Что такое Бог?

Продолжение и развитие темы, заданной Олегом Покуминым.
http://stihi.ru/2008/02/04/1998
Основные его положения:
«Бог – это единство всего сущего».
«Бог -  Гармоничное Единство всех составляющих».
«Охватить всё это человеческим разумом невозможно».
«Сила Веры, направленная чувством Любви к Богу, есть движение к Создателю».

Взяв эти постулаты Олега Покумина за основу, я позволил себе порассуждать в рамках заданной темы.
А что будет, если исходное положение «Бог – это единство всего сущего» сделать  ещё короче, типа: 
Бог - это всё! А всё то, что составляет содержание этого всего - это наше представление о нём.
Если, в соответствии с Кантом, априори учесть изначальную природную ограниченность человека, то мы, люди, в этом представляем противоположность ни в чём не ограниченному Создателю. Возникает риторический вопрос - а может ли одна противоположность постичь другую? Если нет, то тогда к чему наши усилия? Все они будут заранее ограничены нашей мыслительной сутью. А можно ли утверждать, что в этой мыслительной сути (или в Логосе) мы сродни Богу, даже если это всего лишь один из атрибутов Бога? А как мы может судить об Его атрибутах вообщ? Здесь нам даже сам Логос не поможет. Ведь и он существует лишь в нашем представлении о нём.
Но мы, тем не менее,  рассуждаем о чём угодно на любом доступном нам уровне абстракции (изначально ограниченном нашими природными мыслительными способностями). Это сущность нашей жизни и в её построении нам весьма помогает наше представление о Боге и как сказал Вольтер - если бы Бога не было, то его следовало бы выдумать.
В процессе становления человечества появляются регулятивные начала социального устройства (типа, Любовь), опирающиеся на абсолют и авторитет. Возникает религия, вначале как абстрактный умозрительный образ, а потом и как социальный институт.
Люди, понимающие подобный механизм социальной организации, живут в соответствии со своими представлениями о мироустройстве, находящимися вне заданной  условности. В этом случае в гипотезе о наличии Бога они не нуждаются (Лаплас). И для некоторых, как обобщил Ницше – Бог умер. Сам Ницше при этом закончил свою жизнь в сумасшедшем доме, но для других жизнь продолжается.
Жить, не веря ни во что, противоестественно человеческой природе и он волей-неволей начинает верить во что-то всеобъемлющее настолько, что это уже можно назвать Богом.  Таким образом, круг замыкается, Бог возрождается и человек, следую Покумину, продолжает свой путь к Создателю.
Вот такой в итоге у меня получился эклектизм из Канта, Вольтера, Лапласа, Ницше и Покумина, каждому из которых мне хотелось бы выразить искреннюю признательность и уважение.

А если серьёзно, то обратимся к фразе Олега Покумина:
"...принимать надо всё, добро и зло, плохое и хорошее, стремясь понять – почему именно так моё Я воспринимает действие, ситуацию, какой-либо факт... Именно понимание и приятие есть движение к Создателю, я считаю".

Что бы мне хотелось ответить Покумину.
Олег, в целом рассуждения правильные, уводящие от догматизма в процесс.
Но в этом процессе для конкретного человека отведено настолько маленькое место (по моим понятиям), что никогда он не достигнет понимания в широком значении. Тогда может ли это быть смыслом жизни? Тем более принятие (...всё действительное разумно...). Мне симпатичней другой подход. Человек своей деятельностью вольно-невольно меняет мир (пусть кусочек мира) под свои представления, делая его таким в котором ему жить привычней, понятней и комфортней. А движение к Создателю (очень много на эту тему рассуждений, которые в конечном счете ничего не добавляют от исходного заявления) слишком общие (на мой взгляд).
Столкновение интересов людей, как микрокосмов, и определяет движение к чему-то там непонятному и вряд ли вообще объяснимому без идеализации собственного сознания (к чему так склонен индивид).
Конкретику в процесс (на мой взгляд) больше всего внесло учение Христа, как организующее начало в деятельность людей, направленное не на саморазрушение, а на продолжение жизни, и задающее людям рамки соответствующего поведения. А при таком подходе, возможно, и сами наши размышления о сути Боги представляются излишними.


Рецензии
Вай! Сколько много умных слов!
Это не для слабых умом женщин...

Конечно, Ваша, Валерий, концепция, которую Вы задели лишь краем, более ЖИВА!
Только тот, кто сам активно участвует в Божественном процессе Созидания, достоин называться Достойным Творением.
Только для этого следует всего лишь различать Созидательные процессы от Разрушительных.
А главная суть любого мыслящего существа - понять и полюбить свою оппозицию. Тогда движение "идёт"! Я об этом ещё в своих Уроках Астрологии писала.
Про учение Христа - не специалист. Но сразу могу сказать, что бесконечные просьбы и мольбы ТАМ не нужны!
Спасибо, Валерий, за размышления!
С уважением,
Жанна.

Жанна Марова   20.04.2010 12:19     Заявить о нарушении
Жанна. Вы очень основательный человек. С вами подчас просто не до смеха. И если зашла речь о столь серьёзных вещах, то позволю себе ещё немного привлечь Ваше внимание. http://www.stihi.ru/2010/02/23/4605
Если Вы сочтёте, что я созрел до астрологии, то я обращусь к Вашим трудам, имеющим отношение к звёдам. А своё отношение к этому процессу я выразил, как сумел в "Захочешь звёзд - на дно колодца лезь" http://www.stihi.ru/2009/10/31/498
С уважением и с огромным пиитетом (вполне серьёзно)

Валерий Белов   20.04.2010 12:38   Заявить о нарушении
Валерий! Вечером обязательно прочту!

Жанна Марова   20.04.2010 12:43   Заявить о нарушении
Жанна. Конечно, с пиететом... с грамматикой я не шучу.

Валерий Белов   20.04.2010 12:49   Заявить о нарушении
Жанна, ты лучше это почитай: http://www.stihi.ru/2009/06/23/2794
Не ценит Валера в себе лирика, утонул в разборках с еврейским Богом..., юморит иногда.
Валера, извиняй....влез. Вы у меня с Олегом всю страницу затоптали, шалуны. Для плохо видящих: Поймандр - Высший Ум...
В редакции Жанны - незамутненное воспитанием и образованием
"СВОЕ СОЗНАНИЕ"

Юрий Фесенко   20.04.2010 15:05   Заявить о нарушении
Да, верно!
Именно со дна колодца их и смотрели! Ночью, голодными и в полном одиночестве!
Красивый стих!

Это только Юрию дают просветление сеансы "дао" вдвоём и после ужина...
С улыбками,
Жанна.

На стихах оставить отзыв не могу!

Жанна Марова   20.04.2010 17:14   Заявить о нарушении
А то что важен сам процесс, я сама всегда говорю.
Обалденное стихотворение!!!
)))По жизни всех к теплу влечёт,
Там где признанье и почёт,
Где сладко бульканье хвалы…
А впереди кипят котлы,)))
Верно на все сто! Однако ж - упорно прут к теплу...
Так складно, так пронзительно - про неумение квасить нос об Мироздание...
Очень!

Жанна Марова   20.04.2010 17:19   Заявить о нарушении
Жанна, "просветление сеансы "дао" вдвоём" ???
1. почему в двоем (ты меня недооцениваешь)?
2. почему после ужина?
3. не завидуй.....
Почту посмотри, натал проверь, замутила бабушке голову.......
http://www.proza.ru/avtor/guskova
координаты ты какие задавала, не по Москве ли?

Юрий Фесенко   20.04.2010 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.