Как я поступал в институт

   Как у меня начинались студенческие годы молодости, которые не забываются на всю жизнь из- за того, что тогда была молодость, всё было внове, всё было интересно, познавалось сама жизнь. Я поехал учиться в Хабаровск, где уже тогда учился мой старший брат, поступивший в институт после службы в армии, да ещё в Морфлоте, а это было три года службы и поэтому, хотя он и был на шесть лет старше меня, к тому времени он закончил только первый курс. Надо сказать, что для меня самостоятельно поехать в большой город было серьёзное событие, ведь до того я только один раз бывал в Благовещенске, куда нас возили от школы на областную олимпиаду. Но я хорошо запомнил наставления брата, когда он приезжал домой: «Выйдешь с вокзала, сядешь на пятерочку, и она тебя довезёт до самого института, а там найдёшь пятое общежитие, комната 514!» При этом у него само собой добавлялись впечатления от городской жизни, в которых он рассказывал о бабусе, которая резво догоняла уходящий трамвай, вместо того, чтобы дождаться следующий, ведь они ходили буквально через пять минут!
  Так вот прибытие моё в славный город Хабаровск ознаменовалось тем, что я уселся не на тот маршрут! Как же так? Да очень просто! Я вышел на крыльцо вокзала, напротив увидел величественную фигуру памятника Ерофею Хабарову, опустил глаза и вот, пожалуйста - к крыльцу подкатил автобус под номером пять! Я в него и уселся. Через минут пятнадцать мне пришло в голову спросить, когда же будет политехнический институт. Выяснилось, что никогда. Хорошо сразу же подсказали, как пересесть и на какой маршрут, чтобы попасть по назначению. Ну да ладно, добрался я до института, нашёл комнату, где был встречен с радостным восторгом всей компанией жильцов комнаты, вместе с моим братом и только тогда выяснил, что «пятёрочка» имелась в виду трамвай, а не автобус. Тут же мне по секрету друг брата Николая, Сашка Кикоть, объяснил причину восторга жителей комнаты: «Ты думаешь, это он тебе обрадовался - нет, он обрадовался, что ты приехал с деньгами!» Это была первая характеристика этого человека! Вроде бы сообщение было в шутку, но как говорится, в каждой шутке есть доля шутки!
 Тут есть необходимость объяснения финансовой составляющей нашей тогдашней жизни. Николай, как я уже сказал, был на шесть лет старше меня, и уже имел опыт поступления в этот же институт, до службы в армии. Но тогда страна переживала очередную реформу образования -  переходили с одиннадцати летнего образования на, десяти летнее и в этот год поступало практически два школьных выпуска, то есть шансы на поступление снижались точно в два раза! И он не поступил и пошёл служить. Но с финансовой точки зрения для моих родителей послать ребёнка в другой город, дать денег на прожитьё, одеть ну и так далее было серьёзной статьёй расходов. А в то время на иждивении родителей было нас три брата, сестра Наталья уже закончила училище и по- моему уже сама зарабатывала. Так вот пока Николай служил, родители посовещались и решили, что они не вытянут обучение сразу всех и среднего Вовку после восьмого класса отправили в вечерний техникум, а когда ему исполнилось шестнадцать, он пошел работать на завод к станку, учился на токаря. К тому времени, когда я закончил школу и надо было определяться, что со мной делать, они посмотрели на меня с явно читаемой в их глазах мыслью, что жалко выбрасывать деньги на ветер, но поскольку, наверное, всё же преследовался принцип о равных возможностях для всех детей, то  дали мне пятьдесят рублей и отправили поступать в институт без кокой либо надежды на результат. Ведь они тогда помнили о результатах моего старшего брата.  Он второй раз  уже поступал от завода и шел вне конкурса, а я собирался поступать на общих основаниях и кроме сожаления о потерянных деньгах, моё намерение  в глазах родителей ничего не вызывало. И вот с такими мыслями я приехал в общежитие! И что же я увидел? Народ в комнате был явно после бурной вечеринки, они уже закончили сессию и буквально на днях собирались отъезжать в стройотряд - была в то время такая форма проведения студенческого лета. Но ещё не выдали стипендию, а предыдущая закончилась ещё вчера! Поэтому причина  восторга  по поводу моего прибытия до меня дошла довольно быстро! Правда, я ещё не  совсем расстался с домашними мыслями о тяжелом труде моих родителей и для меня были странноватыми рассуждения студентов типа: «Я вчера поймал мотор по выходе из кабака и приехал в общагу….». Но это быстро проходит...
  Я остановился у брата и первые две или три ночи мы спали валетом на одной кровати. Жители комнаты были активно заняты подготовкой к отъезду в стройотряд, получали стройотрядовки, нашивали эмблемы, подгоняли форму, пребывали в возбуждённом ожидании отъезда. Надо сказать, что эта самая 514 комната была не самым лучшим примером для студенческой жизни. Можно было хотя бы судить по тому бардаку, который присутствовал в комнате и по разнуздалой манере жизни её постояльцев. Я же оформился на подготовительные курсы и начал первые дни своей студенческой жизни. И вот тут то стоит рассказать о двух событиях, которые кое- чему меня  научили ещё тогда. Как- то во время отсутствия жителей комнаты я по своей домашней привычке решил навести порядок в комнате, разложил вещи, разбросанные, как попало, ну и так далее. На это у меня не ушло много времени, и я сам не обратил на это особого внимания. Тут же мне попалась, какая то книжка и я принялся её читать. К вечеру вернулись жители комнаты, и постепенно от чтения меня отвлёк какой то скандал грозящий перейти в потасовку. Я прислушался и понял, что у кого - то пропала стройотрядовка, которая лежала вот тут на кровати! В то время, когда это до меня дошло, скандал вдруг затих, и все уставились на меня! Это было зрелище! В их глазах я прочитал, какое то удивление и ещё что- то. Дело в том, что стройотрядовку они обнаружили висящую на плечиках над этой же кроватью и тут же поняли, что ни один из них не стал бы вешать чужую стройотрядовку, а уж тем более аккуратно на плечики! Знаковое было событие. Ещё одно событие, которое тоже как - то учило меня жизни, случилось, в это же время. Дело в том, что в то время в институте существовало правило, которое состояло в том, что абитуриентам общежитие не предоставлялось, а поскольку я ещё вдобавок приехал на месячные подготовительные курсы, то должен был жить, черт её знает где. Студенты в стройотряд уезжали на днях и соответственно, мне бы жить было негде. Брат уже на второй день спросил меня, решил ли я что ни будь с жильём, и когда я ответил, отрицательно он просто отправил меня в институт с наставлением: «Иди, решай». Что было делать? Я опять пошел в приёмную комиссию, хотя ответ я знал заранее. Так вот я и торчал там, не зная, что делать. Скоро я понял, что, таких как я, набралось несколько человек.  В один, как оказалось прекрасный момент в районе кабинета, в котором заседала приёмная комиссия, возникло шевеление, одного из таких же, как я пригласили, и он вышел быстренько и спрашивает: «Нужно общежитие?». «Конечно!». Одним словом надо перетащить сейф на шестой этаж. Хотя сейф оказался здоровым, а нас было то ли четыре, толи пять человек мы его на радостях с размаху затащили на один этаж выше, потом пришлось возвращать, и нам тут же выдали направление в общежитие! На следующий день все студенты уехали в стройотряд, а с нами, то есть абитуриентами остался жить только Паша Михайлов, который оформлял свой перевод в другой институт в город Йошкар-Олу. Это ещё тот был кадр! Первые азы правил студенческой жизни преподавал нам он. Во- первых это был ещё тот приколист, это у него было вроде бы как хобби, а во- вторых знатное трепло, но послушать его было интересно! Однажды он объявил, что поедет в пивной бар, коих в то время в Хабаровске было всего два: - один сидячий, то есть пиво там можно было пить сидя за столиком, он находился возле вокзала, и стоячий на улице Ленина, там столики были без сидений, как в привокзальных буфетах - больше нормы выпить, трудно - не устоишь! Так вот приезжает он оттуда, заходит в комнату и не слова не говоря, падает на кровать, а из кармана со звоном выпадают и  раскатываются по комнате металлические рубли! Мы затаились в ожидании, что Паша заснёт. Только один из нас потянулся за рублём, раздался громовой голос от вроде бы не шевелящегося Паши: «Положи на место!»
  Когда подошла пора сдавать вступительные экзамены, я их сдал почти все на «отлично» и после каждого экзамена отправлял домой телеграмму, чтобы родители за меня порадовались. На заседании приёмной комиссии, какой то дядька сказал, что вообще то меня не стоит принимать, на что я очень удивился и спросил почему? На что он ответил, что я слишком самоуверен и что поэтому меня через полгода выгонят. И надо сказать, что он чуть ли не оказался прав. После заседания приёмной комиссии, где сказали, что я принят в институт, я поехал, купил билет домой, после чего у меня денег осталось ровно на булку хлеба и селёдку. В тот же день все разъехались, и я остался в комнате один потому, что билет на поезд у меня был на завтра. С учётом того, что я до этого не ел с утра, я вечером в комнате поставил графин с водой и с голодухи умял почти, что всю булку и съел селёдку. Когда я насытился и уже вроде бы можно было отдохнуть, я уж решил привести в порядок своё обмундирование - погладить штаны дабы приехать домой при полном параде так сказать на белом коне! Но тут судьба решила надо мной слегка подшутить. В то время, когда я уже разложил штаны на столе, пришла моя бывшая одноклассница она тоже вроде бы поступала, только на другой факультет. Но суть не в этом. Во-первых, надо сказать, что Людмила, а так её звали, в школе была предметом пристального внимания пацанов в силу своей уж очень аппетитной фигуры, но из - за чрезвычайно строгих родителей ей не очень то везло  в этом плане! А, тут, судя по её виду, она это наверстывала, как могла! Губы у неё были как вареники и с подозрительно синеватым оттенком. Она по хозяйски окинула комнату взглядом, спросила, где же все и когда я ответил, что все уехали, она, как видно, сделала для себя нетривиальный вывод - ну вот же всё есть! И никто не помешает! Но как видно мой ангел хранитель был начеку! Как я впоследствии узнал, она, что- то подозрительно быстро родила, правда всё же успела выйти замуж за какого то шофёра. Так вот про ангела! Хвала ему! От съеденной с голодухи булки с селёдкой у  меня начало страшно пучить живот. И вот, представьте, какой кавалер из меня в то время получился! Как говорится король без штанов, которому вдобавок ещё мучительно хочется пукнуть! Благодаря моим титаническим усилиям мне удалось её проводить. Ушла она в по моему в чрезвычайном недоумении, наверное, вспоминая мои страстные взгляды через школьные парты.
На следующий день я благополучно погрузился на поезд, гордо осознавая, что теперь я уже студент! Впереди открывались перспективы и вдобавок я радовался и гордился тем, что не зря потратил родительские деньги!

         


Рецензии