В Германии хорошо, а дома лучше

Есть люди, с которыми хочется общаться снова и снова, а общение доставляет настоящее удовольствие. К такой группе людей относится Валентина Ивановна Волоскова, член Омутнинской местной организации ВОС. Познакомиться с ней довелось в нашем обществе слепых, куда она пришла в 2002 году вставать на учет.  Общительная, мудрая и добрая по характеру, она как-то сразу влилась в коллектив, в котором, кстати, всегда для всех найдется место, и активно включилась в его жизнь и работу.
Сейчас Валентина Ивановна – член бюро местной организации, взяла шефство над Ниной Александровной Чежеговой, которую каждый четверг приводит на мероприятия, а после них отводит домой. Нина Александровна не нарадуется на помощницу.
Агроном по образованию, Валентина Ивановна каждую весну консультирует инвалидов по зрению по вопросам садоводства и огородничества, выращивает хорошую рассаду, а осенью приносит нуждающимся излишки замечательной капусты и картофеля. К тому же она – хорошая хозяйка: вяжет, готовит, особенно удаются у нее пироги.
Родилась Валентина Ивановна в 1951 году в Куменском районе, что недалеко от Нижне-Ивкино. Окончив Кировский сельхозтехникум, получила специальность агронома и 14 лет проработала в сельском хозяйстве. Вышла замуж, родила двух детей.
Жизнь распорядилась так, что в 1985 году она переехала в г. Омутнинск, поменяла профессию агронома на страхового агента и проработала в Госстрахе 17 лет. Порой ей кажется, что город Омутнинск – ее родина, ведь здесь выросли ее дети – сын Саша, который работает в ИТК-17 старшим лейтенантом в оперативно-следственном отделе, и дочь Наташа, которая окончила Кировский педагогический университет, получив специальность преподавателя английского и немецкого языков.
Проблемы со зрением у Валентины Ивановны начались с рождения: один глаз не видел вовсе, а на другом уже в школьные годы было минус 8. После рождения детей зрение ухудшилось. В 2002 году зрение у нее ослабло настолько, что ей стало трудно работать с бумагами. Плохо же работать она не могла, т.к. всегда была в числе лучших сотрудников, и ей пришлось выйти на группу по инвалидности. Хотя и обидно было, что стала инвалидом, но сильного шока не было, т.к. проблемы со зрением у нее были всегда. Потрясло то, что ей дали не третью, а сразу же вторую группу, а это означало, что с работой, без которой не мыслила себя, придется расстаться.
Чтобы не потерять зрение окончательно, оставила работу. От тяжелых мыслей, как ни странно, ее спасла наступающая весна. На дворе стоял февраль месяц, а это уже период, когда нужно вовсю заниматься рассадой. И бывший агроном свою энергию направила в это русло, а еще стала посещать проводимые мероприятия в обществе слепых, где обрела новых друзей. Не оставляли ее без внимания и подруги по прежней работе.
У Валентины Ивановны, как ни странно это звучит, появилось много свободного времени. Дочка к тому времени вышла замуж и жила на юго-западе Германии около г. Майнц в местечке Катценбах, что по-русски означает «Кошкин ручей». Она настойчиво звала маму погостить, которая решилась отправиться в путешествие.
Германия произвела неизгладимое впечатление. Особенно ей запомнилось, как они с Наташей и Фридером катались на катере по Рейну, самой широкой реке в Европе. Она любовалась старинными замками, красовавшимися по берегам реки, которые охраняются государством и являются памятниками архитектуры. Один из замков, построенный в начале ХII века, они посетили. Сам он был выложен из камней-валунов, отесанных и подогнанных друг к другу, полы тоже каменные, правда, внутреннего убранства не было.
Еще Валентине Ивановне запомнилось восхождение на гору Бадмюнстер, высота которой 700 метров. С одной стороны она пологая и по ней выложена дорожка, другая – отвесная над рекой. По дорожке туристы не спеша поднимаются на гору, отдыхают и любуются открывающимся видом на окрестности города Бадмюнстера, сидя на деревянных лавочках. Наверху оборудована специальная смотровая площадка, примерно 15 на 15 метров, огороженная металлическим заграждением, с которой открывается панорама города: улицы, проспекты, разноцветные дома, по реке в лодках в виде уток и катамаранах плавают отдыхающие, а по отвесной стороне горы вверх забираются альпинисты. Стоял апрель, и природа была изумительная: кругом цвели и благоухали миндаль, дикая вишня и магнолия. И всей этой красотой наслаждалась Валентина Ивановна с помощью бинокля.
Запомнилась поездка в город Рюдецхайм, прогулки по его узким улочкам, по которым не ездят машины, т.к. противоположные стороны можно задеть руками, если их развести в стороны. Дорога между домами выложена брусчаткой, поверхность при этом неровная; создается впечатление, что она волнистая, повсюду небольшие магазинчики. Наташа решила купить маме на день рождения хорошее вино, и они зашли в один из таких магазинчиков. Заходя, дочь предупредила ее: «Осторожно, здесь ступенька!» Продавец услышал и повторил: «Осторожно, здесь ступенька!» Оказалось, что это эмигрант из Украины, который несколько лет назад обосновался в Германии и наладил здесь свой бизнес. Он с радушием встретил своих «земляков», предложил продегустировать некоторые вина и помог выбрать великолепное вино для торжественного случая.
Родственники мужа пригласили гостью из Вятки с дочерью и зятем на концерт джазовой музыки в г. Майнц. Валентина Ивановна была равнодушна к джазу, но приглашению заграничных родственников была рада. В обыкновенном концертном зале она заметила, что ряды сидений расположены не так близко, как у нас. Люди были одеты демократично: на них не было ни вечерних нарядов, ни драгоценностей, хотя, как потом она узнала, публика имела достаток выше среднего, а билеты на концерт стоили достаточно дорого. Музыка «вживую» понравилась. Хотя она и не понимала языка, но впечатление осталось приятное. В антракте угощались гамбургерами с некрепким вином в высоких хрустальных фужерах, которые все оставляли прямо между рядами. Заметив это, она спросила у дочери: «А их не унесут?», на что Наташа ответила, что здесь это не принято и никому не нужно.
Была еще одна поездка в г. Майнц – одну из лучших офтальмологических клиник Германии, на консультации в которой ей предложил побывать родственник зятя. Приняли ее доброжелательно. На лице доктора промелькнуло удивление, когда он увидел пациентку в очках минус 20 в тяжелой роговой оправе! Он в недоумении спросил: «Как можно носить на лице такую тяжесть?» и недоверчиво рассмотрел этот «музейный экспонат», а потом передал очки своим коллегам, которые взглянули на них с таким видом, как будто держали в руках что-то допотопное, неземное или инопланетное (в Германии люди с таким зрением обычно носят линзы).
После детального осмотра гостье из России предложили сделать линзу именно для ее глаза, учитывая все его особенности. Вторично они прибыли в клинику чуть раньше назначенного времени, и Валентина Ивановна удивилась, что нигде нет очередей. Их усадили в мягкие кресла, предложили кофе и журналы, чтобы они могли, не скучая, подождать10-15 минут. Потом вятскую гостью терпеливо учили пользоваться линзой, расспрашивали о России, о том, далеко ли от Москвы живет. Она ответила, что ближе к Уралу. Оказалось, что про Урал они знают.
Вторично Валентина Ивановна посетила дочь осенью и побывала на празднике виноделов. Ее поразило обилие цветов кругом, а особенно роз. Свой праздник виноделы устраивают, когда начинает бродить молодое вино и созревают овощи и фрукты. Это своеобразный праздник урожая. На нем демонстрируют все самое лучшее, что удалось вырастить за сезон. Всех гостей за символическую плату угощают молодым вином и открытыми пирогами с зеленым луком, совсем не похожими на наши.
Особое впечатление на Валентину Ивановну произвели виноградники, расположенные прямо у дорог; нигде не было изгородей, а отделены они друг от друга плодовыми деревьями. Все ухожено и подстрижено. В населенных пунктах в глаза тоже бросается идеальный порядок, чистота, нигде не видно мусора, т.к. жители утром и вечером подметают свои владения и регулярно подстригают газоны.
Вечером после праздника они отправились к знакомым, так как в Германии в гости принято ходить только по приглашению. Там не бывает шумных застолий, как у нас, а приготовлен стол, на котором выставлены 2-3 сорта вин, тосты, печенье. Ведутся неспешные разговоры. В пригласившей их семье был дед, который в годы войны воевал против России. Он рассказывал, как это было, а о русских сказал, что это сильный народ. А поздним вечером общество фермеров завершило праздник виноделов необычайной красоты фейерверком.
Племяннице Валентины Ивановны, с которой она путешествовала, пришлось побывать на немецкой свадьбе. Ей там не понравилось, так как молодежи было мало. Может быть, потому, что жениху было около 40 лет, а невесте под 30, ведь на Западе обычно сначала делают карьеру, а потом заводят семью. Не было «выкупа» невесты и потех, к которым мы так привыкли. Понравилось только своей красотой и торжественностью венчание в церкви.
Валентина Ивановна блеснула своими кулинарными способностями и угостила зятя пирогами по-русски, которые испекла с рыбой и луком. Они так понравились Фридеру, что тот попросил разрешения у тещи угостить своих друзей, с которыми собирался идти играть в бильярд. Они были не меньше его потрясены их вкусом и, шутя, просили своего друга отпустить к ним на время тещу, чтобы та испекла им такую вкуснятину.
По достоинству оценили русскую стряпню Валентины Ивановны и друзья дочери из медицинского колледжа, в котором Наташа училась в то время. На ее день рождения она напекла две корзины миниатюрных пирожков, которые опустели мгновенно. Студенты ели и нахваливали, удивляясь, как можно приготовить такую вкуснятину. В Германии не выпекают пирожков, а выкладывают продукты на хлеб или булочки и таким образом делают гамбургеры. На расспросы друзей Наташа шутливо отвечала, что специально пригласила маму из России, чтобы порадовать их угощением. Оказалось, что немцы любят русскую кухню, но так готовить не умеют.
В Германии Валентине Ивановне очень понравилось, но, как говорят, в гостях хорошо, а дома лучше. Она рада, что дочка Наташа счастлива в браке с иностранцем, а с нами она с удовольствием делится своими впечатлениями о Германии, ее обычаях и нравах, показывает множество привезенных фотографий.
Сейчас снова весна. Открывается новый посевной сезон, и жизнь нашей героини идет своим чередом. Несколько лет назад она овдовела, но недавно встретила замечательного человека, тоже инвалида по зрению I группы с остаточным зрением. Они вместе уже более полугода. Владимир Николаевич Падерин – прекрасный человек и труженик, в его руках всякая работа спорится. Ранее Валентина Ивановна всю тяжелую работу по дому делала сама, а теперь Владимир Николаевич взял на себя не только тяжелую мужскую, но и старается помочь супруге справиться с чисто женской работой: топит баню, подготавливает к весенней посадке множество парников, помогает со стиркой, вынося из дома использованную воду, а потом развешивает белье, ходит с женой в магазины за покупками, не позволяя ей носить тяжелую сумку. Около их дома всегда идеальный порядок.
После нового замужества ей стало жить намного легче и интереснее. Она почувствовала себя защищенной, как за каменной стеной. Владимир Николаевич заботится о своей избраннице и иногда балует ее, покупая в гостинец мороженое, шоколадку или банан. Вместе они заботятся о своем домашнем любимце – месячном щенке овчарки по кличке Рик. Они ухаживают за ним как за ребенком, а на печке греется рыжий кот Чубайс…
Сами же супруги с нетерпеньем ждут, когда начнется посевной сезон и можно приступить к работе на земле. Дай Бог, чтобы все их мечты исполнились.


Рецензии
Просто.Ясно. Увлекательно. И очень интересно. Прочитать Ваш рассказ, Люба, словно самому в гости съездить. Спасибо. С уважением.

Александр Васильевич Стародубцев   13.01.2013 09:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.