Молодо - зелено
В боевой полк после училища шесть выпускников прибыли в январе 1953 года. Зима в Германии в погодном отношении очень сложна. То есть, стоят в основном погодные условия для подготовки лётчиков на второй и первый класс. И лётчики полка этим и занимались. Да и задачи «ввести молодых в строй» не было. Вот мы и летали с инструкторами, когда достанется. А доставалось редко. Было не до нас. Что нас в первое время смущало? В училище мы летали на МиГ-15 с грунтовой полосы. Казахстанские степи широки и раздольны. Мы не знали, какой длинны и ширины нам определяли взлётно–посадочные полосы в степи белыми парусиновыми на проволочных каркасах буйками. Выбьем землю до толстого слоя пыли, перенесут буйки вправо или влево, на свежий грунт, и продолжаем летать. Даже тормозить после приземления приходилось редко. Поэтому взлётно–посадочная полоса 1800 метров длиной и 60 метров шириной нам показалась страшно маленькой. Особенно после четвёртого разворота. Ну, как на неё сесть, если она такая узенькая? А ещё инструктор (на спарке) подсказывает по самолётному переговорному устройству: "Прижимайся к левому краю". Это и была единственная трудность в полку, хотя мы освоились быстро. Наконец–то и мы подготовлены к самостоятельным полётам. Меня "выпускают самостоятельно". Командир звена мне полёт объяснил: "Высота пятьсот метров. Сделаешь полёт по кругу, пройдёшь над полосой, затем зайдёшь на посадку и сядешь. Всё понятно?"
Взлетел, сделал круг, гордо прошёл на полосой и захожу на посадку. А у самого мысль: "Как бы сесть на середину ВПП?". Выполнил четвёртый разворот и "прицеливаюсь на середину". И так это меня увлекло, что больше ничего не видел и не слышал. Прошёл ближний привод (до начала полосы осталась тысяча метров) и вдруг перед носом что-то красное над землёй. И не такой шарик, как сигнальная ракета, а что-то с большим широким хвостом красного дыма. Дымовая ракета! Мне! Красная! Это – сигнал запрета посадки. Я увеличил обороты турбины двигателя и пошёл на второй круг. Только после этого услышал команду руководителя полётами "Уйди на второй круг!" и только тут увидел, что лампочки положений шасси все три КРАСНЫЕ.
Я забыл выпустить ШАССИ! И не слышал руководителя, и не видел посреди приборной доски большую круглую оранжевую лампу, на которой крупными буквами написано "Выпусти шасси!" (мы её называли "Балда, выпусти шасси!"). Вот что значит "молодо – зелено". Не выпустил, не слышал, не видел.
Со следующего захода сел. И сел посреди полосы. Сел хорошо, но из кабины выбираться не хотелось – было стыдно. Видел же весь аэродром. Правда, никто не подначивал, даже свои однокашники. Командиры среагировали совсем правильно: сделали вид, что ничего не случилось. А сам себя я казнил долго.
© Copyright:
Игорь Теряев 2, 2010
Свидетельство о публикации №210041800426
Рецензии