Повесть о войне. Угодчане. ч. 3. Угольки родного п

УГОЛЬКИ РОДНОГО ПЕПЕЛИЩА

Перед праздником Пасхи на рынке мне встретилась знакомая женщина, ветеран труда. Она выбирала у продавца самые красивые цветы, которые, по нашему обычаю, в светлый праздник Воскресения Христова носят на могилы дорогих людей.
- У вас мама похоронена здесь? – спросила я Таисию Петровну.
- Нет, сестра. Умерла в 1984 году. Мама и бабушка скончались от сыпного тифа во время немецкой оккупации, похоронили их без гроба на родине. Отец защищал Москву, участвовал в освобождении города Калинина, потом пропал без вести. Нас шестеро сирот осталось, никого старшая сестра в детский дом не отдала. Всех вырастила, выучила, в люди вывела.
Как я ни уговаривала Таисию Петровну подробнее рассказать о своем детстве, опаленном войной, она долго не соглашалась, слишком горьки те воспоминания. Однако к моей просьбе не осталась равнодушной, но заговорила о нашем времени:
 - Молодежи о тех годах иное рассказывают. Некоторые считают благом, если к нашим границам подступят войска НАТО.
Я такой пропаганде не верю, - твердо сказала она. - Я верю тем, кто сам все пережил, а не тем, кто копается в бумажках и пытается все поставить с ног на голову. Очерк в нашей газете главврача Рудакова о военном детстве перечитала два раза. Словно о нашей семье написано.
Неожиданно для себя Таисия Петровна разговорилась, беседа  была записана, но по просьбе героини очерка в нем изменена фамилия и имена – ее самой и родных. Моя собеседница была в райцентре известным человеком и, видимо, считала нескромным расширять факты своей биографии, уже известной людям.
Таисия Петровна родилась в 1928 году в деревне Высокая Гора Барятинского района нынешней Калужской области. В населенном пункте до войны насчитывалось 75 домов. Деревня расположена примерно в шести километрах от Безымянной высоты, о которой сложена прекрасная песня.
Селяне трудились на совесть, выращивали высокие урожаи сельхоз. культур, поэтому на трудодни получали не «палочки», как говорят противники колхозов, а все, что росло на полях. Одним словом, жили хорошо, люди колхозом дорожили. Перед приходом немецких оккупантов хлеб не оставили в поле, весь обмолотили и он лежал в ворохе на току. Все верили, что немцы пришли ненадолго, скоро их погонят и зерно пригодится колхозу. Дядя Таисии Петровны – Матвей во время первой империалистической войны шесть лет провел в германском плену, хорошо разговаривал по-немецки. Он объяснил немцам, что так хлеб лучше сохранится. Сберегли довоенный урожай до зернышка, никто на него не посягнул.
Другой дядя Таисии Петровны жил в соседней деревне, работал председателем сельского Совета. Его оставили руководить партизанским отрядом. Однажды он пришел из леса проведать семью, но его выдала соседка – его немцы расстреляли.
А жители деревни Высокая Гора скрывали у себя двух красноармейцев. Их не выдали даже тогда, когда всю деревню повели на расстрел, но почему-то свой приговор фашисты не исполнили.
Однажды Тая пошла в колхозный погреб за картошкой, увидела там незнакомого человека, который попросил принести кусочек хлебушка. Она выполнила его просьбу, взамен от того странного человека получила в подарок книгу «Всемирный потоп». Кто был тот странный человек: ученый, священник, девочка не узнала, но память о встрече с ним сохранила на всю жизнь.
На оккупированной территории без отца и матери осталось шесть сирот. Евдокия, хотя и считалась старшей, но ей исполнилось всего 18 лет. На нее легла забота о четырех сестрах и брате. Младшей Валентине было пять с половиной лет. Она всю жизнь тосковала о матери. Даже теперь, став пенсионеркой, она просит Таисию Петровну рассказать, какой была «мамка».
Моя собеседница сказала, что в «Истории ВКП (б)» были названы даты освобождения населенных пунктов от немецко-фашистских захватчиков. Их деревня освобождена 11 января 1942 года. Тае было 14 лет, она хорошо помнит этот день. Немцы сожгли деревню, из 75 домов уцелело четыре кирпичных. Туда сбежалась вся деревня. Из подвала школы, из погребов отряд карателей примерно в 12 человек, сгонял всех жителей в кирпичные дома для отправки в Германию на принудительные работы. К счастью, все окончилось благополучно. В соседней деревне Лощихино детьми и стариками были набиты два колодца.
Из родного горящего дома, спасаясь, Тая выскочила на снег босиком. На январском лютом морозе она грела ноги над угольями родного пепелища, но подошла старшая сестра и принесла девочке припрятанные валенки.
Когда немцы лазили по подвалам, собирая людей, с другой стороны деревни на санях въехали четыре наших разведчика. От белизны маскхалатов очень яркими казались красные звездочки на их шапках.
Узнав, что карателей чуть больше десятка, разведчики посоветовали согнанным людям взять в руки оружие или палки и кричать: «Ура!»
Этот психологический прием так подействовал на карателей, что они пустились наутек, видно, подумали, что русские уже вошли в деревню.
Первые после освобождения дни высокогорцы провели в уцелевших четырех кирпичных домах, затем подались в соседнюю деревню, оттуда – кто куда. Девушка Дуся со своим немалым семейством, по совету родственника, отправилась в город Энгельс Саратовской области.
Приехали, но почти рядом Сталинград, который готовился к защите, оказались в прифронтовой полосе. Дом дали, а на хлеб и пропитание самых маленьких приходилось зарабатывать старшим сестрам. Дуся и Тая пошли работать путейцами на железную дорогу. За это их один раз кормили в столовой, кое-какую еду давали домой. Так зиму прокормились, а летом пошли работать в колхоз, стало легче. В 1946 году Евдокии и Тае вручили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1943 году Тая продолжила учебу в школе, затем поступила в педагогический техникум, позже окончила педагогический институт. Брат окончил техникум. Вторая сестра стала врачом-стоматологом, третья – экономистом. Евдокия могла бы устроить свою личную жизнь, она была недурна собой, находились женихи, но она всю свою жизнь посвятила сестрам и брату. Поэтому память о ней так дорога.
У всех давно свои семьи. Выросли дети, появились внуки. У девочки, которая в 1942 году грела зимой босые ноги на угольках родного дома, сожженного немцами, двое детей и внучка. Дочь окончила физфак МГУ, стала астрономом, работает младшим научным сотрудником в Государственной обсерватории имени Штернберга. Сын недавно защитил диссертацию, стал кандидатом медицинских наук. И хотя сегодня престижно и выгодно быть коммерсантом, бизнесменом, сын Таисии Петровны, несмотря на материальные трудности, намерен оставаться ученым, продолжать изучение медицины.
Таисия Петровна подвела черту под нашим разговором. Она не против дружбы с другими народами, но на равных! А то ведь некоторые готовы все забыть, даже плохое. Она не может этого сделать – слишком горячи были угли родного пепелища, над которыми девочка в лютый мороз грела босые ноги.


Рецензии
Читаешь и будто сам проживаешь эти трагические моменты. До мурашек от осознания, что это было в нашей стране совсем недавно... а сейчас никто и не ценит "мирное" время, я уж не говорю о почтении и уважении тех героев-ветеранов, оставшихся в живых. Видимо, урок истории повторится.
Мирного неба нам над головой!

Оксана Светлова   03.11.2017 10:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
Всех благ!
Лариса

Коршуниха62   03.11.2017 14:24   Заявить о нарушении