От автора

  Никогда не верил искусственно-праздничным рассусоливаниям насчет дружбы народов, подсчитыванию числа людей разной национальности, живущих в одном селе или доме. Такие разговоры  наталкивают на мысль о какой-то ущербности: мы же никого не убеждаем в преданности воздуху, а просто дышим, ибо иначе жить невозможно. Точно так мы здороваемся, враждуем или дружим, не спрашивая паспорта, не требуя анкету.
  И все же за последние годы так называемый «национальный вопрос» стал одним из самых горячих и болезненных. Отчего?
  Приходилось разговаривать с людьми разными, бывать на Кавказе и в Средней Азии, на Западной Украине и в средней полосе России. И подчас с азербайджанцем или таджиком мне было интереснее, чем с соседом по дому.
  Много наслышан о настороженном отношении к русским, особенно в Прибалтике. Свое маленькое открытие сделал, однажды разговорившись с рижанкой. Русский язык она выучила …в ссылке, куда попала с матерью в пятилетнем возрасте. Увы, послевоенное вступление в состав СССР принесло Латвии (и не только ей) те же репрессии, насильственную коллективизацию, раскулачивание. А насилие в любой форме не приведет к уважению и любви. Но, понял я, прибалты в большинстве своем не любят не русских как нацию – силу как форму «общения», через которую они с русскими познакомились.
   Лично я побывал в Литве, еще советской, когда шло обсуждение проекта дополнений к Конституции СССР. У нас оно шло довольно вяло и бесстрастно, потому меня удивила группа людей в центре Вильнюса, стоящая в очереди, чтобы подписаться под таким обращением: «В Президиум Верховного Совета СССР. Объявленный проект по дополнениям к Конституции СССР нарушает правовые государственные принципы. Он ограничивает права советских республик и народов, а также усиливает систему централизованного бюрократизма…» И – оформленные от руки плакаты с текстами тогда еще непривычными. В моем блокноте осталось: «ЦК КПСС дает половинчатую независимость, а хочет полной перестройки. Абсурд!», «СССР – союз или империя?» Тогда я еще не знал, как к этому относиться. Думалось: хорошо, что люди просыпаются от долголетнего безразличия, проявляют свою личность, свое «я», но важно, чтобы обретенная активность не приняла уродливые формы. Республики справедливо требуют возвращения отнятого у них права самим распоряжаться производимыми у себя товарами и ценностям, чтобы на основе взаимной выгоды приобретать у других недостающее.
  Затем события стали резко развиваться, и вот уже все бывшие республики объявили себя самостоятельными. Неприятно, конечно. Но в семье народов, как и в обычной семье, от любимых, от тех, с кем хорошо, добровольно не уходят. Уверен: если бы в  Союзе не падало, а росло благосостояние, люди бы не стремились «налево». В конце концов и Рязань, и Казань, и Сибирь, и Крым были когда-то присоединены к России, чаще в результате войн... Разобраться бы, понять, отчего с нами плохо – тогда рвались бы к  единении, а не отделению.
  Важно не мешать другим людям, странам и народам развиваться, говорить, думать так, как они хотят. Ибо при нарушении этого правила происходит то страшное, что случилось в Нагорном Карабахе, Фергане, Сумгаите…
  Ошалев от дикости идей,
  Заготовив шило как на зверя,
  В Сумгаите резали людей.
  Знаю это. Знаю, но не верю.
  И осмыслить не сумею, нет,
  Думай хоть до умопомраченья:
  Почему сквозь семь десятков лет
  Нож прошел всего лишь за мгновенье?
  Так писал член литературного объединения из поселка Первомайского  водитель Петр Тарасенко.
  Так отчего же психология неприязни подчас заменяет нам гораздо более понятную, естественную психологию обыкновенной дружбы – не столько межнациональной, сколько общечеловеческой? - хочется подумать вместе с читателями. Чтобы попытаться найти путь к подлинному единству.
  … Хотел было сменить название – и не решился. Потому что после 1991-го оно приобрело новый смысл и стало относиться не только к людям двух родин – испанцам, но и к нам, не скрывающим грусти по прежнему единому государству – в отличие от нынешних бессмысленных огрызков прежде огромной
Страны. Нет, не тем путем рванули, товарищи…

ИЗ  МОИХ  «МЫСЛЕЙ ПО СЛУЧАЮ».

ИСТОРИЯ СССР (спектакль)
  Действие 1-е. Направив пушки на акул, Иванов, Иваненко, Иванович, Иванидзе, Иванян и Вайнштейн плывут вперед на едином большом плоту.
  Действие 2-е. Они распилили плот и, направив пушки друг на друга, свободные и довольные, плывут в разные стороны.
  Действие 3-е. Сытые и довольные, в кроваво-красных волнах плывут акулы. Вместе.


Рецензии