Природные основы консерватизма
Как показано в биологии, эволюция живых организмов происходит в результате "борьбы противоположностей", взаимодействия двух противоположных процессов - наследственнности, обеспечивающей сохранение полезных признаков, и изменчивости, дающей приобретение новых признаков для приспособления к меняющимся условиям среды. Не все из появляющихся новых признаков достаточно адаптивны, и потому они проходят жесткую природную селекцию (естественный отбор, дифференцированное выживание и воспроизведение). Применительно к человеческому обществу, принято говорить о наследовании не только генетическом, но и социальном (Д. К. Беляев), связанном с передачей опыта, системы ценностей, общественных стереотипов поведения. При этом роль "фильтра", обеспечивающего в массовом сознании селекцию новых социальных стереотипов и сохранение прежних, необходимых для обеспечения стабильности социума, по-видимому играет консерватизм.
(С точки зрения системного анализа, консерватизм связан с таким общим свойством сложных систем, как инерционность.)
Каким образом природно-инстинктивная обусловленность консерватизма проявляется на уровне индивидуального сознания? Как показано ранее (Сандомирский, 2005), основные группы инстинктов отражаются на уровне психики в форме экзистенциальных проблем (смерти, одинчества, ответственности, смысла жизни). Психическая адаптация человека включает поиск индивидуальных, личностно-опосредованных решений этих проблем. В этом аспекте консерватизм способен выступать как мировоззрение, дающее человеку естественно-интуитивное решение описанных проблем, принятие их, как данности. В отличие от этого, "крайние" политические течение могут рассматриваться как отражение неадаптивных психологических защит, связанных с попыткой людей "убежать" от этих неизбежных проблем. (Политический и религиозный фанатизм являются известными вариантами такого "ухода от реальности".)
Свидетельство о публикации №210041800248