Загадки земли Донецкой. Странная песня

     Если честно, жутковато мне про это рассказывать.
     Я в советские времена, да и позже, кучу художественных книг на историческую тему перечитала. А что еще можно было в советские времена читать - историю (хотя и порядком перевранную) да сказки. Попадалось и о племенах готов, интерес к которым возник почему-то еще в раннем возрасте, я уже тогда откуда-то взяла, что это - очень плохие люди, а подробностей набиралась уже потом. Как мне удалось выяснить уже в недавние годы, в начале первого тысячелетия эти племена захватили территорию изрядной части современной Украины, первым делом Подолье и Волынь, вытеснив оттуда полностью прежнее славянское население,а потом пошли дальше, дойдя  и до моего края...
 
     Но не о том речь. Просто во всех романах, повестях и маленьких рассказиках, где хоть как-то упоминались готы, упоминалась и такая строчка: "Перун боже, не мучь жемайта, мучь гота, рудого пса". Поначалу я думала, что это авторский вымысел, но в третьей по счету книге, написанной профессиональным историком, было объяснение: это строка из древней песни, которая, тем не менее, дожила в Литве почти до начала девятнадцатого века, меж тем как готов там не стало более тысячелетия назад. Жемайты - это одна из литовских народностей. Но книги-то были про славянские земли... Такое вот предисловие.

     Стояло невероятно жаркое лето 2000 или 2001 года, уже точно не помню. Дождей не было с месяц или больше, плюс жара неимоверная. Ужас и кошмар.

     Поехала я торговать на небольшой базарчик, который находится на самой-самой окраине нашего города, на Абакумова. Ехать было далеко, минут сорок, а то и больше. Старенький, советских времен автобус полз медленно-медленно, внутри битком, душно и неудобно. Слава Богу, мне удалось занять место, но такое неудобное - заднее, у самой двери, ноги свисали над ступеньками, руки с трудом удерживали тяжелые сумки. За окном проползали пейзажи, характерные не для большого индустриального города, а скорее для ооочень отдаленной деревни - старые хаты, сады, огороды и просто незаселенные участки. У нас если за участком земли не ухаживать, то он превратится не в пустырь, а в кусок степи, манящий разнотравьем. Вот это за окнами и проплывало.

     Не знаю, как это вообще в таких условиях возможно, но я слегка задремала. Не то чтобы уснула, нет - то на минутку забывалась тяжелой, душной дремотой, то мало-мальски возвращалась в реальность и смотрела в окно на эти хаты, огороды и кусочки степи - и какой-то болью веяло от этой земли, болью давней, но незаживающей. Я и прежде часто там ездила, и порой что-то такое доносилось до сознания, но не с такой силой. Хотя если учесть это состояние "между сном и явью"... В конце концов я совсем отрубилась. Но через некоторое время вдруг подскочила, словно от толчка. Сон моментально улетучился, да какой там сон - меня преполняла странная энергия, удивительная сила, а в голове звучала не менее странная песня. Сказать - красивая - значит ничего не сказать, у нее была сказочно, божественно прекрасная мелодия, а слова... Не на русском и не на украинском, а на чем-то среднем и со странными окончаниями, и время от времени в ней повторялась та самая строчка, про Перуна и готов. Ею заканчивались некоторые куплеты, а рифмы были не везде, и присутствовал совершенно незнакомый мне акцент, очень мягкий. Звучала она быстро, времени запомнить не было, а нахлынувшую энергию я употребила на то, чтобы сдержаться и не запеть ее на весь автобус, хотя и понимала, что сделать это стоило. Проклятые предубеждения насчет "что люди подумают"!!!

     В памяти задержались лишь три-четыре куплета, которые в уме тут же переиначились на украинский язык (к нему она все-таки была ближе) и в которых я сразу же "навела" рифмы и привычные окончания. Возможно, часть этого запомнившегося я уже сама досочиняла, рифмую-то я на лету, хотя и не поэт. И мелодия упростилась до моего восприятия. А песня была о боли земли, о разрушениях и ранах, нанесенных ей врагами, о темной пелене, закрывшей солнце; о запустении и бессильной жажде мести и о том, что эта боль не пройдет никогда. И небезызвестная мне строчка, повторявшаяся где-то через куплет.

     Песня была длинной и оборвалась так же резко, как и началась, многое прошло просто мимо сознания, не успела уловить. А то,что осталось, я тут же, в автобусе мысленно обработала, и иногда напевала, чтобы не забыть.

     Прошло пару дней. Дождя так и не было, уже вошло в привычку постоянно смотреть на небо в поисках хоть маленького облачка, но тщетно - уже давно ни малюсенького не появлялось. Я возилась в летней кухне, готовила обед. Андрюха, мой сын, играл на улице, ему тогда было лет шесть. Готовить - тяжкий труд, да еще в такую жару, и чтобы немного скрасить эту повинность, я распевала раз за разом песню, ту самую - очень уж понравилась мелодия. Хотя я не смогу даже наполовину передать ее красоту, и вряд ли кто-нибудь сможет. И вдруг спустя некоторое время замечаю: яркий солнечный свет, бивший в окно, померк. Неужели?..
 
     Я выбежала из кухни и остолбенела. Небо, как и прежде, было безоблачным. Безобразно голубым и ясным, но за одним исключением. Прямо передо мной, в том месте, куда я подняла глаза, посреди неба висела туча. Не очень большая, но угрожающе темная, а вовсе не белое облачко. Мне стало страшно. Я метнулась на улицу, забрала оттуда Андрюху. До меня медленно доходило, что же я по сути творила...

     Туча еще какое-то время повисела там. а потом медленно уплыла. Дождя так и не было, и еще не помню сколько его не было.

     А через день после того в газете написали о жуткой грозе, разразившейся над каким-то небольшим городком то ли в Германии, то ли в Австрии. Газетчиков эта гроза привлекла тем, что были побиты все рекорды по количеству попадания молний в строения. На кирхе крышу разнесло, кучу домов переколошматило... О жертвах не помню, были или нет. Совпадение, наверно.

     Я тогда решила больше этого не петь. Но несколько раз нарушала данное себе обещание. Каждый раз после этого начинался дождь, порой совершенно неожиданный.


Рецензии
Даааа... Может, не зря наши предки во всё это верили...))

Валентинэ Фьоре   18.07.2011 20:49     Заявить о нарушении
Вот и я теперь... верю. Все это со мной действительно было.

Света Чмут   18.07.2011 23:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.