Смотрины

Продавцова дочка Люська приехала в отпуск с женихом. Эта новость облетела деревню в считанные минуты. Не успели Люська с женихом дойти до дома от автобусной остановки, а в деревне уже обсуждали детали предстоящей свадьбы.
А как же иначе? Люська была почти перестарок. Уж двадцать три года! В ее возрасте некоторые бабы  не по одному дитю имеют.

А вот у Люськи с замужеством не заладилось. Хотя была она по определению своей родной бабки Мани с отцовской стороны « здоровенна, красивенна и сисяста».
В материну породу, в Катеринину. 

Люськина мать считалась в деревне признанной красавицей: высокая, статная, черноброва и голубоглаза. В молодости парни  дрались из-за нее не на жизнь, а на смерть. А Люськин отец ревновал Катерину ко всем подряд до самой своей смерти. Катерина была добродетельна и трудолюбива. Уж который год жила без мужика, а хозяйство содержала в полном порядке. И живности, и птицы полон двор, и изба  покрашена, вокруг дома новый забор. А в сарае стоял новенький мотоцикл «Урал» с коляской.

Люська  никаких мАтериных достоинст, кроме красоты, не переняла. Была пустоголова, ветрена и, как утверждала  все та же бабка Маня « до мужиков дюже охоча». Еле-еле закончила восьмилетку. С шестого класса начала путаться с парнями. В связях Люська была не разборчива. На мужиков реагировала всегда полной готовностью к общению. За что и получила неблагозвучное прозвище Робятница. Что в переводе с деревенского означало «охотница до  ребят», т.е. мужиков.

По достижению шестнадцати  лет  по совету дальновидной и ушлой бабки Мани Люську отправили в Ленинград. А что делать, если слава про блудливую девку по всему району уже пошла? Глядишь, женихов в городе побольше. Да и Люську они во всей красе еще не видали. Авось, какой-нибудь на красоту-то и клюнет! За  семь лет жизни в городе никто  серьезно на Люську не повелся.
«Видать, и там раскусили, што она за ягодка. Чай, не все на красу глядят», - констатировала бабка Маня.

И вот наконец-то Люська приехала с женихом! Вся родня возликовала: и у нас, как у людей! Все чин по чину, к матери  на смотрины и за благословением.

- Чай, в городУ будут свадьбу –то играть?- полутвордительно, полувопросительно рассуждали старухи на скамейке у дома бабки Мани.

- Да уж знамо дело, расписываться будут в Ленинграде!- отвечала Маня.- А праздновать-то и тут тоже будут. Как ране-то гуляли? Одна свадьба у жаниха, друга у невесты.
- А когда свадьба-то, МАнюшка? Скоро ли?- спрашивали соседки.
- Скоро! – отвечала Маня.

- Ну да, ну да… Чего тянуть-то…- недвусмысленно качали головами старухи.
- МАнюшка, а жених-от, жених-от- кто? Зовут-то как?- продолжали  любопытствовать бабки.
- Михаилом зовут! На заводе рОбит, где Люська в столовой кашеварит! Квартира у него своя. От завода дадена за хорошую работу, -  с удовольствием докладывала бабка Маня.
- О! О!- восторгались старухи достоинствами жениха. – Хороший, видать, парень!

-Как же его с Люськой-то связаться угораздило?- удивилась бабка Матрена и прикусила язык, получив от соседки тычок в бок.
- Люська- девка красивая!- дипломатично перевела разговор Матвеевна.- Хошь для города, хошь для деревни!
Старухи утвердительно загудели, соглашаясь. Каждая старалась сказать про Люську что-то хорошее. Добрая она девка-то, незлобливая. Хоть и глупая…

… Что случилось в доме у Катерины в этот вечер, никто точно  в деревне не знал. Даже бабка Маня, у которой « в одном месте тепленькая водичка не держится», не рассказывала односельчанам подробностей.

Вся деревня утром  видела, как Люська топала с чемоданом на первый автобус.  Жениха рядом не наблюдалось. На вопросы земляков Люська не отвечала, что было совсем не по правилам деревни. Бабы полдня терялся в догадках. Пытались вломиться к Катерине в дом и все разузнать из первых уст. Но Катерина  дверь не открывала. И  в магазин  на работу с утра не пошла. Что тоже было делом неслыханным!

В полдень деревня ошалело наблюдала, как Катерина в новом платье и туфлях на каблуках и  Люськин жених Михаил в костюме и галстуке вышли из дома и  прямиком двинули в сельсовет.

Через десять минут секретарша-Валька побежала по деревне с новостью: Катерина и Михаил расписались…


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.