Фидий

Ни один из художников Древней Эллады не вызывал своим творчеством таких восторженных отзывав потомков, как Фидий, заслуживший в веках славу величайшего скульптора древности. Точная дата его рождения не известна, но можно предположить, что Фидий родился в Афинах между 500 и 490 гг. до Р.Х. Отец его был скульптором, а брат живописцем. Он сам сначала заниматься живописью, но призвание, в конце концов, привело его к скульптуре. Учителем Фидия называют афинянина Гегия, довольно известного в свое время ваятеля. Позже он работал в мастерской аргосца Агелада (учениками последнего были также Мирон и Поликлет).
Получив разностороннюю подготовку, Фидий  мог творить как в мраморе, так и в бронзе. Ему посчастливилось жить в один из тех редких в истории моментов, когда все создавало наиболее благоприятные  условия для деятельности многостороннего могучего таланта: сила национального и религиозного чувства, возможность иметь большие заказы, уже сложившееся, молодое, полное сил искусство, которое только ожидало гения, способного выразить в законченной форме его смутное представление о чистой красоте. Фидий вполне воспользовался возможностями, которые предоставляла эпоха.

К сожалению, подлинники работ Фидия до нас не дошли. Только некоторые из них (причем далеко не самые знаменитые) известны по позднейшим, часто недостоверным римским копиям или миниатюрным изображениям на монетах. Первым его произведением, о котором сохранились воспоминания, стала статуя из золота и слоновой кости, находившаяся в храме Афины в Паллене (до 470 г. до Р.Х.). Вскоре после 470 г. до Р.Х.  Фидий изваял статую Аполлона Парнопия (изгоняющего саранчу), которая стояла потом близ Акрополя (http://www.proza.ru/2010/11/07/385).

Около 460 г. до Р.Х.  Фидий сделал скульптурную группу, предназначенную афинянами как пожертвование в дельфийский храм в память о Марафонской битве. Известно, что в этой группе среди прочих находились Афина, Аполлон, герой Марафона Мильтиад, мифический герой Тесей, а также некоторые другие фигуры. В то время скульптор достиг уже широкой известности. И когда афиняне решили соорудить  статую Афины Промахос («Воительницы»), это было поручено осуществить именно Фидию. Девятиметровый бронзовый колосс  был поставлен не в храме, а на открытом воздухе, в центре площади Акрополя. Если судить по монетам, воспроизводящим  Афину Промахос, она не имела воинственного вида. Богиня стояла в неподвижной позе, одетая в двойную тунику, которая ниспадала прямыми правильными складками, и держала в правой руке копье. Афина устремляла свой взгляд к северной стороне Акрополя и как будто созерцала город.  Рассказывают, что при создании этой статуи Фидий одержал знаменательную победу в творческой битве со своим коллегой Алкаменом (ему поручили разработать второй проект в надежде на более эффектное исполнение). Обладая знаниями в оптике и геометрии, Фидий помнил, что удаленные от глаза детали  зрительно уменьшаются в размерах, и учел это в своей работе. Увеличенная голова его статуи без пьедестала казалась безобразной, и, представив ее в таком виде народу, он едва спасся от града камней. Однако на высокой колонне Афина смотрелась превосходно: увидев столь совершенное произведение, люди прославили Фидия и осмеяли Алкамена.

Образ Афины, по-видимому, особенно привлекал Фидия. Кроме Афины Промахос, он сделал для Акрополя еще бронзовую Афину Лемниянку, которая была пожертвована в 446 г. до Р.Х. афинским колонистам острова Лемноса, как посвящение богине родного города и была  поставлена на Акрополе, к северу от дороги, что вела от Пропилей к Эрехтейону. Плиний называет эту статую идеалом прекрасных форм. Обычный воинственный вид этой богини Фидий заменил целомудренной кротостью молодой девушки. Тяжелый боевой шлем не покрывал ее головы, и ничто не скрывало от взора нежных очертаний ее лба и щек (http://www.proza.ru/2010/11/07/391).

В те же годы Фидий по просьбе Перикла исполнял роль главного заведующего работами в Акрополе (http://www.proza.ru/2010/07/19/255). В этом звании ему принадлежало общее руководство и надзор над всем, хотя под его началом находились великие архитекторы и знаменитые художники. Помимо них Фидия окружала целая армия рабочих, на обязанностях которых лежала  обработка мрамора, бронзы, слоновой кости, золота, черного дерева и кипариса. По мановению руки Фидия этот сложный механизм приводился в движение, и работы проводились с быстротой, вызывающей удивление всей Греции.

Параллельно Фидий трудился над собственным творением – двенадцатиметровой статуей Афины Парфенос для знаменитого Парфенона. Работа над ней продолжалась более девяти лет и завершилась в 438 г. до Р.Х. Статуя была сделана разборной. Основу ее составляла крепкая железная арматура, воспроизводившая формы женского тела. К ней прикреплялись  пластинки слоновой кости и кованые листы золота. (Сообщают, что  в распоряжении художника было более 1000 кг чистого золота). Вновь созданная Афина производила впечатление чрезвычайной роскоши. Обнаженные части из слоновой кости, глаза из драгоценных камней, золотое одеяние, щит, разукрашенный рельефами, с головою горгоны из серебра и шлем из вызолоченной бронзы - все это в целом должно было иметь такой вид, великолепие которого мы с трудом можем теперь представить (http://www.proza.ru/2010/11/07/402).

По-видимому, в те же годы Фидий принял участие в конкурсе  на статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе. Лучшей на нем была признана статуя Поликлета. Однако творение Фидия также дошло до нас в римских копиях (http://www.proza.ru/2010/11/07/405).
 
После своего успеха в Афинах Фидий отправился в Олимпию и в кратчайшие сроки изготовил для элейцев четырнадцатиметровую статую Зевса, считавшуюся в последующем одним из семи чудес света. Известно, что повелитель богов восседал на роскошном кедровом троне, инкрустированном  черным деревом и драгоценными камнями. Основа фигуры также была вырезана из дерева, но оно было скрыто под внешним обрамлением. Одеяние и волосы Зевса Фидий изготовил из золота, обнаженные части тела – из слоновой кости. Голова была увенчана золотым венком. На правой руке Зевса стояла высокая, в человеческий рост, статуя богини Победы, в левой руке находился  скипетр, инкрустированный всевозможными металлами и увенчанный орлом. Из золота же  была сделана обувь бога. Но всякого, кто видел статую, сильнее всего восхищало даже не это, а то выражение,  которое Фидий придал лику Зевса.  Черты его лица отражали бесконечную кротость. Бог, которого привыкли представлять грозным и суровым, имел вид «миротворца, полного благожелательности». В нем узнавали «подателя жизни и других благ, отца и спасителя, покровителя всех смертных». «При виде этой статуи, - говорил один писатель I в. по Р.Х., - самый несчастный человек забывал о всех своих горестях: так много было в нее вложено  художником  света и милости». Другой известный римский писатель заметил: «Много есть прославленных скульптур, но всех превосходит Зевс Олимпийский, созданный Фидием из золота и слоновой кости».

Конец жизни великого художника был омрачен судебным процессом, который начали против него в 431 г. до Р.Х. враги Перикла. Фидия обвинили в присвоении части доверенных ему дорогих материалов, и прежде, чем суд произнес над ним свой приговор, он умер в тюрьме.

Античность  http://proza.ru/2010/12/19/444

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273


Рецензии