Природные основы консерватизма

Как известно, консерватизм - мировоззрение, опирающееся на терминальные ценности, значимость которых интуитивно очевидно (Л.Г. Ионин). К числу таких конечных ценностей относятся в частности семья, земля/собственность, социальная стабильность. В терминах психологии, они могут быть сопоставлены с основными человеческими инстинктами, или "врожденным психофизическим предрасположением" к восприятию биологически значимых объектов и реагированию на них (МакДаугалл), изначально заложенными, как бы запрограммированными в мозге человека.  Таким образом, консерватизм выступает как природно-заданная, инстинктивно-обусловленная система ценностей, связанная с адаптацией человека, сохранением естественного образа жизни. Она необходимо для выживания человечества - ибо многие изменения образа жизни, особенно связанные с техническим прогрессом, оказываются в то же время биологическим регрессом, не соответствуют природному устройству нервной системы человека и его организма в целом (Сандомирский, 2008).
Как показано в биологии, эволюция живых организмов происходит в результате "борьбы противоположностей", взаимодействия двух противоположных процессов - наследственнности, обеспечивающей сохранение полезных признаков, и изменчивости, дающей приобретение новых признаков для приспособления к меняющимся условиям среды. Не все из появляющихся новых признаков достаточно адаптивны, и потому они проходят жесткую природную селекцию (естественный отбор, дифференцированное выживание и воспроизведение). Применительно к человеческому обществу, принято говорить о наследовании не только генетическом, но и социальном (Д. К. Беляев), связанном с передачей опыта, системы ценностей, общественных стереотипов поведения. При этом роль "фильтра", обеспечивающего в массовом сознании селекцию новых социальных стереотипов и сохранение прежних, необходимых для обеспечения стабильности социума, по-видимому играет консерватизм.
(С точки зрения системного анализа, консерватизм связан с таким общим свойством сложных систем, как инерционность.)
Каким образом природно-инстинктивная обусловленность консерватизма проявляется на уровне индивидуального сознания? Как показано ранее (Сандомирский, 2005), основные группы инстинктов отражаются на уровне психики в форме экзистенциальных проблем (смерти, одинчества, ответственности, смысла жизни). Психическая адаптация человека включает поиск индивидуальных, личностно-опосредованных решений этих проблем. В этом аспекте консерватизм способен выступать как мировоззрение, дающее человеку естественно-интуитивное решение описанных проблем, принятие их, как данности. В отличие от этого, "крайние" политические течение могут рассматриваться как отражение неадаптивных психологических защит, связанных с попыткой людей "убежать" от этих неизбежных проблем. (Политический и религиозный фанатизм являются известными вариантами такого "ухода от реальности".)


Рецензии