Дедушка Митя

  Стройный по военному дедушка вышел из метро и пошел к своему любимому правнуку, который жил неподалеку. Он шел и любовался пейзажами города. "Ты только посмотри какие красивые здания научились они строить! И строят прямо на Новом Арбате" - думал он шагая по тротуару, - "И люди красивые идут. Нескончаемый поток людей, которые, как в муравейнике занимаются своими делами ничего не замечая. Каждый знает свою конкретную задачу и имеет определенные цели, только ему одному ведомые", - продолжил он свои мысли.
 
  У него у самого тоже были свои личные дела и свои личные проблемы. "Дети это счастье" - вспоминал он свои же слов, думая о ихних с женой красивых и хорошо воспитанных дочерей, "...одна из которых вышла замуж за офицера, родила ему внучку и внука, хорошо их воспитала, а теперь осталась одна- одинешенька, потому, что недавно с мужем развелась, а дети ушли жить в свои собственные квартиры". "А вторая дочь? - спросил он сам себя, - "Вторую они с женой видимо перевоспитал уж очень в строгих правилах и она так и не вышла замуж, а всю свою сознательную жизнь прожила ради своих родителей, то есть ради них с женой. И даже после смерти его любимой жены, которая умерла уже много лет тому назад, дочь не перестала верно исполнять свой долг ребенка перед родителем и ухаживала за ним, как за больным человеком, хотя он еще чувствовал силу в своих жилах, сам ходил по магазинам, готовил кушать, стирал свои вещи, наводил порядок по дому, ездил в гости к своим родным и близким, не теряясь в людском потоке и ничего не забывая, в том числе дни их рождения. Сама же дочь давно получила инвалидную группу и ежегодно ездила ее подтверждать в местную поликлинику".

  Внук и внучка деда тоже выросли как ангелы в раю, "...не зная людское горе, не слыша вой осколков боеприпасов и свист пуль, как он в свое время, не зная такие слова, как голод и разруха. Они получили по два высших образования и работали на высокие должности в высших кругах общества".

 Размышляя и сопоставляя, дед никак не мог определиться по некоторым направлениям жизни, в том числе, он не мог понять хорошо ли поступила его внучка, которая "...убедившись в отсутствии настоящих по ее меркам мужчин родила себе ребенка он мало известного ей мужчины и растила сама балуя  его повышенным вниманием материнской заботы". Внук же, "...уже имея больше 38 лет за плечами, так и не женился. Жил он один в большой трехкомнатной квартире на Кутузовском Проспекте и души не чаял, как он сам о себе говорил".

  В свои 87 лет, дедушка хорошо знал и понимал жизнь изнутри и ее основные приоритеты, но он эту жизнь знал иначе, чем эти все люди, "...вернее, чем многие из этих людей", - поправил он свою мысль. "Он же сам свою жену нашел в военные годы около перрона на одном из разрушенном прямым попаданием авиабомбы вокзале небольшого города ближайшего Подмосковья. "Голодная, в оборванном платьице, с маленьким платочком в правой руке, с помощью которого она вытирала никогда не успевающие усохнуть слезы, так как она ждала своего единственного любимого парня прижимая к сердцу треугольный пакетик, уже давно пожелтевший и потертый от времени". "Ее же парень погиб геройски в первые минуты начала войны в Брестской крепости, о чем писалось в этом письме, которому она не верила". Тогда дедушка, в те годы будучи 18-ти летним пацаном подошел к ней и "...протянул ей крошечный кусочек хлеба из своего же солдатского пайка, достал баночку тушенки и кусочек мыла и не смотря на ее сопротивление вложила ей в оборванным за ее хрупкими и нежными плечами ранце, а она вытерла слезы и ее большие голубые глаза на мгновенье пустили лучик солнечной надежды".

 -Дедушка пришел! Дедушка пришел! - крикнул правнук увидев своего прадедушку в дверях.
 
 - Проходи дед! - отозвалось его внучка,когда он зашел.

 - Ты к нам какими судьбами? Или просто соскучился по правнуку?

 -И по правнуку скучаю и по внучке. Давненько я Вас не видел. Вам все некогда ко мне в гости захаживать, а я вот решил сам к Вам наведаться.

 - И правильно сделал! Давай я тебя покормлю. Проходи на кухни.

 -Едой я сыт внученька,а вот духовным вниманием голоден, как волк в суровую зиму.

 - Ты нас,по крайней мере, меня, прости, некогда. Я одна живу с маленьким  ребенком. Сутра завтрак, потом в детсад, потом самой на работе,потом вечером забирать с сада,ужин, читка книг,вечерняя сказка...

 -Да все это мне знакомо деточка. Я вырастил твою маму в военные годы, потом двадцати часовой рабочий день,голод, разруха. Но находили время и для посещения своих предков. Причем прошу заметить, не было машин. Мы ходили пешком друг к другу в гости, порой до ста километров! Вам же до меня ехать пол часа на личных машинах. Мама заезжает только чтобы просить деньги в долг, а потом не вернуть, внук не помнит наверное где я живу, тебе некогда, а вторая моя дочь живет со мной, можно сказать за мой счет. Я кем то в жизни наказан. Лучше бы меня убили на войне,а мою фамилию золотыми буквами написали бы на мемориале. Вы бы чаше приходили ко мне и сами и детьми, потому что к мемориалам славы Вы ходите чаще, чем ко мне, к живому.

 - Дед прости. Лучше расскажи о войне. Ребенку будет интересно.

 -Да разве он поймет? Когда я был в его возрасте у меня была тяпка и на огороде был мой личный сад, за которым я ухаживал лично. За бурьян меня ругали и даже били наравне со старшими братьями и сестрами. А у него что? Полный шкаф игрушек! Игрушки на столе, под столом, на кровати,под кровати. Целый магазин! Когда я был маленьким, в его возрасте, в целом городе не было столько игрушек!

-Но Вы за это и воевали! Вы воевали за то, чтобы мы были счастливы! Нельзя нас этим упрекать!

-А в чем счастье по вашему? В наличии этих вот игрушек? Я думаю, что счастье это когда люди друг друга уважают, любят, чтут, помнят, проявляют заботу друг о друге!

-А я думаю дед, что счастье,это когда у всех все есть и им ничего за это не грозит.

-Я даже не понял что ты сказала.

-Расскажи пожалуйста о войне. О том,как ты воевал и где, а то мне стыдно. Я уже сама мать, но ничего о тебе не знаю. Ты мне не рассказывал никогда.

-Потому, что твоя мать тебя ко мне в гости не водила, а если и приводила, так все ее посещения заканчивались скандалами вокруг имущества.

-Да я помню все это.

-Дедушка! Ты плохой! - крикнул правнук и сбежал из кухни.

-Веди ка его ко мне! Кто плохой? Я? А что же я ему плохого сделал?

-Ты мою бабушку бил! Она мне рассказала, что ты ее бил и что сковородкой хотел ударить!

-Так это за дело! И потом...внученька кто ребенку такие страсти рассказывает?

-Да мать приходила в гости и пока я была занята успела ему проболтать всякую чепуху.

 - Ты лучше послушай как было на войне. Хочешь?

-Хочу.

-Однажды мы приготовили кушать нашим бойцам и пока возились с приготовлением не заметили, как фронт ушел вперед. Наши наступали. И мы оказались в окружении немцев. Они подошли аккурат к обеду и посвистывая нас, протянули свои котелки за едой. Мы просто ошалели от увиденного. Ждали наших на обед, но пришли они...

-Ты же говоришь, что фронт пошел вперед...

-Да...я и говорю. Была неразбериха. Мы шли так быстро, что некоторые немецкие части не успевали драпать и оставались в глубокий наш тыл. Потом они сдавались в плен или уничтожались. Так вот мы и думаем,как быть...

-А ты дед значит служил в тыловые части?

-Да я был поваром, кладовщиком, подвозил продукты для наших частей. Но это не значит, что я не видел никогда немцев! Или не был ими обстрелян!

- Дедушка в тебя тоже стреляли? - спросил маленький правнук с удивлением.

-Стреляли внучек! Еще как стреляли! Однажды после ужина пошел в туалет. Около туалета была небольшая очередь солдат, два - три человека. Когда дошла моя очередь и я уже вышел из туалета, за мной в туалет зашел один мой хороший знакомый солдат из нашей же роты...классный парень, веселый, жизнерадостный, смелый, работяга из глубинки. Так вот, он только зашел в туалет и в это время раздался взрыв и я очнулся в медсанчасть. А от туалет остались только щепки. Еще двое наших парней погибли. Так глупо и так неожиданно. Фашисты выстрелили прямой наводкой с орудия и с первого же снаряда попали в цель.

- Ужас! - сказала внучка и посмотрела на своего деда как-то по особенному.

- Кошмар! - сказал маленький правнук и подошел ближе к деду, - так тебя могло и не быть у меня?

- Да и тебя самого тоже бы не было на свете...и твоей мамы...и твоей бабушки.

И маленький внучек искривляя личико заплакал.

- Даты не плачь, все обошлось тогда. Вот в другой раз, к стати тогда, когда немцы нас окружили, мы вступили в бой, хотя их было очень много. Но они имели приказ взять нас живьем и по нам не стреляли, а мы, пользуясь этим, стреляли пока патроны не кончились и положили не менее их взвода, и тогда они разозлились и стали стрелять по нам, как по куропаткам. Все мои товарищи погибли. Погиб и начальник продовольственной службы, хороший командир, отличный начальник, заботливый сослуживец. Он никогда не ценил свою жизнь больше, чем организация питания личного состава и всегда говорил нам, своим подчиненным: "Лучше уж пусть мы погибнем все,как крысы, но наши бойцы должны быть всегда сытыми, чтобы могли победить наших врагов!" Я выжил, добежал до нашей части и доложил командиру. Командир очень расстроился и направил батальон для возмездия врагу за своих подчиненных. Немцы все до одного были уничтожены в тот же день.

-Дедушка расскажи еще о войне.

- О войне внучек говорить можно, но знать ее лично, никому не пожелаю. Это адская машина уничтожения людей! Все друг в друга стреляют, убивают. Обрываются нити жизни целых поколений людей! Ведь у врагов тоже есть жены, дети, родители. А потом среди них есть молодые, как я тогда, мне было лишь восемнадцать лет...и они погибают не оставляя на этой земле и следа. Пушечное мясо!

- А ты где закончил войну? В  самом Берлине был? - спросила внучка подавая деду тарелку горячего супа.

- Нет, в сорок четвертом, незадолго до нашей победы я был ранен в живот и в ногу и списан в запас,хотя желание служить было и даже не хромал после операции. Врачи были категоричными. А наша часть дошла до Берлина! Правда все те, которых я знал лично погибли и не дожили до победы!

Внучка и правнук, обнявшись, плакали и смотрели как их славный дед, дуя на горячий суп, ест почмокивая, то ли от удовольствия, то ли от наслаждения едой и жизнью.




 


Рецензии
И грустно от того, что недостаточно внимания от близких получает старый человек-фронтовик, но и детей -внуков понять можно, и радостно, что в таком возрасте человек способен наслаждаться жизнью и едой. Спасибо! Удачи Вам!

Галина Михалева   15.05.2010 11:56     Заявить о нарушении
В этом то и есть суть всех моих коротких рассказов о фронтовиках, о старых людях,о людях вообще в целом. Мы,люди 21 века отучились уважать и любить друг друга искренне. Нам всем важнее успех, материальное состояние,другие блага.... Никто не думает о том, что для жизни достаточно здоровье, счастье и любви.
С уважением, И.Крайности

Иван Крайности   21.05.2010 13:16   Заявить о нарушении