Сказка о солнце и свободе

               
               
 
    Сосульки бывают большие и маленькие. С двумя клювиками- носиками и с одним. Как у людей, у них могут быть разные профессии. «Мы сосульки- акробаты, повисли на плюще и раскачиваемся на прозрачных ручках!» «А мы – сосульки - парашютисты, любим прыгать с высотных домов!» «Раз, два, три, четыре, пять»,- загибают пальцы сосульки- ученики. «А я - сосулька- мороженое, меня однажды лизнул маленький мальчик!» Вот какую весёлую песенку поют сосульки:

                Мы прозрачнее домов,
                Мы прозрачнее умов,
                Мы весною таем, таем
                И с высоких крыш летаем,
                Кувыркнувшись в сотне сальт
                И разбившись об асфальт,
                Мы блестим на тротуарах,
                Как алмазы даром, даром,
                Подбирайте, люди нас,
                Каждому в карман- алмаз!

    Один чудак набрал полные карманы алмазов и принёс  домой. «Вот, посмотри,- похвалился он жене,- теперь мы не будем жить бедно и сможем рассчитаться с долгами. «Боже мой!- всплеснула руками жена,- а вдруг вор узнает, какое у нас богатство и украдёт его!»
     И решили супруги спрятать драгоценности под половицей. А там была мышиная нора. «Ой, потоп!- возопила  Мышь,- спасите, я не умею плавать!»  Ленивый кот Васька насторожил ухо. «Я спасу тебя,- промурлыкал он,- если ты окажешь мне одну услугу: ежедневно будешь приносить моей хозяйке столько зерна, сколько ты обычно съедаешь, чтобы убытка не чуялось».                Бедняжка   согласилась, и кот, подцепив её кончиком хвоста, вытащил на сушу.
     Спасённая  долгое время честно выполняла обещанное. Воровала у соседей столько, сколько съедала в своём доме. А хозяева радовались: количество зерна не уменьшалось, значит, наконец-то кот Васька переловил всех мышей. Но со временем серой надоело трудиться изо дня в день. «Мне уж на пенсию пора, а я всё бегаю туда- сюда, да тяжести таскаю…» - загрустила она. И решила Мышь устроить себе выходной. Выглянула из приоткрытой входной двери во двор, а там - солнышко щёлк её по носу шаловливым лучиком. «Укушу!» - пискнула затворница от неожиданности. И побежала за солнечным пальчиком, будто и впрямь цапнуть его вздумала. А солнечная тропка  вперёд и вперёд течёт. И  льёт на мышку своё тёплое молоко. «За всю свою жизнь такого счастья не видала! -  восхищённо захлопала лапками странница, - что же меня держало в  душной норе  столько лет?» И сочинила песенку:
               
                1.
                Я по лучикам парным
                Дошагаю до страны,
                Где все мыши и все люди равны,

                Где совсем не важен рост,
                Где меж душами есть мост,
                И сбываются все грёзы и  сны,

                2.
                Я по солнечным усам
                Дошагаю к чудесам,
                И мышиный род с тех пор станет сам

                Подбирать свой цвет к мечтам,
                Чтоб на зависть всем  котам…
                За удачей  успевать по пятам!
                За удачей  успевать по пятам!

   Пока Мышь нежилась  в солнечных брызгах, те умудрились покрасить её серую шёрстку  в светло- жёлтый цвет. «Р-р-р-р! – недоумённо почесал за ухом дворовый пёс-  Барбос,  никогда не видел, чтоб фонари  бегали, да ещё и пели…» И стал подвывать:
               

                Удивительный вопрос:
                Отчего грустит Барбос?
                От того, что как зубами не скрипи-
                Всё равно он на цепи!

                Но, однако, в миске суп,
                Ведь хозяин не так глуп,
                На барбосов, видно, спрос,
                И боятся их всерьёз!

     «Ты чего меня не боишься?» - сунул он нос к живому фонарику. «Я за солнышком иду и не верю  в беду!- улыбнулась  Мышь,- пойдём со мной, вдвоём  веселее!»   «А вдруг вор узнает, что меня нет, и залезет в дом?» -нахмурился пёс. «Давай вместо тебя посадим  около будки  огородное чучело!- предложила светящаяся дама. На том и порешили: Острые мышиные зубки  мигом перегрызли  железо цепи, и Барбос оказался на свободе. И пошли два странника по солнечной дорожке вместе.
    «Эй, куда вы идёте? - окликнула солнечных друзей  отличница Валя. Школьный рюкзачок давил на плечи, и ей так не хотелось идти на урок. « Возьмите меня с собой!»- крикнула она. «А у тебя есть своя песенка?»- спросила  мышь. Девочка призадумалась. В школе  давно не было уроков музыки, а математические задачи оказались вовсе не  похожи на ноты. Но тут Валя вспомнила, что ещё целых десять лет  ей придётся  ходить на занятия для того, чтоб получать пятёрки. И топнула ножкой:
                Уберите буквари,
                Эй, учебник, ты не ври,
                Прочь задачки - неудачки,
                Дважды два пусть будет три!

                Без оценок в дневниках
                Жизнь прекрасней  станет, ах!
                Без тетрадок и полей               
                Будет  веселей!               

                Без линеек и лекал
                Можно прыгнуть выше скал,
                Мир нарисовать,  как идеал,               
                Где учителю в дневник
                Двойку ставит ученик
                А к доске писать
                Выходит двойник             

                Где, как солнышки в росе
                Дети   радуются  все,
                И свобода в их портфелях
                Звенит!
«А учителя тебе не жалко?- съехидничала Мышь,- сама пятёрки получала, получала, а ему - двойку!» «Но это же игра!- объяснила Валя,-  разве отметки всерьёз ставят?  Ведь каждый ученик всё равно самый лучший! » «А ведь верно!- вмешался Барбос,- и я самый лучший!» « Тогда и я самая- самая лучшая! – подытожила разговор мышь,-  и запела:
               
                Говорят, удел мышей-
                От хвоста и до ушей
                Всё дрожать, боясь  кота-
                Я совсем не та!..

                Пусть болтают, что я зол,
                И что блохи - произвол,
                Что пою, а слышен вой-
                Я совсем другой! - подхватил Барбос.

               
 Валя взмахнула косичками и продолжила:
                Говорят, что я мала
                Делать важные дела,
                Жизнь устроить, как хочу-
                «Нет!»- я взрослым закричу.
Она собралась было сделать шаг вперёд, но неожиданно наткнулась на что-то лежащее на земле. «Осторожно!- услышала она голос,- я же не  коряга…»
      Прямо посередине улицы, загораживая проезд и проход, разлёгся городской нищий. Сегодня он выдумал новое увлечение: наблюдать, как танцуют  лучики солнца, забравшиеся в пустую бутылку. Настоящий калейдоскоп получился! Часами смотреть можно.   Бездомный совсем забыл о мире, где голод погоняет людей делать  не нужные им дела. И, впервые за много лет,  почувствовал себя счастливым.
      «Если об Вас споткнусь не я, а какой-нибудь автомобиль, боюсь, Вам не поздоровится!»- сочувственно произнесла Валя. «Ерунда!- махнул рукой  Нищий,- любая машина, увидев меня, перестанет повиноваться своему хозяину и ляжет рядом загорать! Ведь пример соблазнителен, а все  отечественные тачки несчастны, потому, что  они тру-до-го-ли-ки!»  «Пойдёмте с нами!- вмешалась в разговор мышь,- у Вас наверняка есть своя  история и своя песня, а новые друзья нам нужны!»
      Бомж нехотя поднялся, швырнул бутылку в фонарный столб, и зашагал за весёлой компанией. Сиплым голосом он начал петь:

                Я в юности, как радуга, весь город обнимал,
                Солнышку радовался,  дождику внимал,

                Но вот, сорвавшись с тросов небесных якорей,
                Упал на землю босо, / 3 раза
                Как раб или плебей.

                Фиалками украшен чудесных синяков,
                Я брёл космат и страшен без денег и оков,

                В ободранном тулупе, забыв про рай и ад,
                Я, словно ложка в супе, / 3 раза
                Искал в помойке клад,

                Но лишь пустых бутылок глухой, бездумный смех
                Донёсся мне в затылок, как ветер иль успех,

                И я решил забросить земную суету,
                И верить лишь в свою мечту и в красоту!

«Что ж, тогда нам с Вами действительно по пути,- воскликнула Мышь,- ведь у каждого  есть своя мечта, и каждый  хочет, чтоб она осуществилась!» «Я знаю, чего хочу!- вздохнул  Барбос,- чтоб  хозяин всегда меня хвалил и давал много-много сочных, вкусных  костей!» «А чего ж ты тогда из будки ушёл?»- перебила его мышь. Барбос сконфуженно умолк. «А я знаю, чего не хочу, а чего хочу -  не знаю…»- расстроено проговорила Валя. «Эврика!- вдруг, словно от укуса блохи, встрепенулся Барбос,- вспомнил!!!» И начал  рассказ.
     Несколько лет назад, когда рассказчику исполнился год, но он уже был  вполне рослым псом, мимо его двора пробегала очаровательная болоночка. Своим любопытным зелёным глазом она заглянула в дыру под забором и восхитилась. «У Вас не ноги, а  настоящие колонны! А Ваша шерсть похожа на волнующееся море!» «Пошла вон! - рявкнул подросток,- это мой двор и посторонние не имеют права сюда входить!» Болонка фыркнула и обиженно засеменила прочь. Много ночей потом снилась дворовому громиле её милая, наивная мордочка, её нежная, покрытая белыми кучеряшками, шубка. Но, увы. Прекрасная дама так и не появлялась… «Я бы сделал всё, чтобы она простила и вновь полюбила  меня!»- закончил Барбос.
     «Взгляните вверх!- ахнула Валя,- вот она, Ваша красавица!»  Действительно, на васильковом занавесе неба появилось кристально- белое облачко. Оно быстро приближалось, и вскоре всем стало ясно: у облачка есть ушки, носик и лапки. «Дорогая незнакомка!- задрал морду Барбос,- как жаль, что я так и не спросил тогда Ваше имя, что был так груб с Вами. Поверьте, этого никогда больше не повторится!» Облако молча посмотрело на друзей и повернуло прочь. «Она до сих пор обижена!»- схватился лапами за голову пёс. «А может, она так увлечена полётом, что ей не до нас?»- предположила Валя. «Если бы меня любили столько лет, сколько эту принцессу, я  не вела бы себя так надменно»,- подумала Мышь, но ничего не сказала.
      «Ай-ай-ай!», - неожиданно взвизгнул пёс, и все подумали, что это от несчастной любви. Но причина  его беспокойства оказалась совсем другой. « Как Вам не стыдно! - раздался из травы писклявый голос,- Вы  наступили на меня, сделали мне больно!» « Ты  первое укололо меня, наглое зелёное создание!»- возмутился  потерпевший. «А вот и нет, а вот и нет!- затрепетало язычком растение,- меня зовут Злючка- Колючка  и я колю только тех, кто слишком близко ко мне приближается!» «Знал бы, что ты такая вредная, не подходил бы…»- огрызнулся  Барбос.  «А я вовсе не вредная,- возразила Злючка,- мои родственники-кактусы растут в домах у людей, создавая уют. И хоть я  поселилась на воле, раз в году на мне появляются красивые розовые цветы. Они чудно пахнут, завораживают взгляд. Тогда все восхищаются мной, и никто не называет меня маленькой и гадкой!» «Вы не гадкая,- промолвила Валя,- Когда-нибудь я куплю для Вас  золотой горшок и поставлю у себя в комнате. Тогда Вы будете цвести не раз в году, а гораздо чаще!» «Не надо  пыльных окон и запертых дверей! – капризно произнесла  любительница свободы,- под настоящими, живыми лучами солнца я расту быстрее! » Желая продемонстрировать свои слова, Колючка высунула свою стриженую ёжиком макушку из тени под солнце. Конечно, привыкшей скрываться в траве, загорающей стало жарковато. Однако, её стебель и в правду начал удлиняться. Когда зелёная дама проткнула головой облако, ей ничего не оставалось делать, как сравнить себя с Алисой в стране чудес, съевшей увеличивающие размеры гриб.
       «Она  похожа на верёвочную  лестницу!»- указала на  вымахавшее растение мышь. 
Действительно, отходящие от стебля колючки утолщились и стали напоминать ступени, по которым можно было без опаски взбираться наверх. Друзья построились один за другим, почти как в сказке «Репка» и, держась за канат растения, полезли вверх. Банты цветущих деревьев пропитали  небо своими ароматами, как - будто  наступил праздник. Пролетающие птицы нисколько не удивились, что у их странных соседей нет крыльев. А Солнце обрадовалось нежданным гостям. Оно включило свои самые горячие лучи,  чтобы согреть души смельчаков. И тогда все жители земли услышали его громкую песню:

                Если вы завязли в каше
                Мелких дел и суеты,
                Если взгляд у вас погашен
                И сбежали все мечты,

                То в меня скорей шагните,
                Приключений не боясь,
                И отыщутся все нити,
                И любовь, как на магните,
                Вдруг с мечтою познает связь!
                п/в
                Я- солнца круг
                И я ваш друг,
                Во мне свобода: тук-тук-тук,
                Как сердца стук,

                И я сияю вам вдали,
                Скорей ко мне, кто на мели!-
                Пусть всех желаний корабли
                Летят на юг!

               
    А Мышь, Барбос, Валя, Нищий и Колючка достигли Солнца, вошли в него и набрали столько золотых лучей, сколько смогли унести.  Они превратились в яркое созвездие и стали по ночам освещать город, чтобы никто не заблудился в темноте.               
               
                2008г.
               


Рецензии