими чтобы не помышлять мне о девице какая же участь мне от Бога свыше и какое наследие от Вседержителя с небес не для нечестивого ли гибель и не для делающего ли зло напасть не видел ли он путей моих и не считал ли всех моих шагов если я ходил в суете и если моя нога спешила на лукавство пусть взвесят меня на весах правды и Бог узнает мою непорочность если мои стопы уклонялись от пути и сердце мое следовало за глазами моими и если что либо нечистое пристало к рукам моим то пусть я сею а другой ест и пусть мои отрасли искоренёнными будут если моё сердце прельщалось женщиною и я строил ковы у дверей моего ближнего пусть моя жена мелет на другого и пусть другие издеваются над нею потому что это преступление это беззаконие подлежащее суду это огонь поядающий до истребления который искоренил бы всё моё добро если я пренебрегал правами слуги и служанки моей когда они имели спор со мною то что стал бы я делать когда бы Бог восстал и когда бы он взглянул на меня что мог бы я отвечать ему не он ли который создал меня в теле создал и его и равно образовал нас в теле отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы один ли я съедал мой кусок и не ел ли от него и сирота ведь он с детства рос со мною как с отцом и от тела моей матери я руководил вдову если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова не благословляли ли меня его бёдра и не был ли он согрет шерстью моих овец если я поднимал мою руку на сироту когда видел помощь себе у ворот то пусть плечо мое отпадет от спины и рука моя пусть отломится от локтя ведь страшно для меня наказание от Бога перед его величием не устоял бы я полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу ты надежда моя радовался ли я что богатство мое было велико и что рука моя приобрела много смотря на солнце как оно сияет и на луну как она величественно шествует прельстился ли я в тайне сердца моего и целовали ли уста мои руку мою это также было бы преступление подлежащее суду потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли когда несчастье его постигало не позволял я устам моим грешить проклятием его души не говорили ли люди шатра моего о если бы мы от его мяс не насытились странник не ночевал на улице двери мои я отворял прохожему если бы я скрывал проступки мои как человек утаивая в груди моей пороки мои то я боялся бы большого общества и презрение одноплеменников страшило бы меня и я молчал бы и не выходил бы за двери о если бы кто выслушал меня вот мое желание чтобы Вседержитель отвечал мне и чтобы защитник мой составил запись я носил бы ее на плечах моих и возлагал бы ее как венец объявил бы ему число шагов моих сблизился бы с ним как с князем если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня её борозды если я ел плоды ее без платы и отягощал жизнь земледельцев то пусть вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь слова Иова кончились когда те три мужа перестали отвечать Иову потому что он был прав в глазах своих тогда воспылал гнев Елиуя сына Варахиилова Вузитянина из племени Рамова воспылал его гнев на Иова за то что он оправдывал себя больше нежели Бога а на трех друзей его воспылал гнев его за то что они не нашли что отвечать а между тем обвиняли Иова Елиуй ждал пока Иов говорил потому что они его летами были старше когда же Елиуй увидел что нет ответа в устах тех трех мужей тогда воспылал его гнев и отвечал Елиуй сын Варахиилов Вузитянин и сказал я молод летами а вы старцы поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение я говорил сам себе пусть говорят дни и многолетие поучает мудрости но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение не многолетние только мудры и не старики разумеют правду поэтому я говорю выслушайте меня объявлю вам мое мнение и я вот я ожидал слов ваших вслушивался в суждения ваши доколе вы придумывали что сказать пристально смотрел на вас и вот никто из вас не обличает Иова и не отвечает на его слова не скажите мы нашли мудрость Бог его опровергнет а не человек если бы он обращал слова свои ко мне то я не вашими речами ему отвечал бы испугались не отвечают более перестали говорить и как я ждал а они не говорят остановились и не отвечают более то и я отвечу с моей стороны объявлю мое мнение и я ведь я полон речами и дух во мне теснит меня вот моё тело как вино неоткрытое оно готовое прорваться подобно новым мехам поговорю и будет легче мне открою уста мои и отвечу на лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану потому что я не умею льстить сейчас убей меня Творец мой итак слушай Иов речи мои и внимай всем словам моим вот я мой рот открываю язык мой говорит в гортани моей слова мои от искренности моего сердца и мои губы произнесут знание чистое дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь если можешь отвечай мне и стань передо мною вот я по желанию твоему вместо Бога я образован также из брения поэтому страх передо мною не может смутить тебя и рука моя не будет тяжела для тебя ты говорил в уши мои и я слышал звук слов чист я без порока невинен я и нет во мне неправды а он нашел обвинение против меня и считает меня своим противником поставил ноги мои в колоду наблюдает за всеми путями моими вот в этом ты неправ отвечаю тебе потому что Бог выше человека для чего тебе состязаться с ним он не дает отчета ни в каких делах своих Бог говорит однажды и если того не заметят в другой раз во сне в ночном видении когда сон находит на людей во время дремоты на ложе тогда он открывает у человека ухо и запечатлевает свое наставление чтобы отвести человека от какого либо предприятия и удалить от него гордость чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи тело на нем пропадает так что её не видно и показываются его кости которых не было видно и душа его приближается к могиле и его жизнь к смерти если есть у него ангел наставник один из тысячи чтобы показать человеку прямой путь его Бог умилосердится над ним и скажет освободи его от могилы я нашел умилостивление тогда тело его сделается свежее нежели в молодости он возвратится к дням юности своей будет молиться Богу и он милостив к нему с радостью взирает на его лицо и возвращает человеку его праведность он будет смотреть на людей и говорить грешил я и превращал правду и не воздано мне он освободил душу мою от могилы и жизнь моя видит свет вот все это делает Бог два три раза с человеком чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых внимай Иов слушай меня молчи и я буду говорить если имеешь что сказать отвечай говори потому что я желал бы твоего оправдания если же нет то слушай меня молчи и я научу тебя мудрости и продолжал Елиуй и сказал выслушайте мудрые речь мою и приклоните ко мне ухо рассудительные потому что ухо разбирает слова как гортань различает вкус в пище установим между собою рассуждение и распознаем что хорошо вот Иов сказал я прав но Бог лишил меня суда должен ли я лгать на правду мою моя рана неисцелима без вины есть ли такой человек как Иов который пьет глумление как воду вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми потому что он сказал нет пользы для человека в благоугождении Богу итак послушайте меня мужи мудрые не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие потому что он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему истинно Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда кто кроме Его промышляет о земле и кто управляет всею вселенною если бы он обратил сердце свое к себе и взял к себе дух ее и дыхание ее вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах итак если ты имеешь разум то слушай это и внимай словам моим ненавидящий правду может ли владычествовать и можешь ли ты обвинить Всеправедного можно ли сказать царю ты нечестивец и князьям вы беззаконники но он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному потому что все они дело его рук внезапно они умирают среди ночи народ возмутится и они исчезают и сильных изгоняют не силою потому что его глаза над путями человека и он видит все его шаги нет тьмы ни тени смертной где могли бы укрыться делающие беззаконие потому он уже не требует от человека чтобы шел на суд с Богом он сокрушает сильных без исследовании и поставляет других на их места потому что он делает известными их дела и низлагает их ночью и они истребляются он поражает их как беззаконных людей перед глазами других за то что они отвратились от него и не уразумели всех его путей так что дошел до него вопль бедных и он услышал стенание угнетенных дарует ли он тишину кто может возмутить скрывает ли он лице свое кто может его увидеть будет ли это для народа или для одного человека чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа к Богу должно говорить я потерпел больше не буду грешить а чего я не знаю ты научи меня и если я сделал беззаконие больше не буду по твоему ли рассуждению он должен воздавать и как ты отвергаешь то тебе следует избирать а не мне говори что знаешь люди разумные скажут мне и муж мудрый слушающий меня Иов не умно говорит и его слова не со смыслом я желал бы чтобы Иов вполне был испытан по его ответам свойственным людям нечестивым иначе он ко греху своему прибавит отступление будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога и продолжал Елиуй и сказал считаешь ли ты справедливым что сказал я правее Бога ты сказал что пользы мне и какую прибыль я имел бы пред тем как если бы я и грешил я отвечу тебе и твоим друзьям с тобою взгляни на небо и смотри воззри на облака они выше тебя если ты грешишь что делаешь ты ему и если преступления твои умножаются что причиняешь ты ему если ты праведен что даешь ему или что получает он от руки твоей нечестие твое относится к человеку как ты и праведность твоя к сыну человеческому от множества притеснителей стонут притесняемые и от руки сильных вопиют но никто не говорит где Бог Творец мой который дает песни в ночи который научает нас более нежели скотов земных и вразумляет нас более нежели птиц небесных там они вопиют и он не отвечает им по причине гордости злых людей но неправда что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это хотя ты сказал что ты не видишь его но суд перед ним и его жди но теперь потому что его гнев его не посетил и он не познал его во всей строгости Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова и продолжал Елиуй и сказал подожди меня немного и я покажу тебе что я имею еще что сказать за Бога начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость потому что слова мои точно не ложь перед тобою совершенный в познаниях вот Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным он не отвращает очей своих от праведников но с царями навсегда посаждает их на престоле и они возвышаются если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия то он указывает им на их дела и на их беззакония потому что умножились и открывает их ухо для вразумления и им говорит чтоб они отстали от нечестия если послушают и будут служить ему то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости если же не послушают то погибнут от стрелы и умрут в неразумии но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к нему когда он заключает их в цепи поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками он спасает бедного от его беды и в угнетении открывает его ухо и тебя вывел бы он из тесноты на простор где нет стеснения и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком но ты преисполнен суждениями нечестивых суждение и осуждение близки да не поразит тебя гнев Божий наказанием большой выкуп не спасет тебя даст ли он какую цену твоему богатству нет ни золоту и никакому сокровищу не желай той ночи когда народы истребляются на своем месте берегись не склоняйся к нечестию которое ты предпочел страданию Бог высок могуществом своим и кто такой как он наставник кто укажет ему его путь кто может сказать ты поступаешь несправедливо помни о том чтобы превозносить его дела которые люди видят все люди могут их видеть человек может усматривать их издали вот Бог велик и мы не можем его познать число лет его неисследимо он собирает капли воды они во множестве изливаются дождем из облаков каплют и изливаются обильно на людей кто может также постигнуть протяжение облаков треск его шатра вот он распространяет над ним свет свой и покрывает дно моря оттуда он судит народы дает пищу в изобилии он сокрывает в дланях своих молнию и повелевает ей кого разить треск ее дает знать о ней скот также чувствует происходящее и от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего слушайте слушайте его голос и гром исходящий из уст его под всем небом его раскат и его блистание до краев земли за ним гремит глас гремит он гласом величества своего и его не останавливает когда его голос услышан дивно гремит Бог гласом своим делает дела великие для нас непостижимые потому что снегу он говорит будь на земле равно мелкий дождь и большой дождь в его власти он полагает печать на руку каждого человека чтобы все люди знали его дело тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах от юга приходит буря от севера стужа от дуновения Божия происходит лед и поверхность воды сжимается также влагою он наполняет тучи и облака сыплют его свет и они направляются по его намерениям чтоб исполнить то что он повелит им на лице обитаемой земли он повелевает им идти или для наказания или в благоволение или для помилования внимай этому Иов стой и разумевай чудные дела Божии знаешь ли как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака своего разумеешь ли равновесие облаков чудное дело совершеннейшего в знании как нагревается твоя одежда когда он успокаивает землю от юга ты ли с ним распростер небеса твердые как литое зеркало научи нас что ему сказать мы в этой тьме ничего не можем сообразить будет ему ли возвещено что я говорю сказал ли кто что сказанное ему доносится теперь не видно яркого света в облаках но пронесется ветер и их расчистит ветлая погода приходит от севера и окрест Бога страшное великолепие Вседержитель мы его не постигаем он велик силою судом и полнотою правосудия он никого не угнетает потому да благоговеют пред ним люди и да трепещут пред ним все мудрые сердцем Господь отвечал Иову из бури и сказал кто этот омрачающий провидение словами без смысла теперь твои бёдра как мужчина препояшь я буду спрашивать тебя и ты объясняй мне где был ты когда я полагал основания земли скажи если знаешь кто положил ей меру если знаешь или кто протягивал по ней вервь на чем утверждены её основания или кто положил краеугольный её камень при общем ликовании утренних звезд когда все сыны Божии восклицали от радости кто затворил море воротами когда оно исторглось вышло как бы из чрева когда я облака сделал одеждою его и мглу его пеленами и утвердил ему мое определение и поставил запоры и ворота и сказал доселе дойдешь и не перейдешь и здесь предел надменным волнам твоим давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре её место чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых чтобы земля изменилась как глина под печатью и стала как разноцветная одежда и чтобы отнялся у нечестивых их свет и дерзкая рука их сокрушилась нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны отворялись ли для тебя врата смерти и видел ли ты врата тени смертной обозрел ли ты широту земли объясни если знаешь все это где путь к жилищу света и где место тьмы ты конечно доходил до её границ и знаешь стези к её дому ты знаешь это потому что ты был уже тогда рожден и число дней твоих очень велико входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града которые берегу я на время смутное на день битвы и войны по какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии чтобы шел дождь на землю безлюдную на пустыню где нет человека чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию есть ли у дождя отец или кто рождает капли росы из чьего чрева выходит лед и иней небесный кто его рождает воды как камень крепнут и поверхность бездны замерзает можешь ли ты связать узел хима и разрешить цепи кесиль можешь ли выводить созвездия в свое время и вести ас с её детьми знаешь ли ты уставы неба можешь ли установить его господство на земле можешь ли возвысить голос твой к облакам чтобы вода в обилии покрыла тебя можешь ли посылать молнии и пойдут ли они и скажут ли тебе вот мы кто вложил мудрость в сердце или кто дал смысл разуму кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде кто приготовляет ворону его корм когда его птенцы кричат к Богу бродя без пищи знаешь ли ты время когда рождаются дикие козы на скалах и замечал ли роды ланей можешь ли расчислить месяцы их беременности и знаешь ли время их родов они изгибаются рождая детей своих выбрасывая свои ноши их дети приходят в силу растут на поле уходят и не возвращаются к ним кто пустил дикого осла на свободу и кто разрешил цепи онагру которому степь я назначил домом и солончаки жилищем он посмевается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика по горам ищет себе пищи и гоняется за всякою зеленью захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих можешь ли веревкою привязать единорога к борозде и станет ли он боронить за тобою поле понадеешься ли на него потому что у него сила велика и предоставишь ли ему работу твою поверишь ли ему что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу он оставляет яйца свои на земле и на песке их согревает и забывает что нога может их раздавить и полевой зверь может их растоптать он жесток к детям своим как бы не своим и не опасается что его труд будет напрасен потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла а когда поднимется на высоту посмевается коню и его всаднику ты ли дал коню силу и облёк его шею гривою можешь ли ты его испугать как саранчу храпение его ноздрей ужас роет ногою землю и восхищается силою идёт навстречу оружию он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча колчан звучит над ним сверкает копье и дротик в порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы при трубном звуке он издает голос гу гу и издалека чует битву громкие голоса вождей и крик твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень по твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое он живет на скале и ночует на зубце утесов и на местах неприступных оттуда высматривает себе пищу глаза его смотрят далеко птенцы его пьют кровь и где труп там и он и продолжал Господь и сказал Иову будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить обличающий Бога пусть ему отвечает и отвечал Иов Господу и сказал вот я ничтожен что буду я отвечать тебе руку мою полагаю на уста мои однажды я говорил теперь отвечать не буду даже дважды но более не буду и отвечал Господь Иову из бури и сказал твои бёдра как муж препояшь я буду спрашивать тебя а ты объясняй мне ты хочешь ниспровергнуть суд мой обвинить меня чтобы оправдать себя такая ли у тебя мышца как у Бога и можешь ли возгреметь голосом как он укрась же себя величием и славою облекись в блеск и великолепие излей ярость гнева твоего посмотри на все гордое и его смири взгляни на всех высокомерных и их унизь и сокруши нечестивых на их местах зарой их всех в землю и их лица покрой тьмою тогда и я признаю что десница твоя может спасать тебя вот бегемот которого я создал как и тебя он ест траву как вол вот его сила в его чреслах его крепость в мускулах его тела поворачивает хвостом своим как кедром жилы же на бедрах его переплетены ноги у него как медные трубы кости у него как железные прутья это верх путей Божиих только его сотворивший может приблизить к нему меч свой горы приносят ему пищу и там все звери полевые играют он ложится под тенистыми деревьями под кровом тростника и в болотах тенистые дерева покрывают его своею тенью ивы при ручьях его окружают вот он пьет из реки и не торопится остается спокоен хотя бы иордан устремился ко его рту возьмет ли его кто в его глазах и проколет ли ему нос багром можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за его язык вденешь ли кольцо в его ноздри проколешь ли иглою его челюсть будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко сделает ли он договор с тобою и возьмешь его ли навсегда себе в рабы станешь ли забавляться им как птичкою и свяжешь ли его для девочек твоих будут ли продавать его товарищи ловли разделят ли его между хананейскими купцами можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою клади на него руку твою и помни о борьбе вперед не будешь надежда тщетна не упадешь ли от одного его взгляда нет столь отважного который осмелился бы его потревожить кто же может устоять перед моим лицем кто предварил меня чтобы мне ему воздавать под всем небом все моё не умолчу о его членах о силе и красивой их соразмерности кто может открыть верх его одежды кто подойдет к двойным его челюстям кто может отворить двери его лица круг его зубов ужас крепкие его щиты великолепие они скреплены как бы твердою печатью один к другому прикасается близко так что и воздух не проходит между ними один с другим лежат плотно сцепились и не раздвигаются от его чихания показывается свет глаза у него как ресницы зари из пасти его выходят пламенники выскакивают огненные искры из ноздрей его выходит дым как из кипящего горшка или котла его дыхание раскаляет угли и из его пасти выходит пламя на его шее обитает сила и перед ним бежит ужас мясистые части его тела сплочены между собою твердо не дрогнут его cердце твердо как камень и жестко как нижний жернов когда он поднимается силачи в страхе совсем теряются от ужаса меч его коснувшийся не устоит ни копье ни дротик ни латы железо он считает за солому медь за гнилое дерево дочь лука не обратит его в бегство пращные камни обращаются для него в плеву булава считается у него за соломину свисту дротика он смеется под ним острые камни и он на острых камнях лежит в грязи он кипятит пучину как котел и море претворяет в кипящую мазь оставляет за собою светящуюся стезю бездна кажется сединою нет на земле подобного ему он сотворен бесстрашным на все высокое смотрит смело он царь над всеми сынами гордости и отвечал Иов Господу и сказал знаю что ты все можешь и что намерение твое не может быть остановлено кто этот помрачающий провидение ничего не разумея так я говорил о том чего не разумел о делах чудных для меня которых я не знал выслушай взывал я и я буду говорить и что буду спрашивать у тебя объясни мне я слышал о тебе слухом уха теперь же мои глаза видят тебя поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле и было после того как Господь сказал слова те Иову сказал Господь Елифазу Феманитянину горит гнев мой на тебя и на двух друзей твоих за то что вы говорили о мне не так верно как раб мой Иов итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу моему Иову и принесите за себя жертву и раб мой Иов помолится за вас потому что только его лицо я приму чтобы вас не отвергнуть за то что вы говорили о мне не так верно как раб мой Иов и пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин и сделали так как Господь повелел им и Господь принял лицо Иова и возвратил Господь потерю Иова когда он помолился за друзей своих и дал Господь Иову вдвое больше того что он имел прежде тогда пришли к нему все его братья и все сестры его и все прежние его знакомые и ели с ним хлеб в его доме и тужили с ним и утешали его за все зло которое Господь навел на него и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу и благословил Бог последние дни Иова больше чем прежние у него было четырнадцать тысяч мелкого скота шесть тысяч верблюдов тысяча пар волов и тысяча ослиц и было у него семь сыновей и три дочери и нарек он имя первой Емима имя второй Кассия а имя третьей Керенгаппух и не было на всей земле таких прекрасных женщин как дочери Иова и дал им отец их наследство между их братьями после того Иов жил сто сорок лет и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода и умер Иов в старости насыщенный днями
Свидетельство о публикации №210041801020