Русское медальерное искусство его центры и мастера

    
     Уже на заре цивилизации человечество столкнулось с потребностью отличать заслуги своих лидеров в том или ином виде общественной, военной и политической деятельности. Именно эта потребность нашла своё вещественное воплощение в создании так называемых донативов (от лат. donum - дар, подарок), и так как универсальным средством обращения являлась монета, то традиции выпуска подарочных монет уходят корнями в глубокую древность. Как правило, это ограниченные в тираже разовые выпуски, посвященные какому-либо знаменательному событию. В отличие от памятных монет серийного чекана донативные монеты не поступают в обращение и не используются в качестве платёжного средства, хотя и несут на себе свою номинальную стоимость, которая является величиной чисто символической.

     Учитывая особое предназначение донативов к работе над ними всегда привлекались лучшие мастера-резчики, превращавшие маленький круглый кусочек металла в настоящее произведение искусства.

     Первыми наградами в современном понимании этого слова стали отчеканенные в 417 - 357 годах до н.э. серебряные тетрадрахмы (монета достоинством в 4 драхмы см. иллюстрации) в греческом полисе Сиракузы на острове Сицилия. Памятная монета была выпущена в честь ежегодных спортивных состязаний (так называемых Ассинарийских игр)и предназначалась для награждения победителей. С учетом этого, она и несла на себе соответствующую информацию. На её лицевой стороне (аверсе) изображены голова нимфы Аретузы, котрая считалась покровительницей города. На оборотной стороне (реверсе) - возница, ведомый бегущим по небу Гермесом, стремительно мчащийся на колеснице к желанной победе. На сегодняшний день, спустя 25 веков, эта монета всё ещё остаётся непревзойдённым шедевром мирового медальерного искусства.
   
     "Отцом" медали в том виде в котором мы все привыкли её видеть, стал римский император Нерон. Его наградные серебряные денарии и золотые ауреусы были снабжены специальным ушком, что позволяло носить их пришитыми к одежде или на шейной цепочке. Наградные монеты Нерона также отличает высокая степень художественности и реалистичности изображения.

     На Руси впервые наградные монеты появились во времена князя Владимира в Х веке (так называемые златники и серебряники) предназначенные для отличившихся воевод и ратников княжьей дружины.

     Москва - третий Рим! Это не просто громкая фраза, а скорее констатация исторического факта. Волею судеб, так же как Рим и Константинополь, столица России раскинулась на семи холмах, а сама Россия считается правопреемницей Византийской Империи. Преемственность эта сказалась и в геральдике государства (двуглавый орёл), и в религии (христианство), и в изобразительном искусстве (первыми иконописцами были специально приглашённые византийские мастера). Вполне естественно, что культурные и религиозные традиции Рима и Византии существенно сказались на менталитете россиян, затронув, так или иначе, все стороны их жизни.

     Петровская эпоха ознаменовалась коренными преобразованиями во всех областях, начиная с военной и заканчивая реформой денежной системы. Находясь заграницей, молодой царь неизменно интересовался работой монетных дворов. В Лондоне, например, с устройством машин для чеканки его знакомил сам сэр Исаак Ньютон. Пётр приглашал на службу западных медальеров, заботясь о становлении русской школы медальерного искусства. Первая русская памятная медаль, посвящённая Полтавской победе, по своему композиционному исполнению очень напоминает древнеримский денарий, хотя и крупнее его по величине (чекан производился на стандартном рублёвом кружке). На аверсе медали помещен профильный портрет царя в доспехах и лавровом венке, из-за чего долгое время сами медали именовались в народе "патретами", на реверсе - изображение триумфальной арки. Ещё больше сходство с денариями усиливается благодаря тому, что все надписи (легенды) на первой российской медали отчеканены на латыни.

     С именем Петра связано учреждение в 1698 году высшей награды Российской Империи - знака ордена св. Андрея Первозванного. Золотой массивный усыпанный бриллиантами знак с украшенным эмалью изображением распятого св. Андрея, является высокохудожественным произведением не только медальерного, но и ювелирного искусства. Кроме знака ордена св. Андрея, кавалеры награждались Звездой Ордена. Перед мастером, которому заказывали орден, каждый экземпляр которого сугубо индивидуален, стояла нелегкая задача - показать необычайную роскошь изделия, не обезличив при этом рисунок и символику знака. В центре звезды на палевом эмалевом фоне - черный двуглавый орёл с голубым крестом, окружённый 26-тью бриллиантами. По синему эмалевому кругу золотыми буквами написан девиз ордена: "За Веру и Верность" и расположены две лавровые ветви. Всё это заключено в круг из 23-х бриллиантов средней величины. Звезда удивляет обилием драгоценных камней и тем, что мастер сумел усилить игру бриллиантов, расположив лучи звезды в разных плоскостях.

     Строительство Петербурга - новой столицы государства, перенесло центр политической и культурной жизни на север страны. В 1724 году открывается Санкт-Петербургский монетный двор куда переводится часть московских медальеров и денежников. Но в начале 1728 года, в связи с переездом царского двора в Москву, он был закрыт. Оборудование и мастеровых вновь вернули в первопрестольную. Лишь спустя 10 лет, в царствование Анны Иоанновны, Петербургу был возвращён статус столицы, и монетный двор разместился в Петропавловской крепости. С этого момента и по сей день центр российского медальерного искусства неизменно остаётся в Санкт-Петербурге.

     XIX век стал поистине "золотым веком" русской медали. В 1810 - 1813 годах механик Петербургского Монетного двора И.А.Неведомский изобрёл и построил совершенно новую машину для чеканки монет и медалей - кривошипный пресс с автоматической подачей и уборкой из-под штемпеля кружков. Опубликованное с чертежами в 1811 году, и не оценённое на родине (ибо нет пророков в своём отечестве!) изобретение, умершего в 1814 году Неведомского, было быстро реализовано за границей. Вскоре новые прессы работали уже в десятках стран мира, и лишь в 40-х годах XIX века они были закуплены и установлены на Санкт-Петербургском монетном дворе под названием ульгорновских.

     В течение XIX и в начале ХХ века выпускались небольшие серии медальных монет, главным образом в связи с открытием памятников, коронациями и юбилеями. Они заменили памятные жетоны, которые прежде специально чеканили для раздачи войскам, принимавшим участие в парадах по случаю побед. Над их выпуском трудились выдающиеся граверы и медальеры своего времени, такие как Генрих Губе, Якоб Рейхель, Павел Уткин. По сложившейся ещё в XVIII веке традиции профессия медальера нередко становилась семейной. Так в 20-х годах XIX века в Петербургской медальерной палате одновременно трудилась целая династия талантливых граверов-медальеров из семьи Лялиных: братья - Павел и Фёдор, сын Павла - Николай, а с 1824 года и другой сын - Александр Павлович Лялин. Их резцу принадлежат коронационные медали Александра I и Николая I, медали Вольно-экономического общества с портретом Екатерины II, наградная медаль Московского общества сельского хозяйства и наградная медаль Финляндского сельскохозяйственного общества. Павел Александрович Лялин (1775 - 1835) является создателем штемпеля уникального портретного рубля Константина Павловича - старшего брата императора Николая I. Рубль нецарствовавшего царя сохранился в России лишь в двух экземплярах - один в Государственном Эрмитаже, другой - в Историческом музее в Москве.
    
     Для русской наградной системы характерно присвоение наградам имён православных святых и великомученников (начиная от Андрея Первозванного и до ордена св. Георгия Победоносца, так называемых Георгиевских крестов). Учитывая тот факт, что вероисповедание населения огромной империи разнилось и значительную часть его составляли мусульмане и буддисты, это вызвало необходимость в наградах не имеющих аналогов в мировой практике. Так появились ордена Георгия, Владимира, Анны и Станислава, где канонические изображения святых были заменены двуглавым орлом - Государственным Гербом Российской Империи. Данные знаки отличия предназначались для лиц нехристианского вероисповедания. Именно такими орденами в разное время были награждены выдающиеся сыновья азербайджанского народа - нефтепромышленник-меценат Зейналабдин Тагиев и генералы Али-ага Шихлинский и Самед-бек Мехмандаров.

     Последней медальной монетой Российской Империи стал памятный рубль 1914 года по выпуску приуроченный к 200-летию Гангутской победы Петра I. Автором штемпелей Гангутского рубля стал медальер П.Г.Стадницкий. Предполагалась их торжественная раздача войскам, но в связи с началом I-ой Мировой войны, торжества не состоялись и монета-медаль со стилизованным бюстом царя Петра в лавровом венке (опять-же, дань римским традициям!) осталась лишь в пробных экземплярах.

     Октябрьский переворот 17-го года надолго приостановил работу Петербургского и Московского монетных дворов. Медальерная палата была вообще ликвидирована. Новая власть, не мудрствуя лукаво, в наградных системах просто сменила кресты на звёзды. Можно провести прямые аналогии между IV-мя степенями Георгиевского креста и орденами Славы III-х степеней, Андреем Первозванным для высших сановников Российской Империи и орденом "Победа" для генералитета Вооруженных Сил СССР. О медальных монетах было практически забыто вплоть до 1975 года, когда на Ленинградском монетном дворе специально для заграничных платежей возобновили чеканку золотых червонцев образца 1923 года. В 1977 году в честь XXII Олимпийских Игр в Москве были отчеканены ограниченным тиражом донативные монеты достоинством 150 рублей из платины 999-ой пробы, а последний год существования СССР ознаменовался выпуском прекрасной серии донативов из палладия, посвященной русскому балету.

     На сегодняшний день российское медальерное дело переживает свой очередной Ренессанс. Прекрасные, как по качеству, так и художественному исполнению, серии донативов выпускаются практически ежегодно и в приличных объёмах. Охватить их все в одной статье практически невозможно, а заинтересованному читателю рекомендую ознакомиться с каталогом-справочником "Памятные монеты России" выпущенным издательством "Интеркрим-пресс" в 2006 году.

2007.

     На иллюстрациях: тетрадрахма, Сиракузы. 413 - 357 гг. до н.э. Серебро.
Иллюстрации воспроизведены Арифом Умбатовым со слайдов являющихся собственностью автора. 2010.   

      


Рецензии
Замечательная статья. Узнал для себя много интересной информации. Очень притяно что на Прозе можно найти автора, пищущего не только для развлечения, но и для познания.
С исренним Уважением,

Цветков Зз Лева   26.03.2017 21:05     Заявить о нарушении
Благодарю Вас!☺

Глеб Фалалеев   26.03.2017 21:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.