Ирисы

               


                "  ЛЕНИНГРАДСКИЕ  НОЧИ  "


                Я  думала,  что  никогда  больше  не  приеду  в  Ленинград.   Но  вот,  неожиданно  для  себя  я  здесь.  Я  снова  в  Ленинграде. И я  удивлена этим,  потому  что совсем  не планировала  это  и  не  была  настроена на  этот странным  город.

                И  вот  теперь  в одиночестве  брожу  по  его  длинным  улицам  и  бесконечным  проспектам,  мимо  старинных  зданий  и  дворцов,  по  каменным  сырым  набережным  с  печальными  львами  на  цепях  и  по  старым  массивным  мостам.

                Мне  всё  здесь  давно  знакомо  и  почти  родное.  Это город  моей  мамы  и  я  не  раз  бывала  здесь  с  ней... Она  жили  и  училась  в  Ленинграде,  встретила  здесь  войну  и  пережила  голодную  блокаду,  устроенную  немцами  городу.  Она  видела,  как  бомбили  этот,  один  из  прекраснейших  городов  мира,  как  горели  и  рушились  дома  и  дворцы,  как  умирали  от  голода  люди  на  улицах  и  в домах...  И  ей  было  очень  больно  и  обидно  за  город  и  за  людей.

                Было  чудо,  что  она  выжила.  Но  она  выжила  и  сохранила  любовь  к  этому  городу.  И  передала  эту  любовь  мне.  И  я, конечно, люблю  Ленинград,  но  эта  любовь  наполнена  какой-то  печалью  и  странной  тоской.

                Я  бродила  по  городу  почти  весь  день,  а  потом  до  вечера  отдыхала. Когда  солнечные  лучи  ушли  из  города,  город  погрузился  в  тихую  полусонную  мглу,  -  светло-серые  сумерки.  Если  днём  небо  было  светлым,  почти  бесцветным,  то  к  ночи  оно  стало  белёсым, непроницаемо-бездонным  и  каким-то  странным,  как  в  сновидениях,  непонятным  и  загадочным... Белые  ночи...

                Это   мои   последние   ночи   в  Ленинграде.  И   я  прощаюсь  с  Ленинградом.  Прощаюсь  с  удивительным  городом  и  с  его  светлым  и  красивым  именем... Ленинград...  Наверное  через  неделю,   а   возможно  и   через  месяц  исчезнет  само  слово  Ленинград.  На  смену  ему  придёт  другое,  старое,  тяжёлое  и чуждое -  Санкт-Петербург... Уж  лучше бы  Петроград, - оно  более  звучное
и  изящное.   Но  нет.  Выбрали  грузное,  полунемецкое и  пышное  -  Санкт-Петербург !

                Мне  чуждо  это  имя.  Оно  тяжёлое,  как  глыба.  И  оно  мне  совершенно  не  по душе.  Моя  жизнь,  моя  судьба  и  моя  память  связаны с  певуче-нежным  именем  ЛЕНИНГРАД.   Здесь  жила  моя  мама  со  своими  родителями. Здесь она училась, любила, мечтала, воевала, голодала  и  боролась  за  жизнь  вместе  со  всем городом.


                Именно  в  этом  Ленинграде  прошла  юность  моей  мамы,
девушки  своенравной   и   очень  обаятельной.   Именно  здесь  она  встретила  свою  настоящую любовь, -  высокого,  стройного  и  красивого  моряка  с  военного  крейсера.

                Война  уже  окончилась  и,  не  смотря  на  страшную  разруху,  город  оживал  и  жил своей  обычной  городской  жизнью,  -  по  улицам  двигались  трамваи  и  машины,  светились  светом  окна  домов, открывались  магазины  и  ежедневно  работали  музеи,  театры,  мастерские,  фабрики...

                И  казалось,   что  всё  самое  страшное  осталось  позади,  а  впереди  любовь,  счастье,  семья,  работа  и  долгая  хорошая  жизнь... Впереди  было  всё  только  хорошее... Всё  плохое  и  ужасное  навсегда  осталось  позади... Как же наивна  и  глупа  молодость !  -  даже  война  не  сделала  мудрее и умнее  хорошенькую  взбалмошную  девчонку.  Романтика  опять  закружила  ей  голову.

                Вместо  того,  чтобы  остаться  в  любимом  городе,  в  котором  она  чуть  не  погибла,  моя  мама,  по  призыву  комсомола, отправилась восстанавливать  разрушенную  промышленность  Украины,  оставляя  любимый,  ещё совершенно  не  восстановленный  город  Ленинград.   

                И  не  было рядом  её отца,  который  строгим  голосом образумил  бы  молодую  и упрямую  девушку.  И  не  было  рядом  её  матери,  которая  смогла  бы  остановить свою  дочь  от  неразумного  шага... Никого  не  было  рядом, -  даже  любимого  человека.  Он  был  далеко,  -  очень  далеко  в  море  среди  бурных  и  холодных  балтийских  волн ... 

                Он  уплывал  всё  дальше  и  дальше  от  родных  берегов  в  неспокойные  морские  просторы,   охраняя  границы  своей  страны. А  она  уезжала  в  неведомые  края,  всё  ещё  полная  романтики  и  юных  мечтаний.

                Прошло  сорок  лет  и  вот  уже  незаметно  подступил  пенсионный  возраст.  Те,  с  кем  она  долгие  годы  работала  и  рядом  жила, - один  за  другим  уходили  на  пенсионный  покой.  И  вот  наступил  и  её  черёд. Это было,  ни  странно,  всё-таки  неожиданно  и  даже  больно.  Что  она  будет  делать  дома  без  привычной  работы  и  своего, почти  родного ,  коллектива ? ...

                Возможно   поэтому   она   без   особых   уговоров  согласилась  уехать  из  города,   где  провела  большую  часть   своей   жизни. И  мы уехали... Уехали  не  только  из  почти  родного  города,  но  из  Украины...

                Мы  уехали  в тёплые  края, -  в солнечный  Узбекистан.
Но  там  мы  прожили  недолго.  Мало  того,  что  из  европейской  части  страны  мы  попали  в  азиатскую, - из  цивилизованного  мира  в  феодальное  средневековье. Это как  говорится  из  "огня да в полымя".  Эти  непривычные  и  диковатые  обычаи,  эти странные  восточные  взаимоотношения,  подобострастие,  ложь,  неравноправие  полов  и родов...  Всё  такое  странное,  порой  нелепое  и  дикое... И  это  в  нашем  веке !

                Прекрасно-страшные  и  фантастические  сказки  из  "Тысячи  и  одной  ночи"  превратились  страшные  кошмары  в  стране,   где   из-за  мелкой  ссоры  вдруг  разгорелась  жуткая  резня,  захватившая  весь Узбекистан.  И Узбекистан  запылал  огнём  и  ненавистью. И  это  было  жутко,  как  в  диком  сне...

                Чудом  нам  удалось  бежать  из  этой  страны.  Но останься  мы  там,  -  и  нам  бы  не  прожить  и  год... Случай, удача,  ангел-спаситель ? -  что  помогло  мне  и  маме  уехать  из  пылающего  ненавистью  края...
 
                Я  вышла  замуж  и  мы  стали  жить  в  Москве.  Москва - очень  удобный  город  для  жизни.  Здесь  всё  и  всегда  можно  найти, -  работу,  и  крышу  над  головой,  и  добрых  и  злых  людей,  и  сочувствие  и  ненависть... Надо  только  настойчиво  искать  и  точно  знать,  что  хочешь  найти  или  достичь.

                Казалось,  тихая  полоса  жизни  опустилась  светлой полосой  на   нашу  судьбу.  Но  не  всё  так  хорошо  и  просто  складывалось  у  маминой  сестры, -  Анны .  Она  долгое  время  жила  на  севере,  в  таёжном  посёлке  у  реки  Вятка.  Потом  она  с  мужем  и  младшими  сыновьями  переехала  на  Украину.  Дети  выросли  и  уехали  в  другие  города  и  Анна  осталась  совсем  одна.

                Работа  преподавателя  подорвала  её  здоровье  и  здоровье  её  мужа,  который  вскоре  умер  от  сердечного  приступа.  С  тех  пор  и  она  стала  часто  болеть.  И  вот  тогда  она  написала  письмо  моей  маме,  что  хочет  встретиться  с  нами.  А  так  как  она  давно  собиралась  навестить своего самого  младшего  сына,  живущего  в  Ленинграде,  то  неплохо  было  бы  всем  вместе встретиться  в  этом  городе,  в доме у  её  сына.  И  повидаемся,  и город  посмотрим - ( каким  он  стал ?)- и  молодость  вспомним...  Как  мы  на  это  смотрим ?

                Мы  сразу  же  согласились  на  это  предложение. И  стали  собираться  в  дорогу.  Мы  радовались  предстоящей  встрече и  готовились к ней... И  вот  мы  в  Ленинграде.  Мама  с  Анной  немного прогулялись  по  Невскому и  очень  устали.  Они  вернулись  домой  отдохнуть,  а  я  осталась  на  Невском  и  продолжила  свои  прогулки  по  городу. 

                Ближе  к  вечеру  я  ненадолго  вернулась  в  дом   своего  двоюродного  брата  и  присоединилась  к  маме  и  Анне.  Брат  всё  ещё находился  на  работе. У  него  был странный,  непонятный,  скользящий  график работы.  Он  уходил  в  10  утра  и  работал  до 10 вечера.  Несмотря  на  высшее  образование,  он  получал  небольшую  зарплату,  хотя  голова  у  моего  брата  работала  хорошо,  очень  хорошо. Он  много  работал,  а жил  бедно,  очень  бедно...

                И  вот  теперь  я  опять  в  одиночестве  бродила  в  светлых  вечерних  сумерках  знакомого  и  всё-таки  незнакомого  мне  городу,  -  по  таинственному  ночному  Ленинграду .  Это  странный,  волшебный  город,  который  можно  понять  лишь  душой... Это  город  туманов  и  очень  грустных  настроений...Я  долго  бродила  по  городу  и,  наконец,  вышла  на  набережную  Невы.  Как  здесь  всё  застывшее,  холодное  и  почти  чуждое  мне,  отстранённое,  недоступное ...

                Серая   тяжёлая   невская   вода   почти   незаметно  уплывала  куда-то,  чуть-чуть  отсвечивая  своей  холодной  сталью.  Дома и  крепость  нечётко  вырисовывались  на  противоположном  конце,   но  по  знакомым  очертаниям  можно  было  догадаться,   что  там  стоит ,  на  том  далёком  берегу  Невы..

                И  вот,  словно  в  странном  сновидении,  медленно  и  беззвучно,  над  рекой  стали  подниматься  мосты.  Они  тихо  вздымались  в  самой середине  Невы  и  как-то  странно  стали  вдруг  ломаться  и  подниматься  вверх,  разъединяясь... Между  двумя  частями  моста  всё  явственней  ширилось  расстояние.  И  вдруг  две  огромные  половинки  моста,  вздыбясь,  застыли.  Ворота  Невы  открыты.

                И  тогда,  глухо  сигналя,  по  Неве  поплыли  корабли  и  баржи.  Днём  их почти  не было видно  на  реке,   а  теперь,   в  белых  ночных  сумерках,  они  поплыли  один  за  другим,  наполняя  сонную  Неву  своими  звуками  и  сигналами...  Смотреть  на  всё  это  можно  было  бесконечно.   И  я  смотрела,  зная,  что  теперь  не  скоро  увижу  всё  это... И  увижу  ли ?  -  вряд ли... Наверное,  нет.   У  мамы  вряд  ли  хватит  сил  приехать  в  Ленинград  ещё  раз.  А без  мамы  мне  в этом  городе  мне  не хочется ехать. Без  мамы  он  для  меня пуст. 





               
   
 


               

               
               


Рецензии